Лучший #маршрут1717: История и культура 3000-летнего Еревана в советской архитектуре
Автор: Нарине Абгарян, Ереван, Армения
Фотограф: Карен Чахалян
Посмотреть карту маршрута можно здесь.
Ереван – один из древнейших городов мира и чтобы увидеть всю красоту, нужно путешествовать, открыть все тайны города, жить как ереванец. Ереван, как сердце Армении, и ереванцы, как обитатели этого сердца, влюбляют в себя навсегда.
Цель маршрута:
несмотря на древнюю историю, современный облик Еревана сформировался в начале XX века, когда архитектор Александр Таманян разработал и в 1924 году представил правительству Советской Армении генплан Еревана – а после его утверждения приложил все силы к его реализации.
Наша цель - раскрыть роль советского периода в создании образа Еревана.
Важным обстоятельством, оказавшим серьезное влияние на становление армянской советской культуры, в том числе — и архитектуры, явилось то, что в нем участвовало два поколения, путь которых к этому рубежу культурного развития был различен. В 20-х годах в Армению вернулись многие уже признанные деятели культуры, осознавшие перспективы, которые открыла перед их Родиной Советская власть, и отдавшие ей весь свой творческий опыт и знания. В области архитектуры они стояли на позициях широкого использования классического наследия. Более молодое поколение, пришедшее в искусство с революцией или благодаря революции и обладавшее обостренным чувством нового, было сторонником более решительных перестроек и новаций.
Продолжительность экскурсионного маршрута - 2 дня.
При проложении маршрута были учтены следующие факторы: ереванский климат, географическое положение, расположение объектов, возраст и интересы участников, национальные и религиозные особенности
Программа
Первый день - Архитектура и история - Как и когда был основан город, знаковые события, Великая отечественная война.
Второй день - Архитектура и культура - Вы узнаете о выдающихся постройках города и архитектурных особенностях, благодаря которым Ереван и другие армянские города не спутаешь ни с какими другими.
Цены на общественный транспорт в Ереване- 100 AMD (примерно 11.76 руб.)
Метро- 100 AMD
Tакси- 100 AMD (1 км).
Стоимость экскурсий - За каждого участника примерно 15.000 AMD (~1700 руб.) для целого маршрута, включая питание.
Дегустация коньяка - 4500 AMD, примерно 550 руб. (необязательный).
День первый - Архитектура и история
9:30 Завтрак в отеле
11:00 Комплекс Каскад и памятникТаманяну 30-45 мин
12:00 Парк Победы, музей Мать Армения, памятник жертвам Великой Отечественной войны (осмотр) - 60 мин.
13:00 Обед
14:00 Площадь Республики и Музей истории Армении (архитектура + посещение) 90 мин.
15:30 Цицернакаберд мемориальный комплекс жертвам геноцида армян 90 мин.
17:00 Крепость и музей Эребуни 60 мин.
19:00 Ужин
Свободное время
Второй день - Архитектура и культура
9:00 Завтрак
10:30 Матенадаран (посещение) 90 мин.
12:00 Оперный театр, Лебединое озеро, Памятники Арама Хачатуряну, АрноБабаджаняну, Александру Спендиаряну, Ованесу Туманяну 30 мин.
12:30 Ул. Абовяна и к/т Москва 30 мин.
13:00 Ереванский метрополитен 15 мин.
13:30 Обед
14:30 Дом – музей Арама Хачатуряна (посещение) 60 мин.
16:00 Дом – музей Сергея Параджанова (посещение) 40 мин.
Свободное время
Визуализация архитектурных достопримечательностей Советского Еревана
https://www.behance.net/gallery/48105979/Soviet-Modernism-in-Yerevan
День первый – Архитектура и история
Комплекс Каскад и памятник Ал. Тамаяну
Архитектурный ансамбль «Каскад», имеющий важное градостроительное значение в структуре Еревана, занял прочное место в сознании горожан в качестве одного из символов города. Со всех площадок открываются изумительные виды на городскую панораму и Араратскую долину. И весь этот многофункциональный комплекс находится в полной гармонии с окружающей средой. Сегодняшний Ереван просто невозможно себе представить без главной его достопримечательности — Каскада. Вот и мы начинаем знакомство с историей и советской архитектурой родного города с Каскада.
