Участники международной встречи призвали к устранению конкретных барьеров в торговле России и Казахстана

В г. Оренбурге 26 июля 2019 г. состоялась Международная экспертная площадка «Укрепление правовых гарантий предпринимательства в российско-казахстанском пограничье».

Ее организаторами совместно выступили АНО «Содружество народов Евразии» и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Оренбургской области.

Они собрали на одной площадке бизнес-омбудсменов, руководителей объединений предпринимателей, участников внешнеэкономической деятельности из различных регионов России и Казахстана, представителей федеральных и региональных органов власти, научно-экспертного сообщества.

Участников встречи поприветствовали атташе Представительства МИД России в г. Оренбурге Евгений Косарев и зам. начальника Управления международного сотрудничества Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области Сергей Кузнецов.

Открывая работу площадки, председатель Правления АНО «Содружество народов Евразии» Веналий Амелин отметил, что, несмотря на большую проделанную работу по формированию единого экономического пространства и рынков в рамках ЕАЭС, основными проблемами в торгово-экономических отношениях России и Казахстана остаются существенные расхождения в национальном регулировании предпринимательской деятельности (налоговых правилах, порядке лицензирования и др.). Они позволяют бизнесменам использовать разность режимов, пробелы и лазейки для незаконного обогащения, а надзорным органам – существующие ограничения для наложения штрафных санкций и повышения показателей своей работы. В свою очередь, это порождает проблему избыточного уголовного и административного преследования участников внешнеэкономической деятельности за малозначительные правонарушения. Устранение этих барьеров требует дальнейшей системной работы по гармонизации национальных законодательств, унификации административных регламентов и практик, созданию равных конкурентных условий для бизнесменов в странах ЕАЭС, развитию правовых гарантий предпринимательства, ограничению избыточных проверок и деятельности передвижных таможенных постов, повышению доли предупредительных мер в структуре наказаний, созданию институтов примирительных процедур во взаимоотношениях бизнеса с надзорными и правоохранительными органами. Возможности внешнеэкономической деятельности в приграничных регионах России и Казахстана также тормозит неразвитость транспортной, складской, торговой инфраструктуры. Это требует работы по расширению пропускной способности пограничных пунктов, созданию офисно-складских хабов, специализированных центров (домов) международной торговли, которые способны стать драйверами привлечения инвестиций, выстраивания логистических цепочек и роста двустороннего товарооборота.

Их возможности рассмотрела в своем аналитическом докладе заведующая сектором Центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Елена Кузьмина (г. Москва, Россия). Она подчеркнула, что континентальное положение большинства стран ЕАЭС, без прямого выхода к океану создает серьезные вызовы и ограничения для развития их внешней торговли. Мировая практика показывает, что у таких государств средний ВВП составляет примерно 57 % от уровня сопоставимых по экономике прибрежных соседей, темпы его прироста ниже на 1,5 %, а внешнеторговый оборот – на 30 %. По суше транспортные издержки увеличиваются в 7 раз каждые 1000 км, а затраты на пересечение одной сухопутной границы сопоставимы с преодолением 4000 км морским транспортом. Доля транспортных расходов в общем импорте для большинства развивающихся стран без доступа к морскому побережью достигает 10–20 %, в то время как для развитых стран этот показатель составляет от 2 до 5 %. Удвоение транспортных расходов снижает внешнеторговый товарооборот страны примерно на 80 %. Нивелировать сдерживающее влияние континентальности, хотя бы отчасти, позволяет объединение стран в международные интеграционные союзы, выстраивание ими единого экономического пространства, общих транспортно-логистических коридоров,  упрощение процедур на внутренних границах для свободного передвижения через них товаров, на что, в первую очередь, и нацелен ЕАЭС. И в этом плане странами-участницами данного экономического объединения уже достигнуты определенные успехи, прежде всего, в сфере развития железнодорожных и морских перевозок, унификации таможенных процедур, которые существенно упростились с принятием единого Таможенного кодекса ЕАЭС. Однако негативным сдерживающим фактором торговли остается широкое применение членами ЕАЭС друг к другу вместо таможенных иных административных ограничений для создания преимуществ своим национальным производителям, в то время как единое экономическое пространство предполагает равные условия для бизнеса и его свободную конкуренцию в интересах конечных потребителей. Выгодами и преимуществами ЕАЭС не дают в полной мере воспользоваться и невысокая по сравнению с общемировым уровнем эффективность логистики, своевременность доставки, отслеживаемость и трассировка товаров, недостаточное развитие автомобильных путей, придорожной и транспортно-складской инфраструктуры. Эксперт обратила внимание на то, что серьезные логистические хабы созданы только на внешних границах ЕАЭС – Казахстана и Кыргызстана с Китаем, а внутри самого союза они практически не представлены, в том числе, в связи с действующими ограничениями на строительство в приграничной зоне отчуждения.  Мощными драйверами развития товарооборота, кооперации бизнеса, привлечения инвестиций на евразийском пространстве способны стать и центры (дома) международной торговли как специализированные организации, оказывающие весь комплекс сопутствующих услуг участникам внешнеэкономической деятельности. Они созданы в 10 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Сочи и др., но также тяготеют не к внутренним границам ЕАЭС, а к крупнейшим экономическим центрам и портам входа в страну. По мнению Елены Кузьминой, Оренбург представляет очень привлекательный вариант для открытия такого центра, обеспечивающего выход России на весь регион Центральной Азии.

