Русский язык становится недоступным простым людям в Кыргызстане

Намедни в Оше прошло весьма показательное мероприятие - круглый стол, посвященный значению русского языка для развития кыргызско-российского сотрудничества и приуроченный к предстоящему перекрестному году Кыргызстана в РФ и России в КР, передает TUZ.kg.

По словам одного из организаторов - сопредседателя Клуба региональных экспертов КР "Пикир" Игоря Шестакова, выбор места проведения мероприятия выпал на Ош не случайно.

- Прежде всего, нужно понимать, что основные потоки трудовой миграции из Кыргызстана в Россию идут именно с южных регионов страны, что объясняет и востребованность в изучении русского языка. Во-вторых, последние два года развитие регионов является приоритетной задачей государства – важно, чтобы эти задачи начинали решаться не только с поддержки экономики, но и качественного образования, без которого страна не сможет иметь профессиональных специалистов, - задал тон дискуссии Шестаков.

В свою очередь Консул РФ в КР Андрей Григорьев напомнил, что из Ошской области в трудовую миграцию в Россию, только по официальным данным, за последние несколько лет выехали 200 тысяч человек, примерно столько же из Джалал-Абада, а вот из Баткена – более 260 тысяч.

- Я полагаю, что это одна из причин, почему кыргызстанцы хотят изучать официальный язык. Без знания русского языка, выезжая за пределы страны, они сталкиваются с проблемой коммуникаций, что в той же России может помешать им найти хорошую работу. При этом в самом Оше ситуация с русским языком несколько лучше, чем, например, в Баткене, - отметил российский дипломат.

В целом, о проблемах функционирования русского языка в Кыргызстане рассказал к.ф.н., доцент, завкафедрой теории и истории русской и зарубежной литературы факультета русской и славянской филологии КНУ им. Ж.Баласагына Бактыгуль Дюшебекова. Она напомнила, что русский язык является одним из языков ООН, занимая 6 место в мире по количеству владеющих им человек, что позволяет ему сохранять и выполнять функции языка образования, науки и культуры на международном уровне.

- В Кыргызстане русский язык имеет статус официального, на данном этапе официальный язык рассматривается как национальное достояние, и правительство республики прилагает определенные усилия, чтобы не утратить его, учитывая, что в этом есть и объективная необходимость. Однако на сегодняшний день фактическое владение русским языком в республике повсеместно сужается, - констатировала Дюшебекова.

По ее словам, есть несколько причин, объясняющих эту тенденцию.

- Первая причина связана с массовым оттоком русскоязычного населения, особенно из регионов Кыргызской Республики. Вторая – с закономерным усилением позиций государственного языка − кыргызского, что, к сожалению, создает тенденцию к возникновению некоторой ущербности русского языка. Третья причина – это проблемы экономического характера, к которым относятся низкий уровень жизни населения, нехватка педагогических кадров, в том числе учителей русского языка и литературы в общеобразовательных школах Кыргызстана, а также низкий профессиональный уровень педагогов, - подчеркнула заведующая кафедрой КНУ.

Продолжила тему доцент кафедры всемирной литературы ОшГУ Занфира Мискичекова, которая подчеркнула, что политические игрища убивают в Кыргызстане систему образования.

- За годы независимости мы разрушили все то хорошее, что было в советское время, мы ничего лучшего не построили. Более того из года в год ситуация в образовательной сфере становится только хуже. Сводится к минимуму преподавание важных дисциплин, а им на замену в больших объемах ставятся, порой, совершенно бесполезные предметы. В итоге, зачастую мы выпускаем из вузов полуфабрикатных специалистов, а не профессиональные кадры. Например, мы готовим русоведов, которые на выходе элементарно не знают русского языка, - констатировала Занфира Мискичекова.

При этом она добавила, что родители современных школьников, будучи более дальновидными, чем политики и чиновники, вопрос преподавания русского языка в школах ставят ребром.

О масштабах востребованности русского языка в школах Оша рассказала директор школы-гимназии №21 им. А.С. Пушкина г.Оша Манзура Асланова.

- Сегодня даже национальные школы открывают на своей базе русские классы, чтобы не терять учеников. Но их основная проблема, как и в русскоязычных школах, сводится к отсутствию профессиональных кадров. Преподавать предметы на русском языке практически некому, поэтому нам приходится своими силами переподготавливать учителей из национальных школ, чтобы они могли работать в русских школах и классах. Поэтому я бы хотела обратиться к нашему Министерству образования, к российским структурам с просьбой открыть курсы переподготовки преподавателей. Если же этого не сделать, то через несколько лет мы рискуем вообще потерять русский язык в нашей стране, - отметила Манзура Асланова.

Свою точку зрения озвучила заслуженный учитель КР, преподаватель школы-гимназии №4 им. Кирова г. Оша Галина Богомолова. Она ответила, что сужение языковой среды – это уже естественный процесс, который никак не остановить. При этом она подчеркнула, что во многом к этому привела недальновидность государственных управленцев.