После исследования ландшафта Еревана, климатических особенностей региона, которые провел еще в начале 20 века академик советской архитектуры Таманян, были разработаны проекты для застройки города, а чуть позже был выполнен еще один, главный проект мастера – возведение Большого Каскада. В это время разрабатывался и распространялся стиль советской архитектуры. Его питали разные традиции — ряд мастеров хранили старые традиции, другие занимались новаторством. Каскад смело можно назвать наследником советской архитектуры, но при этом главная идея комплекса – выражение идеи национального возрождения. Для воплощения этой идеи использованы самые разные архитектурные формы и средства художественной выразительности.
Во внешнем оформлении Большого Каскада отражается древняя история Еревана. В украшениях фонтанов и различных статуй и обелисков содержатся орнаменты, которые относились к древнему государству Урарту.
Парк победы
Поднявшись на самую высокую точку Каскада, вы окажетесь в Парке Победы, посвященном победе СССР в Великой Отечественной войне. С первых дней войны армянский народ бок о бок с другими народами Советского Союза участвовал в войне. В послевоенный период советские народы вместе занимались восстановлением разрушенной войной родины. Использование богатого опыта сотрудничества того времени может оказаться полезным и в построении новой модели интеграции на постсоветском пространстве. Это наша общая история и наша общая победа.
Парк Победы самое любимое место прогулок и активного отдыха для ереванцев. На территории парка расположен один из крупнейших монументов армянской столицы – "Мать Армения" (общая высота - 43,5 м). Постамент статуи представляет собой военный музей. Перед статуей на гранитной площадке рядом с могилой "Неизвестного солдата" горит "вечный огонь" в память о жертвах Великой Отечественной войны. Вокруг статуи размещены образцы военной техники времен ВОв. С территории парка открывается превосходный панорамный вид на центр Еревана.
Площадь Республики и музей Истории Армении
Становление современной армянской архитектуры непосредственно связано с образованием в 1920 г. Армянской Советской Социалистической Республики. Для армянского народа это был факт огромной исторической важности.
Процесс зарождения новой социалистической культуры начался с первых дней победы Октября в условиях революционной перестройки окружающего мира. При общей целенаправленности творческих поисков, в зависимости от конкретных условий исторического развития и современного состояния нации, процесс этот принимал определенные формы, отражающие местную специфику.
Строительство площади республики было задумано главным архитектором города Ал. Таманяаном в 1924 году, проект дорабатывался до 1958 года. Первоначально, площадь задумали как овальную, но впоследствии, из-за особенностей прилегающей территории, форму площади решили заменить на сочетание овала с трапецией. При советской власти площадь носила имя Ленина.
Mузей Истории Армении – главный исторический музей Армении, был основан в 1921 году вместе с картинной галереей Армении, с которой делит общее здание музейного комплекса, расположенное на площади Республики.
Цицернакаберд мемориальный комплекс жертвам геноцида армян
При советской власти, когда все, связаное с национальной идеологией, было абсолютно неприемлемо и запрещено, отмечать день памяти Геноцида армян и поминание жертв также было невозможно. В 1965 году население Советской Армении потребовало основать мемориал памяти жертв Геноцида: в то время как армяне в других странах мира отмечали пятидесятую годовщину Геноцида армян, в Армении такой возможности не было.
24 апреля 1965 года на центральных площадях городов Советской Армении и в Ереване были организованы массовые демонстрации. Под давлением населения еще 16 марта 1965 года правительство Советской Армении приняло решение о возведении памятника, увековечивающего память жертв Геноцида армян. Усилиями таких людей, как Яков Зарубян (первый секретарь ЦК АрмССР), который сделал все возможное для получения разрешения Москвы, проект был одобрен. Торжественное открытие Мемориала состоялось 29 ноября 1967 года в 47-ю годовщину советизации Армении и стало значительным социально-политическим событием в жизни республики.
Архитектор Калашян, объясняя символизм постамента указывает, что он «как бы огромная надгробная плита в память безвинно погибших. И поскольку боль утраты жива и сегодня, то плита эта, словно не заживающая рана, дала трещину и раскрыла перед нами бездну полную горя».
