Деньги - за реформы

Кого и как финансирует Евразийский фонд стабилизации и развития?

Евразийский фонд стабилизации и развития, который работает с Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Россией, в июле выделил Таджикистану $42 млн: 40 миллионов на проект "Модернизация Нурекской ГЭС, фаза 1" и еще $2 млн на проект "Караван здоровья", пишет "ASIA-Plus".

Чем занимается ЕФСР - евразийский региональный финансовый механизм, как получить от него финансирование и что нужно сделать Таджикистану, чтобы продолжать получать эти средства, рассказал в интервью «АП» исполнительный директор проектного блока Евразийского фонда стабилизации и развития, средствами которого управляет Евразийский банк развития, Андрей Широков.

- В институциональной архитектуре евразийской интеграции мало внимания уделяется ЕФСР. Не могли бы рассказать о миссии фонда, структуре, а также инструментах поддержки?

- В медиапространстве деятельность ЕФСР освещается недостаточно полно. Значительно больше внимания уделяется Международному валютному фонду, чем ЕФСР – евразийскому региональному финансовому механизму, направленному прежде всего на создание условий макроэкономической стабильности.

Фонд был создан в 2009 году, в крайне сложный для мировой экономики период – сразу после глобального финансового-экономического кризиса. Это определило его миссию - содействие государствам-участникам в преодолении последствий экономических кризисов и обеспечение долгосрочной устойчивости и развития их экономик.

При этом роль Фонда в регионе как института, предоставляющего антикризисную поддержку, является значительной.

В качестве иллюстрации, в период с 2010 по 2018 годы ЕФСР обеспечил около 20% всего финансирования, полученного от международных финансовых организаций Арменией, Беларусью, Кыргызстаном и Таджикистаном. Объемы чистых потоков в эти четыре страны сопоставимы с финансированием со стороны Всемирного банка.

Вообще, в мире есть 8 так называемых "региональных финансовых механизмов" на разных континентах. Самый известный из них – это Европейский стабилизационный механизм, огромный по размеру фонд, с помощью которого Евросоюз поддерживает стабильность в таких странах, как Греция, Кипр и Португалия.

При этом ЕФСР - единственный РФМ, который имеет двойной мандат, нацеленный на решение задач как макро-стабилизации, так и финансирования развития, что обусловлено стремлением его акционеров комплексно решать долгосрочные задачи развития.

Высшим руководящим органом ЕФСР является Совет Фонда в составе министров финансов государств-участников. Совет Фонда принимает решения по вопросам привлечения, размещения и использования средств Фонда. На момент учреждения ЕФСР государства-участники согласились, что администрирование средств Фонда возьмет на себя Евразийский банк развития, в котором исключительно для нужд Фонда было сформировано отдельное подразделение – Проектный блок ЕФСР. При этом принципиальные решения принимаются на уровне Совета Фонда.

Евразийский банк развития (ЕАБР) является международной финансовой организацией, учрежденной Россией и Казахстаном в январе 2006 года с целью содействия развитию рыночной экономики государств-участников, их устойчивому экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей. Уставный капитал ЕАБР составляет 7 млрд долларов США. Государствами — участниками ЕАБР являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

Фонд наделен уникальным сочетанием инструментов как макроэкономической стабилизации, так и финансирования развития. Если проводить аналогии, то можно представить, что МВФ и Всемирный банк действуют в рамках единой организации.

Кредиты бюджетной поддержки направлены на макроэкономическую стабилизацию посредством поддержки платежного баланса и бюджета и обеспечение устойчивого развития через стимулирование структурных и институциональных преобразований.

Их дополняют инвестиционные кредиты, которые предоставляются государствам-членам ЕФСР преимущественно на развитие базовой электроэнергетической и транспортной инфраструктуры.

С 2015 год Фонд получил возможность предоставлять гранты для развития социальных сфер, таких как образование и здравоохранение. Максимальный объем гранта на один проект составляет 5 млн. долл.

