Транзит власти в Туркмении идёт форсировано, но по плану

11 февраля Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов сделал важное политическое заявление, вызвавшее дискуссии в международном экспертном сообществе. 

«Я поддерживаю мысль, что дорогу к государственному управлению на новом этапе развития нашей страны надо дать молодым руководителям, воспитанным в духовной среде и в соответствии с высокими требованиями современности… Свой огромный жизненный и политический опыт я, как председатель Халк Маслахаты, намерен далее направить в эту область» - отметил президент.

Нельзя сказать, что заявление было сенсационным, поскольку определённая работа туркменской властью в этом направлении велась на протяжении последних пяти лет.

В 2016 году были внесены изменения в Конституцию Туркмении, касающиеся снижения возраста кандидата в президенты до 40 лет. Примерно в тоже время начинается политическая карьера Сердара Бердымухамедова, который стал набирать политический опыт и вырос от депутата парламента до вице-премьера правительства.

Вопрос казался решённым, но оставалось понять только два основных момента:

  • Будет ли Гурбангулы Бердымухамедов дожидаться 2024 года или уйдёт в отставку досрочно? Как известно, последние президентские выборы состоялись в 2017 году и у действующего главы Туркмении было ещё несколько лет в запасе, чтобы подготовить своего преемника.
  • Включится ли Сердар Бердымухамедов в транзит власти по достижению 40-летия или продолжит накапливать «политический (аппаратный) вес» в статусе вице-премьера? 22 сентября 2021 года ему исполнилось 40 лет.

Выступление Гурбангулы Бердымухамедова на заседании верхней палаты парламента всё расставило по местам, стало сигналом и для общества, и для власти. Основной месседж - транзит власти произойдёт в марте и в республике будет новый президент.

Также не вызывает никаких сомнений, что глава государства видит в роли «молодого и современного руководителя» Сердара Бердымухамедова. По крайней мере, такой сценарий является наиболее вероятным и отражает интересы действующего президента страны. Как известно, Сердара Бердымухамедова в туркменском обществе де-факто уже воспринимают как будущего президента, преемника высшей власти.

Отметим, что в феврале исполняется ровно год с момента, когда Сердар Бердымухамедов занял должность вице-премьера правительства. В сферу его компетенций входят вопросы, связанные с цифровизацией и инновационными технологиями. Безусловно, этот опыт может оказаться полезным для развития экономики республики.   

Сегодня стало уже известно, что президентские выборы в Туркмении пройдут 12 марта. Об этом заявил помощник председателя туркменского Центризбиркома (ЦИК) Безирген Караев.

Что касается форсированности событий и проведения досрочных президентских выборов уже в следующем месяце, то здесь, наверное, прослеживается несколько факторов.

Во-первых, в ускоренности решения заинтересована действующая политическая элита. Январские события в Казахстане продемонстрировали издержки незавершённости транзита власти и, вероятнее всего, учитывались туркменской властью при принятии решений.

Во-вторых, на фоне турбулентности международных отношений, пандемии и роста политической напряжённости в Европе, выборы в Туркмении должны пройти спокойно, т.е. без повышенного интереса к ним со стороны внешних сил. Западу сейчас нужно решать свои проблемы.

В-третьих, проведение выборов в марте может быть связано и с личными причинами Гурбангулы Бердымухамедова, которые, наверное, известны узкому кругу людей.

Таким образом, транзит власти в Туркмении, имеющий семейную спецификацию, должен произойти совсем скоро. У республики свой путь в этом вопросе. И будем надеяться, что он приведёт к позитивным социально-экономическим изменениям в Туркменистане.

Артур Сулейманов

Центр «Берлек-Единство»

Просмотров: 561