Безграничные проблемы: что творится на Хоргосе

Международный центр приграничного сотрудничества “Хоргос” не первый год обрастает скандалами и слухами, как лесная поляна грибами после дождя, пишет "Караван".

Одни туристы говорят об очередных задержаниях на границе кого-то и за что-то, другие – о давках в автобусах-челноках, длинных очередях на контрольно-пропускных пунктах, хамском поведении пограничников и сотрудников таможни. Разные, в общем, мнения, но суть одна – проблем почему-то с годами там не становится меньше.

Знающие люди подсказали, что выезжать в “Хоргос” надо в ночь и подоспеть к пункту пропуска через границу часам к 4 утра. Если позже, то можно попасть в многокилометровую очередь и простоять там 5–6 часов. Мы так и сделали. Выехали из Алматы в 23.00 и в 3.20 были перед воротами КПП. В очереди стояли уже несколько автомобилей и автобусов с теми, кто купил из Алматы шоп-тур. Темнота – хоть глаз выколи. Пункт погранконтроля открывается в 7 утра, значит, просидеть нам в своей машине придется минимум часа четыре.

Плати копеечку, челнок

Через час образовалась внушительная пробка. Еще бы, в выходные дни сюда приезжают семь, а то и восемь тысяч человек со всего СНГ. Особенно много шопников из Алматы и соседнего Кыргызстана. После открытия “Хоргоса” знаменитая бишкекская барахолка сдала позиции. К 7 утра машин и автобусов было уже не сосчитать.

Мы, а именно: простые туристы, проехавшие ночью 332 километра ради спортивного интереса, для пограничников и продавцов не представляем никакого коммерческого интереса и поэтому “не достойны” особого внимания. Первыми по так называемому “зеленому коридору” идут выкупившие шоп-тур за 5 500 тенге счастливчики. 240 человек из шести автобусов. Ждать, пока они пройдут паспортный контроль, откровенно говоря, не было ни сил, ни желания, поэтому мы заплатили по 2 500 тенге с носа экскурсоводам одного из автобусов и быстро встали в очередь, прикинувшись челноками. Кстати, ровно столько платит каждый, кто едет из Алматы по шоп-туру. Это своего рода гарантия быстрого прохождения границы без проволочек и давки. Заплатил денежку – пройдешь быстро, зажал – стой и жди, пока пройдут “белые” люди.

Так называемые помогайки просят не вести фото- и видео­съемку. В противном случае, говорят, можно нарваться на неприятности, особенно на китайской стороне, и не видать тогда ни телевизора за 60 000 тенге, ни сумки “Louis Vuitton” за 25 000. Камеры видеонаблюдения фиксируют все и вся.

Сонные пограничники, не торопясь, оформляют нетерпеливых туристов.

– Вот как так? – тихо негодует женщина, стоявшая в очереди. – Открываются в семь, пока то да сё, в два часа дня уже надо вещи на “Казпочте” сдавать. Что хотят, то и творят. Специально рано приезжаем. А они когда хотят – открываются, когда хотят – закрываются. В прошлый раз вообще в 5 часов дня закрылись. Пришлось разворачиваться и ехать обратно, гостиницу снимать. А вот если бы денег не осталось? На улице, что ли, ночевать, на баулах своих?

– Простите, то есть как “когда хотят – закрываются”? Без предупреждения? – обернулась я в напряжении. Приехать с шопинга и поцеловать закрытые двери – перспектива малоприятная.

– А вот так. В 5 закрылись – и хоть трава не расти. А захотят, так и в 7 закрываются. Мы все ждем, когда здесь улучшения настанут, но пока проблемы одни…

Игра в рулетку какая-то получается. Лотерея. В надежде на то, что сегодня нам повезет, мы подходим к очереди в терминал. Покупаем талон за 1 500 тенге. Он дает право на неограниченное передвижение в автобусах, курсирующих между торговыми центрами. Их, как оказалось, в “Хоргосе” пять. В одном торгуют исключительно мехами.

