Друзья-герои Абу и Петр

15-го июня этого года исполнилось 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза старшего лейтенанта Красной Армии Абу Досмухамбетова.

Жители Северо-Казахстанской области знают имя Героя не понаслышке: в Петропавловске есть улица, школа, а во дворе школы бюст. 

Родился Абу Досмухамбетов 15 июня 1920 года в ауле Ушколь Михайловской волости Петропавловского уезда Омской губернии РСФСР (ныне это территория Мамлютского района Северо-Казахстанской области  Казахстана). По одним данным, в семье рабочего, а по другим – в крестьянской семье. В свидетельстве о рождении работником сельсовета на слух записан как Дусухамбетов Аба. Эта ошибка в написании имени и фамилии будет сопровождать его всю жизнь и даже попадёт в Указ Президиума Верховного Совета СССР.     

В конце 1920-х годов (точное время не установлено) семья переехала в посёлок Жана-жол, который находился между сёлами Чебачье и Бутырино Частоозёрского района Курганской области. Из-за ранней смерти отца мальчик смог окончить только школу-семилетку, по окончании которой пошёл работать в колхоз, так как, являясь старшим сыном в семье, должен был помогать матери воспитывать ещё трои детей.

В колхозе юношу как наиболее грамотно-го, к тому же ответственного и прилежного работника назначили заведующим животноводческой фермой, а сельская молодежь избрала его комсомольским секретарём.

В 1939 году в возрасти 19-ти лет Частоозёрским райвоенкоматом Абу Досмухамбетов был призван на воинскую службу.

В Рабоче-крестьянской Красной Армии новобранца с солидным по тем меркам семилетним образованием, трудовой закалкой и руководящей жилкой направили в полковую школу сначала на сержантские, а затем и на лейтенантские курсы. Ко времени её успешного окончания грянула война.

Осенью 1941 года молодой лейтенант был назначен командиром взвода 229-го полка, сформированной в Семипалатинске 8-й стрелковой дивизии. В марте 1942 года дивизия была направлена на Брянский фронт, где в апреле того же 42-го года и начался боевой путь лейтенанта Досмухамбетова.

В летних боях лейтенант Досухамбетов был тяжело ранен, но вернулся в родной полк. За проявленную личную храбрость и успешно выполненную его взводом задачу командир полка подполковник Шишков вручил ему орден Красной Звезды. Вскоре кавалеру боевого ордена было присвоено звание старшего лейтенанта, и последовало его назначение на должность командира роты в батальон капитана Баюка.

В августе 1943-го за умелое руководство воинским подразделением и личную самоотверженность, проявленные в боях на Курской дуге, старший лейтенант Досмухамбетов был удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени.

Волей случая фронтовая судьба свела в одном батальоне старшего лейтенанта Абу Досмухамбетова и капитана Петра Баюка. Они выросли в разных конца огромной страны, но насколько похожи были их судьбы!

Пётр Баюк родился в 1920 году в селе Гальчинцы ныне Теофипольского района Хмельницкой области в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. Работал председателем сельского совета. В ряды Красной Армии был призван в 1940 году. В 1941 году окончил Тамбовское пехотное училище. На фронте сражался с апреля 1942 года. Перед назначением на должность командира батальона 229-го стрелкового полка 8-й стрелковой дивизии 13-й армии Центрального фронта успел повоевать в морской пехоте.

К осени 1943 года его грудь, как и грудь Абу Досмухамбетова, тоже украшали два ордена, но у Баюка это были два ордена Красной Звезды. 

Молодые командиры стали друзьями. А впереди им предстояли тяжёлые бои по освобождению Украины…

Следует отметить, что к освобождению Украины Красная Армия шла долго и трудно. Решительный перелом наступил в августе 1943 года, когда в результате советского контрнаступления под Курском немецкая оборона затрещала по всем швам. Вермахт покатился назад. Однако это был не просто отход. Отступая, немцы применяли тактику выжженной земли: уничтожали наши города и сёла, разрушали предприятия, угоняли и забивали скот, расстреливали людей…

Смыслом действий и солдат и генералов Красной Армии тогда стало скорейшее освобождение захваченных врагом родных земель до того, как они превратятся в пепелища.

