Проблемы экономической интеграции не препятствие для роста благосостояния населения стран Большой Евразии

К такому выводу 28 января пришли участники Международной экспертной площадки«Регионы Большой Евразии: потенциал взаимодействия».

Она собрала представителей четырёх стран–России, Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Экспертырассмотрели итоги первых пяти лет деятельности Евразийского экономического союза, а также перспективы как этой организации, так и более широкого сотрудничества в рамках Большой Евразии.

Организаторы экспертной площадки: Сибирский институт управления­– филиал РАНХиГС при Президенте РФ и Экспертный клуб «Сибирь-Евразия».

Для справки: Евразийский экономический союз— международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Государства-члены ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия. Государство-наблюдатель ЕАЭС: Молдавия.

Деятельность ЕАЭС началась 1 января 2015 года. За это время были выработаны механизмы как межгосударственной кооперации, так и взаимодействия отдельных стран, в том числе на уровне регионов. Примечательно, что деятельность ЕАЭС и контакты между входящими в него странами не сводится исключительно к экономическим отношениям, а охватывают такие направления как наука, образование и культура.Пять лет работы ЕАЭС и его структур показали жизнеспособность организации, а также возможность её развития за счёт присоединения новых государств-членов.

Заведующая кафедрой «Международные отношения и право» Дипломатической академии им. Казы Дикамбаева (Бишкек, Киргизия) Айнур Джоробекова в своём докладе представила специфику направлений внешнеэкономической деятельности Кыргызской Республики. Центральная Азия — регион неоднородный, потому страна вынуждена ориентироваться не только на ближайших соседей, но и учитывать влияние крупных игроков мирового уровня. Тем не менее, пять лет работы ЕАЭС показали его жизнеспособность и важность ориентации КР на евразийскую экономическую интеграцию. Ряд проблемных аспектов в работе Союза не означают его нежизнеспособности, совместная работа членов ЕАЭС позволит довольнобезболезненно устранить препятствия для полноценного взаимодействия.

Заведующая кафедрой регионоведения Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (Нур-Султан, Казахстан) Айгерим Оспанова обратила внимание на то, что республика также исходит из многовекторности своей внешнеполитической и хозяйственной деятельности. При этом сама специфика географического положения Казахстана определяет приоритеты в ориентации на взаимодействие со странами, входящими в ЕАЭС, особенно ближайшими соседями. В работе ЕАЭС существуют определённые слабые места, накопились противоречия между отдельными странами, отчётливо видна необходимость усилить контакты по многим направлениям, но государства-члены Союза вполне способны вместе обсуждать и устранять проблемы.

Директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no» (Ташкент, Узбекистан) Бахтиёр Эргашев посвятил доклад особенностям экономической политики республики. Постепенный отход Узбекистана от сырьевой модели развития приводит к тому, что стране необходимо учитывать возрастающие противоречия во взаимоотношениях с КНР — отсюда необходимость усиления контактов как с ближайшими соседями (например, Казахстан и Киргизия), так и с ЕАЭС в целом. Главное, по мнению эксперта, при этом не столько экономические аспекты интеграции, сколько концептуальная идея, которая позволить усилить взаимодействие и находить возможности устранения противоречий.

Доцент кафедры экономики и инвестиций Сибирского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ Наталья Епифанова рассмотрела теоретические аспекты оценки экономического взаимодействия регионов стран-участниц ЕАЭС. Анализ показывает, что международная торговля практически не оказывает в общем-то влияния на социально-экономическое положение именно приграничных регионов. Поэтому так важно усилить взаимодействие в этой сфере, в том числе за счёт активизации роли государственных структур, их диалога и учёта конкретных нужд населения приграничных территорий.

Стоит отметить, что выступления экспертов сопровождались оживлённой дискуссией по вопросам как экономических контактов, так и культурной политики, усилению взаимодействия государственных и межгосударственных структур, подготовке кадров и ответов на вызовы времени в условиях последних политических событий на Ближнем Востоке.

Выработанные в ходе работы Международной экспертной площадки «Регионы Большой Евразии: потенциал взаимодействия»выводы и рекомендации предполагается направить в руководящие институты ЕАЭС и в органы власти отдельных государств, входящих в Союз.

 

Добавить комментарий

Защитный код