Узбекистанская керамика на ярмарке в Таджикистане

В северной столице Таджикистана городе Худжанде 21-22 июня 2019 года состоялась VI Международная торговая ярмарка «Сугд-2019».

В этом году основное внимание было уделено туристическому бизнесу, текстильной продукции, ремеслам и пищевой промышленности. Экспертный клуб «Урал-Евразия» побеседовал с местными и узбекистанскими мастерами-ремесленниками, чья продукция была представлена на выставке. В серии материалов мы рассказываем о живописи на коже, возрожденном древнем изобразительном искусстве кундаль и гончарном ремесле мастеров Согда и Ферганской долины.

Таджикистан и Узбекистан благодаря политической воле президентов двух стран переживают сегодня невиданный подъем в развитии двусторонних отношений: растет количество мероприятий с участием руководителей разных уровней, запускаются совместные проекты в различных сферах общественной жизни, снимаются ограничения на границе и открываются все новые и новые пограничные пункты, что еще несколько лет назад казалось немыслимым. Поэтому не удивительно, что братская республика была широко представлена на таджикистанской ярмарке, начиная от ремесел и продуктов питания и заканчивая современными технологиями. Наш очередной материал посвящен удивительной узбекистанской керамике.

- Меня зовут Назиров Бахтиёр, я керамист из города Риштан, Узбекистан. Представляю наше производство здесь, в Таджикистане. Риштан – это город керамистов, у нас работает более пяти тысяч мастеров,  очень большая конкуренция! Здесь представлены наши современные работы, например, павлин, птица счастья, сделан в таком виде (заглавное фото. - ред.). Эта работа сделана в симметрическом, геометрическом и вольном стиле. Стоит она около 70 сомони (ок. 500 рублей. – ред.). Вот эти сервизы стоят 200 сомони за комплект (около 1300 рублей. – ред.). Дальше – кисюшки, из них каши можно есть.

khodjent 65

khodjent 66

- А ложка не оббивает эту красивую поверхность?

- Нет-нет! Можете сами попробовать – ничего не будет! (демонстрирует устойчивость изделия к внешнему воздействию. – ред.) Наше самое главное преимущество – это обжиг, от него все зависит. Если обжиг несильный, то изделие расколется. Здесь же – обжиг 1000 градусов.

- И Вы сказали, что это уже не традиционная техника исполнения, правильно?

- Да, это уже современная керамика. Традиционную керамику делаю я, вот она, называется ишкоровая глазурь (узб. ишкор - щелочь), она очень отличается по своему процессу (фото ниже предоставлены Б.Назировым. - ред.).

nazirov 5

nazirov 7

nazirov 1

nazirov 3

Я участвовал в ярмарке «КРуЧа» Русского Чая – Иван-чая в селе Чусовое (Шайтанка) Свердловской области в прошлом году, 5 июля. И екатеринбуржцы попросили меня, чтобы пиалушки были не красными внутри, а белыми, чтобы было видно цвет чая. Меня очень хорошо принимали, все прошло нормально. Мастер из Екатеринбурга Галина Белова меня пригласила снова принять участие уже в этом году, 12 июля, я должен был провести мастер-класс, но, к сожалению, меня уже пригласили в Турцию. В следующем году обязательно буду участвовать в свердловской ярмарке.

- А как Вас нашли екатеринбуржцы?

- Они нашли меня через интернет, у меня есть свой сайт, там все контакты. Их интересовали именно мои работы – традиционные чайники, пиалушки. Так мы и начали с ними работать. 

- А Ваших учеников тоже приглашают в Россию?

- Да, мы должны были показать всю эту роспись с моими учениками, как все это делается на гончарном круге. Но в этом году не получается.

nazirov

Здесь, на этой ярмарке представлены работы моего ученика Бунёда Юнусова, он руководитель группы и является председателем ремесленников в нашем городе. Он получил высшее образование, закончил художественный керамический факультет в Ташкенте, но работает в Риштане.

- У Вас, наверное, уже много учеников?

- Да, 12-13 учеников.

- А как Вы их находите? Люди сами к Вам обращаются?

- Конечно, они обращаются к нам, ребята приходят со своими родителями, смотрят на наши работы и просят взять их на учебу. Это ребята 14-15 лет. Если у ученика есть способности, то можно за пять лет выйти на уровень мастера, но десять лет еще лучше. Это очень трудоемкая работа.

- А где вы берете глину для работы?

- Глина у нас местная, риштанская. Риштан славится своими керамическими изделиями благодаря ей. Если будете копать, то уже на метр выйдет качественная красная глина. Мы все сами ее добываем. То есть сырье у нас собственное.

- А краски?

- Мои работы почему традиционные? Потому что мы сами добываем не только глину, но и растения для красок. У нас есть такое растение – трава «гульяк», мы собираем его осенью. Растение мы сразу обжигаем в печи, а из золы делаем глазурь. Поэтому эта глазурь долговечна, экологична и в старинном стиле. А современная керамика – это уже новая продукция в новом стиле. Вот белый цвет – это у нас есть белая ангренская глина. Красный цвет – это тоже глина. Все эти росписи – это оксид меди (зеленая), оксид кобальта (синяя), оксид железа (желтая). И только один специальный красный цвет – это краска, ее мы закупаем в России.

- Очень интересно! Спасибо большое за такой подробный рассказ! Надеюсь, увидимся с Вами в следующем году у нас в Свердловской области. Желаю Вам и Вашим ученикам крепкого здоровья и успехов в вашей творческой деятельности!

khodjent 68

На фото (в центре): Бахтиёр Назиров и Бунёд Юнусов на ярмарке "Сугд-2019"
Контакты мастеров

nazirov 4

yunusov

Дополнительная информация (предоставлена Б. Назировым)

nazirov 11

nazirov 10

nazirov 9

nazirov 12

Экспертный клуб «Урал-Евразия» выражает глубокую признательность Торгово-промышленной палате Согдийской области Республики Таджикистан и исполнительному органу государственной власти Согдийской области Республики Таджикистан за оказанное доверие и приглашение осветить это значимое для всего региона международное событие. Все расходы по проезду и проживанию для делегаций СМИ из стран ближнего зарубежья приглашающая сторона традиционно взяла на себя.

Добавить комментарий

Защитный код