Создание СНГ после распада Советского Союза способствовало становлению суверенных государств
А также позволило избежать возникновения разрушительных конфликтов между республиками когда-то единой страны.
В Екатеринбурге в пятницу, 11 ноября состоялся международный круглый стол на тему "25 лет СНГ: от "цивилизованного развода" к совместному модернизационному проекту: экономика, политика, безопасность".
Организатором мероприятия выступил Экспертный клуб "Урал-Евразия" при поддержке Уральского федерального университета (УрФУ).
Обсудить успехи и достижения развития взаимодействия между Россией и странами Центральной Азии за 25 лет существования СНГ собрались уральские, узбекские и казахстанские эксперты.
"25 лет назад подписанием Беловежских соглашений был ознаменован распад СССР. На обломках сверхдержавы возник новый формат сотрудничества – СНГ, - отметил в своем выступлении заведующий отделом современной истории и международных исследований Института истории при Национальном университете Узбекистана Мирзохид Рахимов из Ташкента. - В условиях 90-х годов создание СНГ выполнило важную функцию сдерживания центробежных тенденций, рисковавших перерасти во множество конфликтов,а также минимизировало негативные последствия распада единого народно-хозяйственного комплекса, краха общей системы ценностей и социальных связей".
Эксперт из Узбекистана особо подчеркнул, что на протяжении всех лет существования Содружества Россия в отношениях с партнерами из Центральной Азии придерживается принципа равенства и уважения государственного суверенитета. По его мнению, 25 лет существования СНГ убедительно доказали состоятельность и жизнеспособность организации.
"Годы существования СНГ свидетельствуют о том, что хотя не все цели, обозначенные в алма-атинской декларации, были достигнуты, Содружество создало основу для наращивания взаимовыгодного сотрудничества между членами организации и в целом состоялось как политическая реальность: оно содействовало становлению новых, суверенных государств, их выбору собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений", - заключил ученый.
О развитии духовных связей на примере мусульманских организаций России и стран региона рассказал муфтий Духовного управления мусульман Свердловской области (Центрального муфтията) Абдуль-Куддусс. Он отметил, что в последние годы эти связи активно интенсифицируются, особенно это касается духовно-образовательной сферы.
"В прошлом году по инициативе узбекской стороны мы начали налаживать сотрудничество с духовными образовательными учреждениями Узбекистана. Ровно год назад делегация из Свердловской области с нашим участием совершила ответный визит в эту Центрально-азиатскую республику в ответ на недавний визит в Свердловскую область четырех имамов из Узбекистана, которые читали проповеди в уральских мечетях против террористической группировки ИГИЛ, запрещенной в Российской Федерации. Главной целью нашей поездки было укрепление сотрудничества между верующими Урала и Узбекистана в сфере образования, духовного просвещения и противодействия религиозному экстремизму и терроризму", - поделился опытом международной работы муфтий.
Директор Центрально-азиатского исследовательского центра УрФУ Рустам Ганиев поделился опытом укрепления связей со странами Центральной Азии по культурно-образовательной линии.
"Основной целью деятельности нашего центра, - рассказал эксперт, - является знакомство студентов-гуманитариев нашего университета с регионом Центральной Азии. С 2010 года мы отправляем научно-познавательные экспедиции в Узбекистан, проводим совместные научные исследования с учеными коллективами из РУз и Казахстана. Студенты очень позитивно реагируют на такой опыт, который ломает стереотипы и расширяет их кругозор. В планах нашего центра расширение такого сотрудничества с другими республиками региона."
Участники круглого стола сошлись во мнении, что создание СНГ, равно как и создание других институционных форм, таких как ОДКБ, Таможенный союз, Евразийский экономический союз, - выполняет одну и главную роль - воссоздание большого цивилизационного пространства. Это цивилизационное пространство должно присутствовать в мировой политике, причем на уровне субъектности – геополитической, цивилизационной, геоэкономической, геокультурной.
-
Просмотров: 19816