- Дети высокопоставленных чиновников и бизнесменов, словом - элиты, имеют больше возможностей изучать русский язык, а для простых граждан, которые не имеют возможности покупать учебники и учить своих детей в частных школах, доступ к официальному языку стал ограниченным. При этом население стремится изучать русский язык. Один из моих учеников, когда я спросила, зачем ему нужен русский язык, ответил, что ему этот язык нужен, чтобы не опозорить и достойно представлять Кыргызстан на международном уровне, - рассказала педагог.

Она также озвучила ключевые проблемы, с которыми сталкиваются школы в южных регионах республики в процессе преподавания официального языка.

- Проблемой является и переполненность в местных русскоязычных школах. Так, в школе им. Кирова г. Ош учатся 3850 человек, в то время, как рассчитано учебное заведение на полторы тысячи учащихся. Отрадно, что авторитет русского языка возрастает не только в мире, но и в нашей стране. Но у нас по 50 человек в классе учатся. Порой к нам в школу приходят дети, слабо владеющие русским языком, которые не всегда понимают то, что им объясняют учителя. Их родители согласны, чтобы им ставили двойки, лишь бы они учились в русскоязычной школе и худо-бедно говорили на русском языке, - подчеркнула Галина Богомолова.

Немаловажной проблемой, по ее словам, остается проблема учебников.

- Учебники для 5, 6, 7 классов наше Министерство образования все-таки приобрело. Правда, они не очень хорошо адаптированные. За основу были взяты прекрасные российские учебники издательства "Просвещение", но их переделанная версия не так хороша – они сделаны на американский манер – там критическое мышление ввели, для чего оно нужно в русском языке, не понятно. А учебников для 8, 9, 10 и 11 классов вообще категорически не хватает, - обрисовала ситуацию Галина Богомолова.

Важно отметить, что в рамках круглого стола, школе им. Кирова была передана партия учебников по литературе для 11 классов. Их школе передал Клуб региональных экспертов КР "Пикир" от одного из отечественных фондов.

- Мы очень благодарны за предоставленные учебники, в которых остро нуждалась наша школа. Это очень поможет нам в учебном процессе, что особенно актуально для выпускных классов. Если честно, то мы и не надеялись, что кто-то обратит внимание на наши проблемы, учитывая, сколько лет мы звоним во все колокола о катастрофической нехватке учебников, - подчеркнула Галина Богомолова.

По словам Игоря Шестакова, тема нехватки учебников обсуждается на дискуссионных площадках уже не первый год.

- Осенью 2016 года наш Клуб совместно с Министерством образования КР впервые провел круглый стол, где обсуждалась ситуация с русским языком на юге страны. Тогда учителя ряда школ города Ош, включая школу имени С.М. Кирова, не просто рассказали о бедственном положении дел с учебниками на русском языке, но и продемонстрировали, те учебные пособия, которые используются на занятиях в их школах. Это были учебники конца 70-х годов. Их элементарно было сложно брать в руки, поскольку они распадались. Однако ситуация заключалась в том, что других учебников просто не было. В итоге в классе на 40 учащихся было по 3–4 учебника, - отметил он.

Проблему отсутствия учебных пособий в школах Кыргызстана обозначила и российский учитель русского языка и литературы, прибывшая в КР в составе группы, состоящей из 17 волонтеров, Эвелина Порываева.

- Когда нас отправляли сюда, нам дали четкую установку придерживаться российских методик преподавания и стандартов образования, чтобы дети были готовы к поступлению в российские вузы, потому что в ближайшие годы РФ планирует в семь раз увеличить квоты для иностранных абитуриентов. Но проблема в том, что в школах нет элементарного – учебников, по которым мы должны обучать детей. И это, я считаю, упущение Россотрудничества, потому что они должны были подготовить почву для десанта российских педагогов, - отметила она.

Важно подчеркнуть, что в следующем году в Кыргызстан прибудут еще 34 педагога из России. Они также будут преподавать русский язык и литературу в школах южных регионов республики.

- Русский язык – это язык мира, добра и уважения, который сыграл важную роль в становлении Кыргызстана. И я очень рада, что в нашей Конституции, несмотря ни на что, русский язык имеет статус официального, продолжая оставаться языком межнационального общения, - подчеркнула в своем выступлении руководитель Ассоциации "Таазим – поклонение", главный редактор литературного альманаха "Ош", заслуженный деятель культуры, член Союза писателей и журналистов КР Салима Шарипова.

Участники круглого стола также отметили, что русский язык остается не просто языком межнационального общения и позволяет небольшим постсоветским государствам избежать гуманитарного тупика и изоляции, он также служит развитию экономических и культурно-образовательных связей в рамках интеграционных проектов.

Источник

Добавить комментарий

Защитный код