Поставки энергоресурсов из ЕАЭС в ЕС: взгляд из Германии

Транскрипт выступления профессора Р. Юхелки на третьем заседании Экспертного клуба "Урал-Евразия", 10 декабря 2014 года, Екатеринбург (перевод с английского).

* * *

Добрый день, леди и джентльмены! Большое спасибо за приглашение на ваш круглый стол. Я прошу прощения, но я не говорю по-русски. Также я прошу прощения за то, что не подготовился должным образом к выступлению, так как это стало для меня новостью – предложить вам мысли о сотрудничестве между Европой и вашей страной в энергетическом секторе, какие возможности могли бы быть реализованы и какие представляются несколько иначе. Для начала я хотел бы рассказать о себе немного больше. Я работаю в Университете Дуисбург-Эссен. Это один из десяти крупнейших университетов Германии, в нем обучается около 40 тысяч студентов и работает около 500 профессоров. Я профессор факультета географии. Мое внимание в исследовании и преподавании сосредоточено на экономической географии. Экономическая география изучает локализацию производства в экономике, отношения между экономикой и такими большими структурами, как индустриальные парки, городские системы и влияние такой сферы, как транспорт и логистика.

Регион, где находится университет, называется Рурской областью. Это не просто одна из, это и есть самая большая промышленная зона в Европе. Регион традиционно специализируется на добыче угля и производстве стали. Все прекрасно знают, как связаны добыча угля и производство стали с сектором производства энергии. В Германии работают четыре крупные энергетические компании, две из них – это AWEи E-On (Energy-On). Штаб-квартиры этих двух компаний располагаются в Рурской области.

Очень интересно рассуждать об энергии и ее влиянии на сотрудничество между Европой, Германией и Россией. В Германии на протяжении последних трех-четырех лет преобладает новая точка зрения относительно энергетического сектора. Традиционно мы рассматривали такие источники энергии, как уголь, газ, ядерная энергетика, - но это все традиционные источники. Но несколько лет назад случилась Фукусима. Это было ужасно не только для жителей Японии, но и для жителей Европы и особенно Германии.

Насколько вы знаете, у населения Германии особое мнение относительно атомных станций. Большинство жителей Германии относится к ним негативно. Это сильно отличает их от французов или англичан, к примеру. У нас есть около 10 АЭС в Германии, во Франции или Великобритании их гораздо больше. Но в Германии люди их не любят. Я даже могу сказать, что они ненавидят их.

В 1970-х годах началось движение, из которого родилась «Партия зеленых», которая ставит целью создание более экологической экономики, более экологического образа жизни и начало трансформации энергетического сектора. Часть населения, которой не нравятся АЭС, «Партия зеленых» и катастрофа на Фукусиме, - несколько лет назад это стало очень критичным вызовом. Это заставило Меркель, нашего канцлера, пойти на крайность и закрыть ядерный сектор. Она заявила, что в течение пяти-шести лет все АЭС в Германии будут закрыты. Это стало большим шоком для людей, потому что все знали, что госпоже Меркель нравится атомная энергетика, но, это очевидно, ей пришлось реагировать. Также это стало большим шоком для AWEи E-On, потому что весь их бизнес-план строился на атомной энергетике.

Народ был очень счастлив, это было замечательное решение госпожи Меркель. Недовольными остались компании, и им пришлось реструктурировать свои бизнес-модели. Государство поддержало их рестуктуризацию, а также поддержало новые энергетические структуры. К примеру, на прошлой неделе E-On приняло решение, я прочитал об этом в газете, закрыть не только АЭС, это ведь было политическое решение, у них не было другого выбора. Также они приняли решение закрыть все газовые и угольные энергетические станции.

Это стало очередным шоком для немцев. Но с другой стороны, у нас появились новые проблемы с этой ситуацией. Невозможно получить то количество энергии, которое нам необходимо, лишь при помощи солнца и ветра. Нам нужна энергия, получаемая из традиционных источников. Германия – лишь одна из стран Европы. Вместе с Францией, Нидерландами, Бельгией, Великобританией она связана в единую энергетическую сеть. Когда нам требуется больше энергии для университетов, телевидения, кондиционеров и т.д., если энергии недостаточно в немецкой энергетической сети, мы восполняем этот недостаток энергией из других стран. Это открытая структура.

Это вполне обычная ситуация. Вероятно, вы это знаете, что мы в Германии любим футбол. И когда идет трансляция игры национальной сборной, после 45 минут наступает перерыв. И все немцы используют этот перерыв, чтобы сходить на кухню, включить свет, пойти в туалет и снова включить свет, и открыть холодильник, чтобы взять пива. И эти три вещи резко увеличивают потребление энергии за эти пятнадцать минут. Немецкие энергетические станции неспособны произвести столько энергии на эти пятнадцать минут, потому что после этих пятнадцати минут люди возвращаются в свои кресла и продолжают просмотр телевизора, снова расслабляясь. Таким образом, нам нужна поддержка других стран на эти несколько моментов, именно так работает эта система.

Именно поэтому нам нужен поток энергии из стран Востока, как Россия. Это так же важно, потому что мы получаем атомную и угольную энергию из других стран, но газ получаем из вашей. И это одна из обсуждаемых сегодня тем, ведь ваш президент решил остановить строительство «Южного потока» через Украину и перенаправить газопровод в Турцию. К чему это приведет?

На мой взгляд, это не та проблема, где мы можем командовать как ученые, инженеры, как планировщики инфраструктуры и энергетики. Это вопрос политический. Я не знаю и мне не позволено оценивать решения господина Путина, является ли решение остановить проект «Южного потока» мудрым или нет. Я думаю, что важно сотрудничать в энергетической сфере в торговом секторе. Все знают, что ситуация усложнилась в связи с Украиной. Но нам нужно несколько трубопроводов – Северный, Южный и Центральный. У вас настолько много газа, он нужен и вашей собственной стране, вы также хотите продавать его на Восток, в Китай, например. Но также вы можете торговать с открытыми рынками и получать за это деньги. Это традиционная точка зрения. Я думаю, через несколько лет, хоть и сегодня отношения между Россией и Германией довольно прохладны, будет принято новое решение, которое оживит проект «Южного потока». Сегодня это не решение открытого рынка, это политический конфликт. Но все в Германии понимают, что нам нужна энергия из других стран, в Европе нефти и газа недостаточно – немного на севере. Также все понимают, что через несколько лет альтернативные источники энергии, как солнечная, будут играть все большую роль. Это отличная идея – использовать такие новые формы возобновляемой энергии. Но также все понимают, что в течение этих лет нам также нужны традиционные источники  энергии, и поэтому мы вынуждены сотрудничать.

Большое спасибо Александру [Бурнасову] и профессору Степанову за приглашение, за то, что дали мне возможность принять участие в вашей дискуссии. Мое включение в этот процесс, на мой взгляд, является маленьким, но важным шагом к новому типу кооперации и диалога. Это потребует определенного времени, но мы сделаем все, что от нас зависит. 

Рудольф Юхелка ­- доктор, профессор Университета Дуисбург Эссен, Институт географии, кафедра транспорта и логистики (Германия)

Запись выступления вы можете найти на официальной странице клуба в сети "вконтакте".

Просмотров: 1098