Если состоится создание единого российско-казахстанского технологического региона, то состоится и Евразийский союз (II)
Вторя часть транскрипта выступления Шарипжана Маруповича Надырова, доктора географических наук, профессора кафедры географии, землеустройства и кадастра КазНУ им. аль-Фараби, Алматы (Казахстан) на тему "Перспективы единого образовательного пространства ЕАЭС", которое состоялось на пятом заседании ЭК "Урал-Евразия" 28 января 2015 года в Екатеринбурге.
Перейти к первой части.
[Прослушать полную аудиозапись выступления вы можете на официальной странице клуба в сети "ВКонтакте"]
Прикладная наука должна полностью базироваться только на работодателе
Еще одной проблемой является то, что на Западе эта модель, которую мы в Казахстане переняли, возможно, в России тоже есть, классические вузы западных стран – Германии, Австрии, Швейцарии и др. – не справлялись с требованиями времени. По гибкости, по переходу на новые технологии и т.п. И поэтому уже несколько лет, как в этих странах создаются т.н. университеты прикладного профиля, где обучение идет наравне с работой. Два года учатся, объединяют различные техникумы, колледжи, в аудиториях, а затем учатся в процессе работы. Конечно, эти предприятия высокотехнологичные и т.д.
Мы взяли эту систему в Казахстане и решили, уже второй год пошел, создать научно-образовательные университеты. Казахский Национальный университет стал таковым, один из первых. Затем Технический вуз, бывший Политехнический институт, и другие вузы. У нас уже не существует Академии наук: академические университеты мы раздали факультетам, львиную долю получает технический вуз, в КазГУ, по-моему, только гуманитарные институты – востоковедение, история и др. И таким образом мы назвали себя уже научно-исследовательским университетом.
И понимаете, в чем дело, я не скажу, что в принудительной форме, преподаватели [у нас] должны заниматься научно-исследовательской работой. Оправдано ли это? Дело в том, что в наших вузах большинство преподавателей, закончив университет, аспирантуру, - и сразу начинают преподавательскую работу. Это, конечно, хорошие специалисты, но при всем уважении к ним, а их более половины, они только тиражируют знания, но не генерируют идеи. Даже при защите кандидатских, докторских диссертаций форма изложения напоминает лекцию, а не поисковую, эвристическую научно-исследовательскую работу. Поэтому нам необходимо свежее вливание, нужны специалисты, которые научили бы наших студентов думать. И поэтому отрицательным моментом является то, что наши студенты, очень хорошие ребята, но они больше являются пользователями западных технологий, они хорошо имитируют что-то, то, что требуется по формальным показателям. А как люди творческого плана, где была бы творческая активность, изобретательная активность, таких трудно найти.
В Великобритании я встретился с одним молодым человеком, 24 года. Это было в Бирмингеме, он в 24 года стал преподавателем этого университета, но, закончив бакалавриат, преподает в магистратуре и докторантуре. Его проектная работа состояла в том, что в Бирмингеме и в этом регионе было очень много малых и средних предприятий сталелитейной промышленности, они находились на стадии стагнации. Он создал в технопарке университета небольшую компанию, сначала два человека вместе с преподавателем, затем три. И они смогли поднять эффективность этих предприятий, найти им рынки сбыта, порекомендовать им новые технологии, целый комплекс таких организационных, административных и инновационных решений, которые удалось сделать. И он, будучи 24-летним, написал несколько методических пособий, разработал ряд курсов и сделал такую карьеру. Самое главное – те условия, которые университеты создают для студентов.
У себя в Алма-Ате в рамках нашего университета мы пытаемся [создать такие же условия], но, конечно же, [у нас] несопоставимые показатели по финансированию, хотя [это] одни из лучших [университетов Республики]. Анатолий Вячеславович, побывав у нас, Вы заметили, какой у нас кампус, какое оборудование, - внешне оно не уступает ни английским, ни французским, ни германским, ни другим университетам. Но самое главное, у нас недостаточно работодателей. Прикладная наука должна полностью базироваться только на работодателе. У нас [в бывших советских республиках] есть наука фундаментальная, но по структуре и содержанию она работает недостаточно эффективно. Имеет место коррупционная составляющая, что не дает возможности развития этих стран.
ЕАЭС состоится только в том случае, если по периметру российско-казахстанской границы будет создан единый межгосударственный технологический регион
Теперь, касаясь непосредственно Единого экономического пространства (ЕЭП). С 1 января мы будем с вами в одном союзе, и как же мы будем развиваться? И что должно быть предметом нашего с вами дальнейшего исследования? В пространственном аспекте, я считаю, это должны быть регионы, это должны быть территории, это должны быть прежде всего агломерации, и, что важно для России и Казахстана, это [должны быть] межгосударственные агломерации по периметру российско-казахстанской границы.