Разумеется, оставляя после себя смерть и разрушения, немцы не собирались отступать до самой Германии. Уже в начале августа Гитлер приказал строить так называемый Восточный вал – линию обороны от Балтики до Чёрного моря. Мощной обороной немцы рассчитывали измотать Красную Армию, нанести ей невосполнимый урон в людях и в вооружении, склонить советское правительство к мирным переговорам на приемлемых для Гитлера условиях.

В качестве главной опоры и ключевой линией обороны Восточного вала рассматривалась река Днепр. Широкая и полноводная на Украине, имея западный правый берег значительно выше восточного левого, что давало дополнительные преимущества, она должна была стать непреодолимым препятствием для Красной Армии.

Гитлер не сомневался в успехе. Он говорил: «Скорее Днепр потечёт в обратную сторону, нежели русские преодолеют его – эту мощную водную преграду шириной в 700-900 метров, правый берег которой представляет собой непрерывную цепь дотов и природную непреступную крепость».

Задачей советских войск стало обратить Днепр вспять!

Конец сентября 1943 года на Украине ознаменовался гонкой к переправам. Советские части шли по выжженой земле, стремясь достичь великой реки раньше немцев, с целью не дать им занять места, удобные для создания устойчивой обороны.

Выходившие к Днепру наши передовые соединения переправлялись через реку на подручных средствах и стремились закрепиться на любом клочке земли на другом берегу.

Однако переправить через Днепр тяжёлую технику, орудия и танки стало трудной задачей: все переправы были взорваны немцами при отходе. Счастливой случайности – захвата большого моста в битве за Днепр на всём его протяжении не было. Некоторые мосты взлетали на воздух в самый последний момент.

Понтонного парка в должном количестве, чтобы сосредоточить его в двух-трёх местах главного прорыва, в Красной Армии не было. Поэтому советское командование приняло решение наступать на широком фронте, применяя главным образом подручные средства переправы, выделив переправляющимся частям лишь по нескольку понтонов.

Действуя таким образом с 22-го по 30-е сентября 1943 года войсками четырёх фронтов было захвачено 23 плацдарма на правом берегу Днепра и 2 плацдарма на реке Припять.

Именно здесь у слияния Днепра и Припяти на стыке Гомельской и Киевской областей совершили в те дни свой подвиг молодые офицеры – старший лейтенант Абу Досмухамбетов и его друг, его командир майор Пётр Баюк.

К Днепру их батальон подошёл в ночь на 22 сентября. Понятно, с каким чувством рвался за Днепр капитан Баюк: ведь там, в родном селе на Подольи, у него остались молодая жена и маленький сын. Понятно, что всеми силами в эти дни ему стремился помочь его друг лейтенант Досмухамбетов.

Безостановочно бойцы батальона приступили к подготовки переправы. Первой обеспечила себя подручными средствами рота Абу Досмухамбетова и по приказу комбата начала форсирование Днепра.

Было 4 часа утра. Темнота и лёгкий туман над рекой долго укрывал бесшумно плывущую «флотилию». Но потом на неё обрушился огненный смерч. Однако рота Досмухамбетова успешно преодолела водную преграду. Всё же немцы не предполагали, что форсирование реки красноармейцы начнут без тщательной и долговременной подготовки.

Бойцы Досмухамбетова и других подразделений ударного батальона Баюка в рукопашной сватке выбили гитлеровцев из прибрежных траншей, захватили их пулемётные гнёзда и укрепили оборону. После чего началась переправа остальных частей 229-го стрелкового полка. 

Немцы несколько раз пытались контратаковать позиции нашего передового отряда, усилив свою штурмовую группу танками, но безуспешно. К утру через Днепр были переброшены несколько противотанковых орудий, которые отразили попытку гитлеровцев столкнуть наших бойцов в Днепр. 

Начались бои за расширение правобережного плацдарма. Закрепившись на днепровском берегу, части 8-й стрелковой дивизии устремились на запад и севернее Чернобыля вышли к очередной водной преграде – реке Припять, правому притоку Днепра. В этом месте Припять такая же широкая, глубокая и стремительная, как и сам Днепр.

