Прорывов без подготовки не бывает

Официальный визит в США президента Казахстана Нурсултана Назарбаева не обуславливает перспектив прорыва в российско-американских отношениях, поскольку нынешнее «невзаимодействие» между Россией и США есть результат влияния констант внешнеполитического поведения Соединенных Штатов, которые складывались в течение десятилетий, считает директор Института США и Канады РАН, член Российского совета по международным делам Валерий ГАРБУЗОВ.

Официальный визит в США, который на этой неделе осуществляет президент Нурсултан Назарбаев, стал событием «топовым» еще до того, как казахстанский «Борт номер один» приземлился в аэропорту Вашингтона.

Примечательно, что предстоящее событие активно комментировали не только казахстанские, но и российские эксперты. При этом мнения высказывались разные, порой диаметрально противоположные. В то время, как оптимисты от аналитики заявляли о некой «примирительной» миссии лидера Казахстана в статусе «тайного посланника Кремля» или «представителя от ЕАЭС», скептики отмечали: с учетом определенных внутриполитических и экономических проблем в Казахстане на переговорах в Белом доме Н.Назарбаев будет продвигать исключительно прагматичные интересы, которые не просто могут не совпадать с интересами Москвы, но и вступать с ними в контрадикцию.

По просьбе «IQ» тему прокомментировал директор Института США и Канады РАН, член Российского совета по международным делам (РСМД) Валерий Гарбузов в ходе состоявшейся в Москве пресс-конференции, посвященной итогам первого года президентства Дональда Трампа, состоявшейся по инициативе РСМД на площадке МИА «Россия сегодня».

- Относительно посреднических усилий президента Казахстана можно лишь предполагать, что определенные шаги будут предприняты в этом направлении. Но что-то мне подсказывает, что прорыва на этом направлении достичь не удастся. И дело не в том, что Нурсултан Назарбаев плохой посредник и переговорщик, скорее наоборот. Но в ситуации, сложившейся на сегодня в двусторонних отношениях России и США, и внутри самих США, не думаю, что президент Казахстана может выступить «ледоколом», который «растопит льды». Слишком уж глубоко отсутствие доверия в двусторонних отношениях. А когда нет доверия между политическими элитами, никакие посредники его восстановить не в состоянии. Это должен быть двусторонний процесс. И как бы мы ни говорили, например, о том, что надо изменить ситуацию на Корейском полуострове, если не будет внутреннего желания двух непосредственных сторон процесса встречаться и договариваться, никакая третья сторона не сможет сделать это за них. Это касается и процесса налаживания отношений между Россией и США, - считает В. Гарбузов.

По мнению директора Института США и Канады РАН, российско-американские отношения в настоящее время адекватнее характеризуются словом «невзаимодействие», нежели «взимодействие». И если раньше речь шла о том, что нужно расширять повестку сотрудничества, не зацикливаясь на вопросах контроля над вооружениями, то сейчас повестки нет как таковой.

- Какая повестка дня? Высылка дипломатов, санкции и контрсанкции, взаимные обвинения – это совершенно не конструктивная повестка. И даже если есть какие-то конструктивные моменты во взаимоотношениях, они тонут во всей этой кутерьме. Реально отношения наших стран вращаются вокруг двух спиралей – конфронтационной и санкционной. Это два мощных стержня, которые определяют отношения. Они сложились еще до Трампа, при Обаме, и в ближайшее время из этих спиралей не выйти, - отметил эксперт.

В качестве главной причины того, почему Дональду Трампу за год президентства не удалось наладить отношения с Россией, В.Гарбузов выделил «константы внешнеполитического поведения США», которые формировались на протяжении десятилетий в XX веке, особенно в период после Второй мировой войны.

Эти «постоянные величины» не меняются со сменой хозяев Белого дома и сегодня проявляются особенно ярко.

- Что бы Трамп ни говорил, а говорит он самые общие фразы, о том, что хорошо бы наладить отношения, быть вместе, вместе бороться с терроризмом, как это сделать – думаю, для него самого загадка. Желание человека по имени Трамп натыкается на объективную реальность, которая задана не им, а предшествующими годами и десятилетиями, константами, которые существуют как берега в Соединенных Штатах, между которыми течет политическая жизнь, - констатировал В.Гарбузов.