Часов в 9 утра мы вышли из здания КПП. По-осеннему холодно. Пронизывающий ветер и мысль, какого лешего нас сюда принесло. Спали бы себе сейчас под теплыми одеялами.

В чистеньких маленьких автобусах прохладно. До заветной цели ехать минут тридцать. Впереди контроль на китайской стороне.

Хиджаб и борода? Вам домой пора!

С нами в автобусе случайно оказался молодой человек со специфической маленькой бородкой. Не то чтобы борода, как у старика Хоттабыча, но все же. Проходя китайский контроль, который заключается в досмотре личных вещей и пристальном внимании их серьезных офицеров, наш попутчик был возвращен в пункт отправления. Ему вежливо объяснили, что причина отказа в проезде – его растительность на лице. Оказывается, там совсем недавно ввели свои правила посещения МЦПС, которые гласят: “Никакой бороды, никаких хиджабов”. И попробуй рот открой – быстро загребут. На китайской территории, как оказалось, действуют очень строгие правила, которые распространяются на всех, в том числе и туристов. Так что в случае чего, можно здесь легко и за решетку загреметь до выяснения личности. Мы нарушать ничего не собирались и быстро прошли все необходимые процедуры. Причем абсолютно бесплатно.

По странному графику

В 10 часов наш автобус прибыл к первому торговому центру. Ну что сказать? Наша барахолка, только крытая. Тесные бутики, забитые до отказа всем, чего душа желает. Рубашки, платья, кофты, чулки-носки-трусы. От такого количества товара закружилась голова, и захотелось на воздух. Толпы челноков, несмотря на то что мы только вошли в центр, уже упаковывают баулы с товаром. Позже мы узнали, что на всё про всё нашим бедным коммерсантам дали всего 4 часа. За это время надо выбрать нужный товар, закинуть в коробки, замотать скотчем и отвезти в терминал компании, которая раньше была “Казпочтой”. Там все это дело взвешивают и отправляют через границу, где грузят в автобусы, на которых, собственно, эти челноки и приехали.

– Как вы все это успеваете? – спрашиваю совсем юную девушку, которая представилась Алиной.

– А что делать? Нас предупредили, чтобы в 14.00 мы уже были на складе. Надо быстро все оформить и собраться в районе КПП. А то запросто можно вернуться и ночевать здесь. А автобус ждать не будет. Кто успел, тот и съел. А кто опоздал – добирайся, как хочешь. В прошлый раз так и получилось. Ехали сюда 5 часов, стояли в очереди на отправку 7, заночевали здесь, а на шопинг всего 4 часа дали. Почему они не сделают круглосуточный пограничный и таможенный контроль? Ведь это крупный международный торговый центр. Почему у них такой странный график работы? Ладно, магазины закрываются, хотя они тоже могли бы круглосуточно работать. Странно и очень неудобно это все.

Мы тем временем наткнулись на бутик “Самсунг”.

– Действительно? “Самсунг”? – спрашиваю продавца.

Оказалось, что он из Жаркента. Работает здесь переводчиком-продавцом.

– А если куплю телевизор, приеду домой, включу, а он не работает. И что? Сюда обратно вам везти или гарантия есть?

– Конечно, на весь товар официальная гарантия три года. Если сломается, придете в любой сервис-центр “Самсунг” – и никаких проблем.

Честно говоря, верится с трудом. Хотя бы потому, что в наших алматинских магазинах бытовой техники телевизор с плоским экраном, диагональю 130 дюймов и всеми наворотами стоит в районе 200 тысяч тенге, а здесь всего 60 тысяч. На вопрос, почему их цены в три раза ниже наших, продавцы только плечами пожимают.

– Давайте начистоту, – продолжаю пытать смущенного юношу: – Это фейк? Здесь где-нибудь в подвале собирают и наклейки “Самсунг” лепят? Я ведь девушка упертая, если что, и вернуться могу. Меня 332 километра не пугают.