Совсем недавно, в июле 2019 года, мы подписали с министерством финансов Таджикистана соглашение о предоставлении из средств ЕФСР гранта для финансирования проекта "Караван здоровья".

Проект нацелен на улучшение первичной медицинской помощи, повышение ее доступности для населения сельской и труднодоступной местности Таджикистана. В рамках проекта будет приобретено два автопоезда, состоящих из трех мобильных медицинских клиник и вахтового автобуса. Это обеспечит возможность мобильного проведения профилактических осмотров населения республики.

- В своей операционной деятельности Фонд пытается совместить антикризисное финансирование с инвестиционным. Как удается связать эти разнонаправленные по сути функции?

- Прежде всего, необходимо уточнить один важный нюанс, связанный с антикризисным финансированием. Действительно, в первые годы своей деятельности Фонд, прежде всего, предоставлял финансовые кредиты на покрытие разрывов бюджета или платёжного баланса для поддержания макроэкономической стабильности. Поэтому, эти кредиты можно назвать антикризисными.

Однако программы последних лет, поддерживаемые финансовыми кредитами Фонда, прежде всего были направлены на поддержку важных реформ и мер с целью обеспечения условий для устойчивого экономического роста стран заемщиков. То есть, это скорее не антикризисная поддержка, а бюджетная поддержка, направленная на долгосрочное развитие. Именно поэтому в 2015 году Антикризисный фонд ЕврАзЭС был реорганизован в Евразийский фонд стабилизации и развития, инструментарием которого являются финансовые и инвестиционные кредиты, а также гранты на поддержку социальной сферы.

В этом контексте все инструменты Фонда направлены на достижение одной ключевой цели - устойчивое развитие экономик стран участниц. При этом каждый из инструментов имеет свою специфику, включая проектный цикл, бизнес процессы и порядок предоставления финансирования. И действительно, для эффективного предоставления всех трех инструментов необходим разный набор компетенций и экспертизы, которую мы в настоящий момент активно наращиваем.

Например, в отличие от инвестиционных кредитов, которые должны быть использованы для финансирования конкретного инфраструктурного проекта, согласно утвержденному плану закупок, финансовые кредиты не имеют подобной целевой привязки.

Транши финкредитов выделяются после выполнения страной-заёмщиком предварительных условий, согласованных в рамках матрицы мер экономической политики и структурных реформ, после чего его средства могут быть использованы для финансирования расходов бюджета. Также финкредиты могут быть использованы для поддержки платежного баланса. И в этом случае они направляются на поддержку валовых международных резервов страны. Например, размещаются в качестве валютного депозита правительства в центральном банке.

Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) в размере 8,513 млрд долларов США учрежден 9 июня 2009 года правительствами тех же 6 стран. Целями ЕФСР является содействие странам-участницам в преодолении последствий глобального финансового кризиса, в обеспечении их экономической и финансовой стабильности и поддержке интеграционных процессов в регионе. Государства — участники ЕФСР наделили ЕАБР функциями Управляющего средствами Фонда и подписали с Банком Соглашение об управлении средствами ЕФСР.

- Каким базовым стандартам должен отвечать проект для финподдержки со стороны ЕФСР? Регламентируются ли объемы займов и грантов и если да, то назовите их?

- Критерии финансовых кредитов, прежде всего, включают реалистичность матрицы мер, которая, при этом, должна содержать ключевые реформы, направленные на обеспечение макроэкономической стабильности и достижения устойчивого долгосрочного экономического роста.

Кроме того, запрашиваемое финансирование должно соответствовать реальным потребностям экономики и не приводить к ухудшению долговой устойчивости страны.

Отраслевые приоритеты на данный момент не оформлены в документах Фонда. Как я говорил ранее, стратегия ЕФСР находится в стадии разработки.

Мы осуществляем финансирование инфраструктурных проектов в области энергетики, транспорта и сельского хозяйства – проектов, которые обеспечивают долгосрочную устойчивость и экономическое развитие государств-участников Фонда, а также интеграцию их экономик.

