Спасти остатки древнего казахского кладбища хотят в Омске

Остановочный комплекс в микрорайоне на левом берегу Омска уже назвали именем древнего казахского аула, передает ИА "Тотал.KZ".

В старом микрорайоне на левом берегу Омска, где много веков назад казахи основали аул Каржас, прошла необычная акция, сообщает «Хабар 24».

Там презентовали автобусную остановку с одноименным названием. В планах – создать на месте древнего казахского кладбища мемориальный комплекс.

С такой инициативой выступили известные ученые и общественные деятели. Сейчас объект, кстати, включенный еще 40 лет назад знаменитым археологом Борисом Мельниковым в перечень важных объектов культурного наследия региона, превратился в пустырь, а некоторые горожане стали выгуливать на месте древних погребений своих питомцев.

На левом берегу Старого Омска, где больше 300 лет назад зародился аул Каржас, решили этому району вернуть историческое название и даже на новом остановочном павильоне повесили соответствующую табличку.

Местное население только обрадовалось.

- Рахмет большой, что мэрия поддержала и решила вернуться к истории. И что облагородили автобусную остановку, присвоили ей старое название. Здесь веками место называется так, и это правильно. От всего населения района благодарим и депутатов, и всех общественников, кто занимается сохранением истории, – сказал корреспондентам житель Омска Нургали Чалов.

Марина Штергер, руководитель управления по делам национальной политики, религии и общественных объединений, подчеркнула, что инициатива была поддержана и омским городским советом, и администрацией Омска – и остановке присвоили историческое название «Каржас».

- Мы считаем, что это инициатива хорошая, историческая, памятные места надо сохранять. Тем более в памяти омичей это место так и называлось, – отметила Марина Штергер.

Ученый-этнограф Шолпан Ахметова занимается изучением истории аула Каржас 20 лет. Первое большое оседлое казахское поселение здесь появилось после окончательной победы над джунгарами. Об этом свидетельствуют старинные карты начала XVIII века.

- В низине старый аул Каржас находился, где коттеджи построили, там стояли юрты. За этими коттеджами были цеха судоремонтного завода. Это место было летовкой Каржас Акша. А их зимовки были где-то в Семипалатинской области и в Павлодарской области в районе Баянаула, там, кстати, и жил Акша. Одна из легенд звучит: «казахи обитают здесь с тех времен, когда верблюд, стоя на одном берегу Иртыша, щипал траву на другом берегу, – рассказала доктор исторических наук Шолпан Ахметова.

Старое кладбище почти полностью разрушилось. А ученые нашли тут немало следов средневековья и даже железного века. Но археологические раскопки ни разу не проводились.

- Здесь археологизированы остатки старых и древних могил. Как мы изучали с археологом ОМГУ Ириной Васильевной Таупека, эти остатки являются ничем иным, как насыпями, которые были получены в ходе осыпания дерновых кирпичей, сделанных надмогильных сооружений. Это уже говорит, что кладбище очень старое. Здесь были могилки детские, на которых стояли детские колыбели, кроватки – это языческий обряд, который жители аула Каржас донесли и продолжали использовать этот обычай, сохранили в советские годы, – утверждает Шолпан Ахметова.

Аксакалов остается все меньше и меньше. Но Гульсум-апай успела записать на бумагу одну старинную песню. В ней рассказывается, как дружно жили здесь различные казахские рода. 

Старое кладбище может таить много интересных тайн и загадок, считают ученые. Еще в советское время известный историк Борис Мельников поставил его на специальный учет как важный археологический объект. Однако сейчас это место представляет большой пустырь, а некоторые даже строят рядом частные гаражи и сажают картошку. Общественность и ученые просят власти сделать из кладбища мемориальный комплекс, как никак это одно из древнейших мест в городе.

- Теперь осталось за малым – не дать этому месту стать пустырем, таким образом, я считаю, историческая память нашего Омска многонационального увековечится. Больше 500 лет назад в этих краях насчитывалось несколько крупных аулов. Но после репрессий и раскулачивания баев они почти опустели. Один из сохранившихся сейчас – это аул Кошкарбай. А если проехаться по округе, то среди березовых колок можно наткнуться на руины старых домов или старинные кладбища с полумесяцами. Современные омские казахи хорошо помнят свою историю, чтят и передают из поколения поколению, — сказала писательница Айгуль Бескемпирова.

Шолпан Ахметова подчеркнула, что сейчас спасти можно только остаток этого кладбища.

- Желательно бы всю эту территорию кладбища огородить, чтобы по нему не ходили люди. Или просто благоустроить, пусть сделают дорожки, поставят памятник. Все-таки – это археологический памятник. Это кладбище может стать еще одним историческим мемориальным памятником Омска, тем более, по-моему, это единственный памятник – ровесник городу Омску, – говорит этнограф.

Общественники и видные ученые уже занимаются этим вопросом, готовят обращение в администрацию региона, а заодно просят обратить внимание на объект опытных казахстанских исследователей Средневековья.

Источник

Добавить комментарий

Защитный код