Он также добавил, что, исходя из итогов первого года пребывания в Белом доме, президентство Дональда Трампа уже можно назвать «блокированным президентством».

- Все эти истории, связанные с тем, как Вашингтон воспринял Трампа, какие отношения у Трампа со СМИ, с Конгрессом, с обществом, позволяют говорить о том, что он президент, у которого скованны руки, он «блокирован» в действиях. Это плохо и для самого Трампа, и в целом для института президентской власти в США. Американцы, возможно, сейчас не совсем еще понимают, но это серьезное ослабление политического инструмента президентства, - считает эксперт.

В сложившихся условиях, по мнению директора Института США и Канады РАН, надеяться на какой-то скорый прорыв в российско-американских отношениях не приходится.

- Прорывов без подготовки не бывает. Поэтому, даже если и будет какая-то встреча Трампа и Путина в обозримом будущем, не следует ожидать от нее такого прорыва, он не подготовлен. Чтобы его подготовить, нужны какие-то мощные факты. Я не вижу таких фактов, которые в корне изменили бы ситуацию, - сказал В.Гарбузов.

В качестве аргумента, подтверждающего неоптимистичный прогноз, эксперт привел тот факт, что в США в последние годы создана мощная законодательная база, принятая Конгрессом и утвержденная президентом, которая исключает возможность «оттепели» в отношениях с Россией.

- Просто так эта нормативная база за два три дня, даже за годы, не разрушится. И мы должны исходить из этого, создавать какие-то механизмы координации конфронтации и санкций. В конце концов, даже в годы «холодной войны» такой механизм существовал и худо-бедно приносил положительные результаты: в определенные периоды противостояние сверхдержав ослабевало, уступая место разрядке и конструктивному сотрудничеству. Думаю, правильно делает наше Министерство иностранных дел, которое в условиях заморозки отношений наверху спускает эти отношения на более низкий уровень.Для этого, кстати, сформирована специальная межведомственная группа, - сказал В.Гарбузов.

По его мнению, опасность нынешнего состояния российско-американского «невзаимодействия» состоит в том, что его эффекты переносятся на общество: антироссийские настроения в США и антиамериканские – в России, что называется, крепчают.

- Это опасный симптом. Поэтому, конечно, сейчас нужно укреплять взаимодействие между отдельными альтернативными сегментами, развивать культурные, научные связи. Из своего опыта общения с коллегами из США могу сказать:у них нет проблем с адекватной оценкой ситуации. Вопрос – с чего начать и куда идти? Повторюсь, глобально отношения в ближайшие годы не изменятся, но в решении каких-то частных и конкретных проблем важны даже маленькие шаги навстречу. Их нужно делать, и надо понимать, что какие-то изменения могут происходить только в результате целенаправленной, методичной работы, другого пути нет, - считает эксперт.

Отвечая на вопрос о балансе интересов России и США в Центральной Азии, заданный в контексте визита в Вашингтон Нурсултана Назарбаева, директор Института США и Канады РАН ответил следующее:

- По большому счету, весь сыр-бор в российско-американских отношениях случился из-за так называемого «советского наследства» – постсоветского пространства. Когда где-то образуется вакуум, туда приходят Соединенные Штаты. Такова логика развития этого государства. Поэтому ожидать, что вакуум, который образовался после распада Советского Союза, так и останется вакуумом на десятилетия, наивно.И, на мой взгляд, вопрос о влиянии на постсоветском пространстве еще не закрыт. Конечно, для России очень важно, чтобы по периметру ее границ было все спокойно и надежно. Но пока рано делать выводы о том, что все наши соседи – наши друзья и наши стопроцентные союзники. Тот же Казахстан, как известно, проводит многовекторную политику, и я бы не стал утверждать, что республика ориентируется исключительно на Россию. Ситуация достаточно зыбка, и смена власти в Казахстане, какие-то иные процессы, могут сильно на нее повлиять. Картина, нарисованная мною, не столько печальная, сколько реалистичная. Хуже было бы, если бы мы пребывали в эйфории и говорили то, что хотим видеть или то, что в наших мечтах. Реалистичный взгляд необходим для того, чтобы искать поводы для оптимизма.

Ольга Казанцева

Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется  с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов».

Просмотров: 1839