При этом выбор направлений инвестирования напрямую зависит от потребностей, приоритетов и планов развития самой страны. В этой связи мы ведем постоянный диалог с нашими акционерами и партнерами по финансированию развития для определения потребностей и возможностей привлечения средств.

- Есть ли у Фонда отраслевые приоритеты в финансировании проектов?

- Для Фонда важны те направления, которые принесут максимальную пользу экономике с точки зрения долгосрочного эффекта на экономический рост и развитие.

Базовая отрасль, на которой строится вся экономика любой страны – это электроэнергетика, поэтому основной упор делается в этом направлении. Второе направление, без которого невозможно динамичное развитие экономики и вообще любая экономика – это транспортная инфраструктура. Энергодостаточность и транспортная доступность – базовые условия, без которых об устойчивом экономическом росте говорить не приходится.

Таджикистан стал полноправным участником Евразийского банка развития в июне 2009 года. Вклад Таджикистана в капитал Банка составляет 500 тыс. долларов США.

- Какие проекты и на какую сумму удалось реализовать за последние 10 лет, в том числе в Таджикистане?

- ЕФСР выполнял свои функции в качестве регионального института Глобальной сети финансовой безопасности в отношении Армении, Беларуси и Таджикистана. В этих странах были реализованы стабилизационные программы из средств Фонда в объеме более 5 млрд. долл.

Накопленный портфель состоит из 17 проектов на разных стадиях реализации и достиг объема 5,3 млрд. долл. Текущая задолженность составляет 2,9 млрд. долл.

Государства-реципиенты получают финансовые средства на льготных условиях, и задача получения прибыли не стоит. При этом за 10 лет существования Фонд не получал убытки.

ЕФСР, помимо основного направления по поддержке бюджета и платежного баланса государств-участников, также помогает странам реализовывать проекты по таким направлениям, как строительство и реконструкция автодорог, реабилитация и ввод в эксплуатацию ГЭС, модернизация ирригационных систем, финансирование поставок сельскохозяйственной техники.

Недавно Фонд начал работать с проектами в области здравоохранения. География проектов включает четыре страны: Таджикистан, Армению, Беларусь, и Кыргызскую Республику.

ЕФСР может предоставлять финансирование либо в долларах, либо в евро. Судя по текущим проектам, участники отдают предпочтение кредитоваться в долларах.

- Есть ли у фонда лимиты финансирования по странам, а также «привязана» ли кредитная география с объемом взносов по этим странам?

- У каждой страны есть свой лимит доступа, который устанавливается Советом ЕФСР для каждого государства-участника пропорционально размеру валового национального дохода на душу населения и при этом они могут перераспределяться. Принятию решения о выделении кредита Фондом предшествует процесс изучения заявки проектным блоком ЕФСР, сбора информации, подготовки экспертного заключения.

Инвестпортфель ЕАБР в Таджикистане на 1.08.2019: 6 проектов, 51.4 млн долларов США, 0,6% от общего объема

- С учетом разного объема финансирования самого фонда, как построено управление и принятие решений по финансированию между представителями акционеров в кредитной политике?

- Решения о предоставлении финансовых кредитов государствам-участникам основываются на комплексной оценке, включающей анализ финансовых потребностей, платежеспособности и долгосрочной долговой устойчивости.

Исследуются институциональные возможности заемщика по достижению заявленных показателей выполнения программ и проектов ЕФСР, качество государственного управления, с учетом оценок Всемирного банка, МВФ и других международных финансовых организаций.

Процедура предоставления инвестиционных кредитов состоит из двух этапов. На первом мы рассматриваем концепцию проекта и возможности для разработки технико-экономического обоснования. Второй и финальный этап состоит в принятии решения о выделении инвестиционного кредита.

В соответствии с уставными документами, решения в Совете Фонда принимаются простым большинством.

Вес голоса пропорционален размеру денежного взноса страны в Фонд.

При этом следует понимать, что для достижения максимальной результативности работы Фонда важно, чтобы все акционеры в целом были удовлетворены принимаемыми решениями. Для этого стараемся регулярно и оперативно взаимодействовать с акционерами по текущим и стратегическим решениям.