В 2008 году экономисты Министерства экономики пригласили меня для проекта касательно пространственного развития Казахстана. Тогда экономисты поняли, что в основе любой экономической концепции, любой программы лежат чисто географические, географо-экономические принципы. Именно география создает основу для развития этих концептуальных положений. И речь была о пространственной организации территории Казахстана. Мы предложили свою модель, что в Казахстане будут развиваться прежде всего агломерации.
Агломерации, как вы знаете, прежде всего являются инкубаторами инноваций. Территория Казахстана не компактная, расселение населения таково, что оно концентрируется в отдельных локальных участках, транспортные издержки очень большие со всеми вытекающими последствиями. И вне агломераций – интеллектуальный вакуум. В Казахстане это очень хорошо чувствуется. И когда мы проанализировали территорию, то при тех существующих реалиях северную часть Казахстана (коричневым цветом) по периметру российско-казахстанских границ мы назвали зоной «вымывания казахстанского потенциала Россией». Действительно так было, Россия выше [Казахстана в экономическом плане]. И хотим мы этого или не хотим, но трудовые ресурсы, капитал, бизнес стремятся туда, где лучше условия.
На фото: Зоны геополитического влияния на территории Республики Казахстан
Вся территория Казахстана – это зона товарной экспансии Китая. Это не только у нас в Казахстане и России, даже, оказывается, Боливия, Бразилия, Токио [тоже] затоварены китайской продукцией. Со странами Средней Азии, Узбекистаном и Кыргызстаном, до сих пор [существуют только] зоны контактов. У нас суммарный товарооборот между этими странами – Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, - около 2%. Его практически нет. И зоны жизненных интересов (зеленый цвет) – это Западный Казахстан, нефть, за счет которой мы живем так же, как и Россия.
И вот тогда, это был 2008 год, мы наметили контуры будущих агломераций. Следующий слайд, это контуры перспективных агломераций. В последнем послании нашего президента он заявил о том, что в Казахстане агломерации будут приоритетной формой организации пространства и наметил три агломерации: это Астанинская, Алматинская и Шымкентская. Три агломерации будут центрами концентрации населения, новых технологий, финансов и всего, чего хотите.
На фото: Контуры складывающихся агломераций в Казахстане (на 2008 год)
Следующий слайд. И здесь мы наметили 2010-2015 годы, какие агломерации и урбанизированные регионы должны появляться на территории Казахстана. Обратите внимание, здесь Алма-Ата выделяется, Астана и Южный Казахстан, Восточный Казахстан, Центральный, - это бывшие территориально-производственные комплексы. Но в основе агломерации нет технологического единства, там [действуют] другие принципы, я не хочу об этом [здесь] говорить.
Пожалуйста, следующий слайд. Это уже 2016-2021 годы, вы видите, контуры уже увеличиваются. 2022-2025 годы – здесь от российской границы до самой Караганды вместе с Астаной формируется урбанизированная зона или урбанизированный регион вместе с этими агломерациями внутри. Вторая такая агломерация формируется в Алматинской области и третья в Чимкенте. И последний слайд, 2025-2030 год. Здесь уже четко вырисовывается.
Что такое агломерации? Прежде всего это инкубаторы идей, инкубаторы новых технологий. И одним из условий существования таких конкурентоспособных агломераций являются наука и образование. Там, где нет высокой науки, там не будет агломерации. Агломерации, по-моему, занимают 15% территории суши, но производят 95% нововведений и т.п.
И здесь вот, как кишки, уходят в сторону России такие образования – это тот российский потенциал по периметру казахстанской границы, который по своему экономическому потенциалу в несколько раз больше, чем весь наш экономический потенциал, намного больше. Конечно, угроза поглощения Северного Казахстана и его структур существует. Но чтобы избежать этого, нам необходимы качественные показатели, в первую очередь, эффективность, производительность труда, новые технологии, - [они] должны быть на уровне российских или, может быть, чуть выше.
На фото: Стадии пространственного развития Республики Казахстан (2026-2030 гг.)
Здесь я взял принцип еврорегионов. Если взять Швейцарию, то по периметру швейцарской границы имеются еврорегионы – это своего рода кластеры и технологические комплексы и т.д. Они производят 90% ВВП Швейцарии. И по всей Европе в силу ее специфики весь Европейский союз большую часть продукции производит в еврорегионах, а в наших понятиях – это межгосударственные агломерации.
Но эти агломерации, прежде всего должны иметь научно-образовательную инфраструктуру в виде научно-исследовательских вузов или университетов. Эти университеты должны иметь, на мой взгляд, региональную привязанность, т.е. специализация тех дисциплин, которые мы здесь читаем, должна быть привязана к проблемам этих регионов. И мы должны адресно запускать специалистов именно для занятия этих рынков, ниш на инновационном пространстве. Иначе не будет развития.