– Я вам гарантирую, что это тот же самый “Самсунг”, который вы купите у себя в городе, в любом магазине бытовой техники. Кстати, здесь даже “Луи Виутон” продают настоящий. А вы мне про “Самсунг”.

– Да? Если, как вы говорите, “Луи Виутон”, то точно фейк. А вот если бы вы сказали “Луи Вюиттон”, я бы, возможно, поверила.

От покупки бытовой техники мы отказались. Что-то было странное и сдерживающее. Может быть, мы так привыкли покупать технику в красивых магазинах и верить вышколенным менеджерам, что все остальное кажется фальшивкой? Или в мозгу прочно засел стереотип: “Да это же китайское”.

Не стали заходить и в бутики с сумками “Gucci”, “Chanel” и “Prada”. На этот раз ценники явно говорили о том, что перед нами не совсем оригинал.

10 000 тенге за модный рюкзак и 6 000 – за брендовое портмоне.

А вот что нам понравилось, так это игрушки. Машины на аккумуляторах за 15 000 тенге против 60 000 в городе, коляски, куклы, электросамокаты, игровые наборы. Глаза разбежались. Как мама троих детей, я могу сказать, что эти же самые игрушки мы покупаем в крупных игрушечных магазинах по ценам в 3, а то и в 5 раз выше.

С простынями на выход

Кстати, оказывается, самый ходовой товар в “Хоргосе” – текстиль. Комплекты постельного белья, одеяла, подушки, полотенца. Хлопок, трикотаж, шелк. Однотонные, всех цветов радуги, в цветочек и расцветки ночного неба, в ромбики и кружки. Цены реально смешные. Комплект хорошего белья можно купить за 1 500 (!) тенге. Из дорогого сатина – за 3 000 тенге. Притом что в Алматы цены на комплекты в магазинах начинаются от 10 000 и выше. Но есть одно “но”. Видимо, текстиль стал настолько популярным товаром, что на его провоз таможня ввела определенные правила. Провозить товар из этой категории можно только через курьерскую компанию. В ручную кладь текстиль брать запрещается. И самое интересное, никто не может дать всему этому логическое объяснение. Нельзя – и точка. В этот раз ни подушек, ни одеял мы не купили, а ограничились только детскими игрушками.

Обратно на КПП мы вернулись в 16.30. Ехали и с ужасом думали о том, что сейчас наткнемся на 6 000 человек, страстно желающих уехать домой, или границу закроют. Обошлось. Часа через полтора двинулись в сторону дома, уставшие и полные впечатлений.

Итоги

Если говорить откровенно, то “Хоргос” – это очень хороший вариант для людей среднего достатка, для которых словосочетание “сделано в Китае” не вызывает внутреннего отторжения. Это отличный вариант для тех, кто собирается выдавать замуж дочь. Приданого на сотню тысяч тенге можно накупить вагон и маленькую тележку. Ну и, конечно, для челноков здесь рай. Если бы только не эти противные “но” с пограничными процедурами, таможенниками с их странным графиком работы и бешеными очередями на так называемой “Казпочте”, которая пока, как нам показалось, не справляется с огромным количеством товара. В остальном в “Хоргосе” порядок. Той давки в автобусах, о которых СМИ писали зимой, нет.

И последнее. Кто хотя бы раз побывал на каком-либо пункте пропуска через казахстанско-китайскую границу, тот не мог не заметить огромную разницу между китайскими пограничниками и нашими. Между сотрудниками их таможни и нашей. Причем разительные отличия не только в форме одежды, но и в отношении к туристам людей в погонах с той и другой стороны. Почему одни стражи госграницы спокойны, выдержанны, опрятны, вежливы, не сквернословят никому и не грубят, а другие – словно полная им противоположность?

АЛМАТЫ – ХОРГОС – АЛМАТЫ

Наргиз Северная

Источник

Просмотров: 1875