Инвестпортфель ЕФСР в Таджикистане на 01.08.2019: 2 проекта, 130 млн долларов США, 2% от общего объема.

- Поскольку мандат фонда заключается в антикризисной поддержке стран, выходит ли кредитная активность за периметр стран ЕАЭС? Чем Фонд может помочь странам в период, когда кризиса нет?

- Кредитная активность Фонда ограничивается государствами-участниками ЕФСР. При этом следует отметить, что Фонд открыт для рассмотрения заявок о вступлении новых государств-членов.

В относительно спокойных экономических условиях, когда не требуется оказание антикризисной поддержки, ЕФСР может продолжать финансирование инвестиционных инфраструктурных проектов, выдачу грантов, осуществлять мониторинг макроэкономической ситуации с целью выявления рисков, а также оказывать правительствам экспертную поддержку.

- Значительная доля портфеля Фонда – «антикризисные кредиты». Как вы оцениваете состояние и перспективы экономик стран-участниц Фонда (и региона в целом), какие основные риски вы видите?

- Прежде всего, необходимо отметить «ребрендинг» одного из основных инструментов ЕФСР. С 2015 года используется термин «финансовый кредит», основным критерием которого является проведение осмотрительной макроэкономической политики и структурных реформ, направленных на укрепление рыночных основ экономик стран-заёмщиков.

Бюджетную поддержку ЕФСР следует рассматривать именно с этой точки зрения, т.к. использование понятия «антикризисный» кредит не до конца отражает суть и основную цель предоставления кредита. Кроме того, рост его портфеля может создать ошибочное впечатление о непрекращающемся кризисе на евразийском пространстве.

Наши государства-заемщики уязвимы к глобальным и региональным рискам, особенно ввиду их высокой долговой нагрузки и относительно низкого уровня международных резервов. Кроме того, экономики всех государств-заёмщиков ЕФСР зависят от состояния российской экономики, что проявляется, в частности, через каналы денежных переводов, внешней торговли и инвестиций.

Также экономики стран-заёмщиков сильно зависят от производства и экспорта природных ресурсов. Следовательно, при резком ухудшении экономической динамики в России, а также снижении мировых цен и спроса на сырье может серьезно пострадать экспортная выручка, доходы бюджета и экономический рост.

Глобальный экономический цикл уже в зрелой фазе, а это значит, что риски спада повышаются.

Поэтому мы ожидаем, что власти стран-участниц Фонда будут вести взвешенную, по возможности консервативную политику и будут придерживаться своих бюджетных правил.

Финансовые кредиты являются суверенным займом, инициатором и исполнителем которого является государство.

- На каких условиях предлагаются кредиты и гранты?

- Финансовые условия, традиционно для такого рода институтов, льготные. Мы предоставляем суверенные кредиты, которые отвечают всем требованиям помощи развитию, в том числе и по уровню грант-элемента. В ответ ЕФСР пользуется статусом привилегированного кредитора.

Основные условия Фонда заключаются в выполнении мер стабилизационных программ странами, т.е. деньги предоставляются за реформы. В случае инвестиционных кредитов и грантов речь, конечно, идет о реализации проектов в соответствии со всеми принятыми сторонами договоренностями.

- Каков размер «антикризисной» подушки фонда и насколько он соразмерен возможным потребностям стран?

- На текущий момент максимальные возможности Фонда по предоставлению нового финансирования составляют около 6 млрд. долл. или примерно 6% от совокупного ВВП четырех стран-заёмщиков. Это эквивалентно около 80% суммарного доступа этих стран к ресурсам МВФ на условиях нормального доступа.

Страны-участники Фонда сильно зависимы от глобальных и региональных шоков в экономике, а уровень резервов стран-получателей ЕФСР в 2010-2018 гг. составил в среднем 2,4 месяца импорта, что недостаточно для эффективного противостояния кризисным шокам. В таком случае ресурсы Фонда в состоянии заметно укрепить резервную позицию этих стран.

andrey shirokov

Источник

Добавить комментарий

Защитный код