Поэтому перед нашими государствами стоят очень большие задачи, ведь пока идет только декларация о том, что будет хорошо: сопоставим, обменяемся, допустим, студентами и преподавателями. Но пока не будет ее материальной поддержки в виде транснациональных российско-казахстанских компаний с участием других бывших советских республик или стран Европы, Америки и т.д., а их технологическая оснащенность и инновационная степень должны быть выше мировой, - ничего, я думаю, у нас не получится.
Но что касается вот этого российско-казахстанского региона по периметру казахстанской границы с Россией – и в советское время здесь было технологическое единство. Хоть это и были разные республики, но [здесь было] технологическое единство. Этот принцип мы сейчас нарушили, и если нам удастся вновь создать на территории Евразийского экономического союза такие межгосударственные агломерации – они уже намечаются: Западный Казахстан и Оренбург, есть коридоры или линии роста с Омском, другими городами, - если такой единый регион состоится, то и состоится, на мой взгляд, Евразийский союз. Если мы, две страны, не сможем решить эту задачу, то боюсь, что этот проект останется, как им многие другие проекты, только на бумаге.
Такая же возможность есть между Белоруссией и Россией. Но технологический уровень Белоруссии совершенно другой: мы, Россия и Казахстан, это ресурсные страны, живем за счет ресурсов, а белорусы живут больше за счет своих интеллектуальных возможностей: перерабатывающая промышленность и все остальное. И, тем не менее, есть возможность участия Белоруссии, Армении, Кыргызстана, с мая месяца они войдут в наш союз. Таджикистан подал заявку. И, конечно, другие страны – инвестиции со всего мира. И таким образом мы можем осуществить задуманный проект. Другой альтернативы, к сожалению, я не вижу.
На каких принципах должны строиться интеграционные связи в рамках ЕАЭС?
И последнее, на каких же принципах должны строиться эти интеграционные связи между Россией, Казахстаном, вообще в рамках Евразийского экономического союза? Если этих принципов не будет [или они] не будут соблюдены, то и союза тоже не будет. Может быть, я резковато говорю, но, тем не менее, на ваш высокий суд хочу выставить ряд принципов, которые должны стать основой образовательного пространства. Эти принципы носят больше экономический характер, но они являются индикаторами развития самого образования.
Во-первых, исходя из геополитической, геоэкономической ситуации, глобализации, тех трендов, о которых говорил предыдущий докладчик, я думаю, первым, важным принципом является достижение превышающих среднемировые показатели уровня развития экономики и технологий. То есть в этих межгосударственных агломерациях технологии и все качественные показатели инновационных программ должны быть выше среднемировых. Иначе конкурентоспособность не сработает.
Второе, создание совместных высокотехнологичных транснациональных компаний, где основа будет либо российская, либо казахстанская, но с привлечением мирового капитала. И затем, что самое важное, встраивание в мировые технологические цепи по инновационным технологиям. Насколько мне известно, сейчас для компании «Боинг» элероны производит Россия, в Подмосковье есть завод. Раньше только титановую губку поставляли. Вот примерно так, я думаю, [будет происходить этот процесс], потому что в Казахстане, вы знаете, цветная металлургия, производство редких металлов и т.д. – мы являемся одним из мировых лидеров. Зачем давать сырье, если вместе с Россией можно строить предприятия, которые поставляют комплектующие изделия в авиастроении и т.д.? Такая возможность есть. Запад в любом случае при дефиците ресурсов на это шаг будет вынужден пойти, и мы должны воспользоваться этим преимуществом, которое дано нам природой, Всевышним и т.п.
И, наконец, организация совместных информационно-аналитических центров по изучению спроса на инновационные технологии стран Евразийского союза. Конечно, мы должны жить в информационном пространстве, очень открыто, но дающем преимущества именно нашим странам, в данном случае нашим университетам для взаимопроникновения. И при этом должны быть разработаны механизмы паритетного сотрудничества. И, главное, население, люди должны почувствовать от интеграции преимущества на своей собственной шкуре. Тогда этот процесс, конечно, пойдет.
И, конечно, необходимо, это важно, совместно в этом образовательном пространстве разработать механизм перетока инновационных технологий из одних стран в другие и определения рациональных параметров участия в этом межрегиональном разделении труда, межрегиональном разделении инновационного и интеллектуального труда и т.д.
Я попытался дать только свое общее видение, при этом осознаю, что перед нами стоит огромная задача, задача выживания. Если проект Евразийского экономического союза будет действительно реализован в ближайшее время, ведь скорость реализации должна быть в два-три раза быстрее, чем, скажем, проект Европейского союза: он длился 50 лет. до создания единой валюты. Мы не можем столько ждать, наши президенты уже определили сороковой-пятидесятый год. И уровень технологии образования в 2040-2050 годах должен быть выше не существующих сегодня стандартов, а на уровне, который будет достигнут нашими конкурентами или партнерами Западного мира.
Спасибо за внимание!
Прослушать полную аудиозапись выступления вы можете на официальной странице клуба в сети "ВКонтакте".
-
Просмотров: 15069