Но штурм сходу удался!  И здесь снова отличилась рота Досмухамбетова и лично её командир. Отряд в составе двух взводов вместе с ротным командиром переправился на западный берег. Высланный вперёд дозор заметил подходящую к берегу моторизованную группу немцев. Гитлеровцы обнаружили место, где уже начали форсировать Припять подразделения 229-го стрелкового полка, и открыли огонь по переправе.  

У Досмухамбетова мгновенно родилось решение – с частью своих бойцов, с ручным пулемётом и гранатомётчиками атаковать немцев с тыла. Десять смельчаков, умело маскируясь, обошли мотогруппу противника и ударили с тыла из пулемёта и автоматов. Не ожидая нападения, гитлеровцы, оставив на месте боя своих раненых и убитых, умчались с позиций. Переправа наших подразделений через Припять возобновилась и была успешно завершена.

По итогам операции, с учетом боевых заслуг друзей-командиров командир 229-го стрелкового полка подполковник Шишков 1 октября 1943-го года отправил по инстанции представление о присвоении капитану Баюку и старшему лейтенанту Досмухамбетову звания Героев Советского Союза.

Но гитлеровцы не собирались сдаваться. Хотя противодействовать всем плацдармам сразу немцы не могли, они стремились отбросить наши части за Днепр в наиболее опасных для них местах прорыва. А прорыв у Чернобыля был именно таким, так как создавал угрозу обхода Киева с севера и освобождения столицы Украины в самом ближайшем будущем.    

5-го октября в штаб 8-й стрелковой дивизии поступили сведения о движении на плацдарм, занимаемый частями 229-го стрелкового полка, свежей моторизированной бригады противника, усиленной танками и самоходной артиллерией. Командованием было принято решение встретить противника на марше, заставив гитлеровцев развернуться в боевой порядок в невыгодных для них условиях, задержать врага как можно дальше от плацдарма и ни в коем случае, любой ценой, не допустить его на плацдарм.

Ставя батальону боевую задачу, командир полка Шишков сообщил Баюку о присвоении ему звания майора, тем самым давая понять особую важность предстоящего боя.

Расставленная противнику ловушка сработала. Враг был застигнут врасплох. Батальон изо всех видов оружия ударил в места самого плотного скопления машин. В колонне заполыхали огромные костры. На дороге образовался затор. Однако при отсутствии артиллерии, малочисленности состава и нехватке боеприпасов батальон не мог уничтожить прорывавшуюся к плацдарму колонну.

Постепенно противник начал приходить в себя. Фашистам становилось ясно, что перед ними всего лишь небольшая советская часть, сумевшая устроить им засаду.

Вражеские танки с двух направлений начали охватывать батальон. Развернувшиеся в боевой порядок самоходные артиллерийские установки «Фердинанд» повели методичный огонь по позициям наших бойцов. Батальон нёс большие потери, но держался… 

Под сильным огнём противника комбат Баюк переползал от одного командира роты к другому, давал указания, назначал новых командиров на место убитых. Но офицеров оставались единицы, да и тем уже не кем было командовать.

Когда Баюк подполз к командиру первой роты старшему лейтенанту Досмухамбетову, тот доложил, что у него в подчинении осталось всего лишь семь солдат.

Посланный в штаб полка с донесением и с просьбой о подмоге сержант Прошин, вернувшись, сообщил, что ещё более мощная колонна танков и мотопехоты врага заходит в тыл нашим соединениям. Вся дивизия ведёт кровопролитный бой. Командир полка велел доложить, что он знает о тяжёлом положении батальона, принимает меры, чтобы помочь, но больше всего надеется на него, майора Баюка.

В эту тяжёлую минуту комбат Баюк назначил оставшегося без роты старшего лейтенанта Досмухамбетова замполитом батальона. Он понимал, что только личным примером командиров можно сейчас вдохновить бойцов, а в своём друге он был уверен!

