Не нефтью единой: какие возможности дает «каспийской пятерке» курс на интеграцию?
Ключевые направления развития евразийского проекта в контексте прикаспийской интеграции, а также вызовы ЕАЭС в регионе было внесены в повестку заседания Каспийского экспертного клуба, состоявшегося 12 марта в г. Актау.
В ходе заседания экспертного клуба представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов представил доклад, в котором изложил свое видение состояния Евразийского экономического союза и перспектив интеграционного объединения.
Эксперт подробно остановился на результатах деятельности интеграционного объединения и полученном странами-членами ЕАЭС профите. К примеру, наиболее ощутимую отдачу для Казахстана принес такой сектор экономики, как экспорт трудовых ресурсов в страны ЕАЭС.Если в 2012 году за рубежом, в государствах-партнерах по интеграционному объединению работало 34,37 тыс. казахстанцев, то в 2018 году показатель трудовой миграции в страны ЕАЭС составил 111,87 тыс. человек. Соответственно, увеличился объем переводов физических лиц из стран «евразийской пятерки».
М. Шибутов привел следующие статистические показатели: если в 2012 году сумма переводов физлиц из России составляла 73,25 млн долларов, то в 2017 – 142,2 млн долларов. Помимо этого, членство в ЕАЭС послужило увеличению инвестиций в Казахстан из стран-партнеров по объединению, росту числа совместных предприятия и объемов торговли физическими лицами.
В свою очередь для российской экономики в рамках ЕАЭС наиболее результативными стали такие сектора, как экспорт товаров и услуг, в том числе несырьевых товаров, а также торговля физических лиц. Заметно увеличился объем сделок с рублем, а также экспорт и импорт рабочей силы. Так, объемы продажи наличных рублей физическим лицам в Казахстане за годы действия ЕАЭС вырос в 278,16 млрд тенге в 2013 году до 884,53 млрд в 2017 году.
М. Шибутов отметил, что на нынешнем этапе развития ЕАЭС особенно важным становится эффективное продвижение страновых интересов в рамках интеграционного объединения. По мнению эксперта, переговорщикам, представляющим интересы страны на наднациональном уровне, необходимо перейти на новый уровень обоснования своих интересов, инициировать расследования и оценки регуляторного воздействия, работать как на уровне исполнительных органов ЕАЭС, так и отдельно со странами, а также активно использовать тактику уступок и сделок.
Заместитель директора центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» (Астрахань, Россия) Ксения Тюренкова сдвинула фокус экспертной дискуссии на стратегию развития ЕАЭС в контексте прикаспийской интеграции. Эксперт напомнила, что понятие прикаспийской интеграции вошло в публичное и медийное пространство после прорывного саммита глав стран «каспийской пятерки», прошедшего в Астрахани в 2014 году.
- Говорить о ней, пожалуй, рано, поскольку для интеграционного процесса в каспийском формате пока не созданы институциональные основы. Однако политическая воля, о чем могут свидетельствовать публичные заявления на официальных встречах, присутствуют, а значит перспективы того, что прикаспийская интеграция обретет официальный статус – вполне реалистичны, - пояснила К. Тюренкова.
Эксперт отметила, что каспийский регион воспринимается сегодня как значимый участник глобальных геополитических и макроэкономических процессов.
- Причина этого интереса кроется в специфике региона. Постепенное превращение каспийского региона в один из заметных элементов глобальной экономики обусловлен, прежде всего, таким фактором, как природные ресурсы – не секрет, что говоря об экономическом развитии Каспия, мы имеем в виду, прежде всего, запасы углеводородов. При этом, если развивать только добычу нефти и газа без диверсификации остальной экономики, очевидно, что регион в будущем может превратиться в кладбище отходов нефтегазовой экономики. И потеряет всякую ценность с истощением этих резервов. Поэтому не менее значимы биоресурсы Каспия – в частности, осетровые породы рыб. Отмечу, что объемы рынка черной икры, добываемой на Каспии, по некоторым оценкам, сопоставимы по стоимости с рынком углеводородов, - сказала К. Тюренкова.
Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Республики Казахстан (Алма-Ата, Казахстан) Лидия Пархомчик раскрыла в своем выступлении видение стратегических приоритетов прикаспийских государств.
Говоря о правовом режиме Каспия, Л. Пархомчик констатировала, что подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в 2018 году, несомненно, стало знаковым событием для государств региона. Документ официально утвердил уже оформившиеся договоренности относительно ширины территориальных вод и рыболовной зоны, а также обозначил принципы взаимодействия сторон в пределах каспийской акватории. Однако странам «каспийской пятерки» все еще предстоит завершить процесс секторального разграничения Каспийского моря.
Эксперт ИМЭП отметила трансформацию стратегий стран региона. В 1990-х годах страны «каспийской пятерки» были ориентированы главным образом на формирование каспийского рынка компаний добывающего сектора, стремящихся наладить разработку энергоресурсов, и вывести их производство на уровень коммерческой добычи. Однако в 2000-х годах акцент переместился на планомерное расширение социально-экономической составляющей каспийского стратегического курса. Страны отчетливо осознали необходимость наращивания торгово-экономического взаимодействия в пятистороннем формате.
- В настоящее время страны Каспийского бассейна все больше становятся ориентированы на расширение регионального сотрудничества, потребность в котором возросла в результате изменения концептуального подхода к планам относительно дальнейшего развития и становления региона, - подчеркнула Л. Пархомчик.
В числе каспийских инициатив нового формата эксперт ИМЭП назвала такие экономические проекты, как идею создания региональной структуры Организация каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС), которую выдвинули Ирана и Россия; инициативу создания Каспийской зоны свободной торговли, принадлежащую Казахстану; временное соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном; Каспийский экономический форум. Также интерес представляют транспортно-логистические проекты, локализованные в каспийском регионе: Международный транспортный коридор «Север-Юг»; Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ); Лазуритовый транспортный коридор; а также выдвинутая Туркменистаном инициатива создания Регионального транспортно-логистического центра.
В числе социокультурных проектов в каспийском формате Л. Пархомчик выделила Каспийские медиафорумы, театральные фестивали прикаспийских стран, а также инициативы празднования Дня Каспия и ежегодных встреч молодых лидеров Каспийского региона.
В заключение эксперт отметила сохранение противоречивых тенденции каспийского диалога. По ее словам, вопреки явному стремлению стран «каспийской пятерки» создать пятистороннюю договорно-правовую базу взаимодействия, партнеры по взаимным консультациям все еще испытывают сложности с выстраиванием полноценной комплексной каспийской стратегии на национальном уровне.
Организаторами мероприятия, прошедшего на площадке Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова, выступили Центр аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (г. Астана, Казахстан) и Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» (г. Астрахань, Россия).
Пресс-служба ЦАИ «Евразийский мониторинг»
-
Просмотров: 13562