Участники экспертной площадки: бизнес-омбудсмен Оренбуржья Виктор Коршунов, руководитель регионального отделения делового объединения «Опора России» Олег Бочкарев, зам. директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Актюбинской области Руслан Куйшинов, руководитель агропредприятия из этого региона Аскарбек Мамырбаев назвали главным препятствием, сдерживающим приграничную торговлю России и Казахстана, недостаточную пропускную способность пограничных пунктов. Мамырбаев считает, что снять остроту проблемы может, в частности, разделение въезда для грузовых и легковых автомобилей. Президент Торгово-промышленной палаты Оренбургской области Олег Авдеев отметил, что прохождение границы ускорило бы и взаимное признание Россией и Казахстаном свидетельств автострахования. С другой стороны, Виктор Коршунов обратил внимание на то, что задержки возникают на 2 основных пограничных пунктах в Оренбургской области с лучшими подъездными дорогами, которые закономерно выбирают водители. Разгрузить их могло бы улучшение трасс ко всем 7 международным автомобильным пунктам пропуска в регионе. Бизнес-омбудсмен полагает, что Оренбуржье должно стать естественным продолжением транспортно-логистического комплекса Казахстана, который делает ставку на использование своего транзитного потенциала в евразийских перевозках.

Собравшиеся обсудили и другие сложные моменты в двусторонних торгово-экономических отношениях. Воспользовавшись представившейся возможностью, зампред комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Законодательного Собрания Оренбургской области Оксана Набатчикова задала вопрос зам. руководителя регионального Управления Россельхознадзора Вячеславу Храмову о времени снятия карантинных ограничений на поставку племенного скота из Оренбуржья, которого давно ждут для закупки животноводческие предприятия в соседней Актюбинской области Казахстана. А руководитель тепличного комплекса ТОО «Актобе – Жылыжай» Сауромбек Рахиев проконсультировался у него по вопросам фитосанитарного осмотра и получения сертификатов для вхождения с казахстанскими овощами в крупные российские торговые сети.

Руслан Куйшинов рассказал, что по выявлению и снятию ограничений, барьеров на пути взаимной торговли Палатой предпринимателей Актюбинской области уже проделана и ведется большая работа совместно с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Оренбургской области на основе подписанного между ними меморандума о взаимодействии. Вместе с тем, для оперативного реагирования он предложил дополнить ее созданием общего онлайн-сервиса – реестра проблем приграничного бизнеса с отчетами об их устранении.

Со своей стороны, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области России Евгений Борисов выразил готовность оказать любую практическую помощь казахстанским предпринимателям на территории своего региона.

Особое внимание в ходе площадки было уделено отлаживанию взаимодействия между государственными и деловыми кругами Оренбуржья и Байконура. В городе, который вместе с космодромом арендуется Россией у Казахстана, в силу особенностей его возникновения и правового статуса предпринимательская сфера испытывает определенные сложности в развитии. Прежде всего, бизнес ограничен в привлечении заемных средств, поскольку казахстанские банки в городе не кредитуют россиян, а российские – казахстанцев как иностранных резидентов. В обеспечение кредитов предприниматели не могут предоставить залог, ведь в городе отсутствует частная недвижимость, так как не проводилась приватизация земли и жилого фонда. По тем же причинам нельзя купить помещения для офисов, магазинов и др., а в арендованных у муниципалитета – запрещено проводить реконструкцию. Из-за нахождения анклава внутри казахстанской территории бизнесмены покупают завозимые товары за тенге, а продают в городе за рубли, что расценивается налоговыми органами как нарушение валютного законодательства. Ситуацию запутывает и различная подчиненность правоохранительных, надзорных органов в Байконуре: часть из них относится к Москве и Московской области, а часть к ближайшей по прямой Оренбургской области России. В частности, по хозяйственным спорам байконурские предприниматели вынуждены судиться в единственном на весь город военном гарнизонном суде, а по апелляциям ездить в Арбитражный суд Московской области, что требует значительных издержек и времени. Существуют сложности и в вопросах налогообложения, ввоза подакцизных товаров и др. Разрешить весь этот клубок проблем можно только совместными усилиями власти и бизнеса двух стран. Поэтому в апреле 2019 г. по поручению бизнес-омбудсмена РФ Бориса Титова уполномоченный в Оренбургской области Виктор Коршунов взял под свою опеку предпринимателей Байконура, а в мае провел в городе их первый выездной прием.

Для постановки этой работы на правовую регулярную основу, в рамках текущей площадки 26 июля бизнес-омбудсмен Оренбургской области России Виктор Коршунов и директор филиала в г. Байконуре Палаты предпринимателей Кызылординской области Казахстана Алмат Утегенов впервые заключили специальный меморандум о взаимодействии. Он предусматривает мониторинг, взаимное информирование и проверку достоверности сведений о нарушениях прав и законных интересов предпринимателей, а также принятие мер по их восстановлению с помощью особых полномочий, предоставленных сторонам по национальным законодательствам.

Другим практическим результатом международной встречи стала выработка участниками конкретных предложений по совершенствованию практики взаимодействия бизнеса и власти, устранению существующих проблем и избыточных барьеров в торгово-экономических отношениях двух стран для возможного вынесения делегацией Оренбургской области на предстоящий в ноябре XVI Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана в г. Омске.

Добавить комментарий

Защитный код