Раненый в голову замполит Досмухамбетов переползал из окопа в окоп, подбадривал солдат, подбирал у убитых гранаты и патроны и передавал живым…

А противник наседал всё сильнее и всё более наглел. Танки ползли теперь стеной – один возле другого. Даже «Фердинанды» пошли в наступление и вместе с танками стали утюжить окопы. Песчаные стенки окопов легко рушились и гусеницы вражеских машин безжалостно давили людей.

Тогда оставшиеся в командирском окопе втроём: майор Баюк, старший лейтенант Досмухамбетов и сержант Прошин покинули своё ненадёжное убежище и, оставляя кровавый след, поползли навстречу танкам. Напрягая последние силы, они тянули за собой на проволоке противотанковые мины.

Когда вражеские машины оказались совсем рядом, собрав последние силы, бросился с миной под гусеницы ближайшего танка комбат Баюк. Тоже самое сделал замполит Досмухамбетов. Прижимая к груди последнюю гранату под «свой» танк кинулся командир отделения Прошин.

Так смертью героев погибли все трое.

А потом из окопов поднялись уцелевшие бойцы с минами и гранатами в руках и устремились навстречу вражеским машинам…

Враг не прошёл. Горстка советских воинов, почти безоружных, остановила механизированное соединение противника. Многие бойцы батальона по примеру своих командиров бросились в тот день под вражеские танки. Но не обо всех мы знаем. Некоторые из них остались неизвестными героями и продолжают числиться пропавшими без вести. В приказ по войскам попали лишь те бойцы, о которых могли рассказать оставшиеся в живых участники беспримерного боя 5 октября 1943 года на правом берегу Припяти.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении старшему лейтенанту Абу Дусухамбетову (именно так написана его фамилия в указе)  и капитану Петру Ксенофонтовичу Баюку звания Героя Советского Союза был подписан 16-го октября 1943 года, но друзья-герои до этого дня не дожили…

abu dosmuhambetov 1

6-го ноября 1943 года от фашистов был освобождён Киев. 7-го ноября в честь 26-й годовщины Октябрьской революции части Красной Армии прошли парадным шагом по Крещатику. Для того, чтобы эти два события могли произойти, на подступах к столице Украины и на её улицах отдали свои жизни сто пятьдесят тысяч бойцов Красной Армии и среди них майор Пётр Баюк и старший лейтенант Абу Досмухамбетов. 

После изгнания фашистов друзья-герои были погребены рядом друг с другом в центральном парке Чернобыля, а четыре десятилетия спустя их прах был перенесен на Аллею славы. На могилах всегда были цветы. Их память чтили благодарные жители города.

Но сегодня в центре Чернобыля пустынно. Радиоактивное облако, накрывшее город в 1986 году после аварии на Чернобыльской АЭС оказалось сильнее страшного военного лихолетья. Заражённый город покинут жителями. И хотя время от времени власти Украины разрешают посещать оставленные квартиры их бывшим владельцам и при этом даже забирать уцелевшие вещи, последнее пристанище героев остаётся неухоженным.

Живущие в Петропавловске и в Курганской области родственники Абу Досмухамбетова не первый год пытаются перенести прах героя на родовое кладбище в Северный Казахстан, но пока, к сожалению, безрезультатно.

Однако североказахстанцы чтут память героя: в Петропавловске есть улица имени Абу Досмухамбетова, его имя носит школа для одарённых детей, там же перед школой установлен памятник.

О земляке-герое помнили и в Курганской области: в посёлке Петухово его матери Кайше Башимовой в 1948 году был предоставлен просторный удобный дом, а надпись на памятной доске, прикреплённой к стене дома, гласила, что в нём проживает мать Героя Советского Союза. После переезда Кайши Башимовой в село Ново-Георгиевка большой просторный дом был предоставлен ей там. Туда же была и перенесена памятная доска. Пионерская дружина села носила имя героя.

Владимир Холод, город Петропавловск, Северо-Казахстанская область

Заглавное фото: Абу Досмухамбетов - в центре. Два других красноармейца не установлены.

Материал опубликован в рамках общественного проекта "Победу помним поименно" в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Проект реализуется Экспертным клубом "Урал-Евразия" совместно с ИАЦ "Институт Евразийской политики".

Просмотров: 1637