Крепость и музей Эребуни
Музей Эребуни в Ереване – это один из наиболее интересных музеев города. Расположенный на склоне холма Арин-Берд, музей был открыт в 1968 г. в честь 2750-й годовщины основания Еревана.
Крепость Эребуни-Ереван была основана на 29 лет раньше Рима, она является сверстником Вавилона, Ниневии и Персеполиса, однако, в отличие последних, стала одним из цветущих городов 21-го века.
Исследования и раскопки на территории Урартской крепости были начаты еще в XIX веке, однако фактически до первой половины XX-го века мало кому было известно об Эребуни. И лишь в 1950 году, когда на холме Арин-Берд советские археологи начали проподить разведочные работы, выяснилось, что он скрывает более ста гектаров древнейших городских структур, скрытых под внушительным слоем аллювиальной грязи.
После обнаружения древней крепости и ценнейших артефактов встал вопрос создания музея. 19 октября 1968 года на основании постановления правительства Советской Армении № 225 от 24 мая 1968 года, в год 2750-летия Еревана музей Эребуни открыл свои двери. Здесь собраны важнейшие экспонаты, являющиеся ценными источниками по истории Малой Азии, Средиземноморья, ассирийской и месопотамской цивилизаций.
Наиболее ценные находки, например, статуэтка бога Тейшебы, перевезены в Исторический музей Армении, а в музее Эребуни экспонируются лишь копии этих находок. Самыми ценными экспонатами собственно музея Эребуни считаются 23 клинописныетаблички урартского времени.
На этом наш первый экскурсионный день заканчивается. Если у вас еще остались силы, рекомендуем заглянуть в раздел "Свободное время", чтобы не менее интересно провести оставшееся время.
Второй день – Архитектура и культура
Матенадаран
Матенадаран – научно-исследовательский институт и уникальное хранилище древних рукописей, решением Совета Министров Арм. ССР был открыт 1 марта 1959 г. Архитектор - Марк Григорян.
Архитектура здания была жестоко раскритикована как националистическая и не соответствующая идеям социалистического реализма. Критиковали даже пропорции здания. Строительство началось сразу после войны, но оно прерывалось, потому что нужно было восстанавливать страну и денег на строительство библиотеки не хватало. Строительство здания Матенадарана в целом закончилось в 1959 году. Архитектру удалось сделать практически все, как он хотел, за исключением всего нескольких деталей. Он хотел добиться максимального эффекта во всем. Но Матенадаран еще долго стоял без скульптур, которые сейчас находятся перед фасадом. Их выбирали долго и придирчиво. А скульптурную композицию работы Ара Саркисяна, которую М. Григорян выбрал сразу – Месроп Маштоц и Саак Партев, держащие книгу с армянским алфавитом, – забраковала компартия: в СССР нельзя было ставить памятники религиозным деятелям, а Партев был католикосом. Модель этой скульптуры сегодня стоит во дворе Государственного университета. А перед зданием хранилища установлены скульптуры Месропа Маштоца, его коленопреклоненного ученика и биографа Корюна, а также стела с 36 буквами армянского алфавита (скульптор ГукасЧубарян).
Архитектор Марк Григорян однажды рассказывал, что в середине шестидестых годов, во время одного из визитов руководства Грузии, кто-то из гостей, посмотрев на колоннады возле входа, сказал: «Какой хороший ресторан бы здесь получился». После этого архитектор не спал ночь. Он боялся, что это может случиться.
Оперный театр, Лебединое озеро
Театр оперы и балета – одна из выдающихся достопримечательностей страны. Расположенный в самом сердце Еревана, он был спроектирован архитектором Александром Таманяном, который в необычной манере соединил два зрительных зала в едином полукруглом здании. В строительстве этого храма искусства Таманян использовал лучшие традиции средневековой армянской архитектуры, стилизовал традиционный национальный орнамент. Решение об организации в Ереване театра оперы и балета было принято в 1932 году.
Напротив южного торца здания находится площадь Свободы, известная как одна из красивейших площадей Еревана. На этой площади находятся памятники ОванесуТуманяану и Александру Спендиарову. За площадью располагается сквер, в котором действуют многочисленные кафе на свежем воздухе. На восточной стороне сквера на пересечении улиц Туманяна и Терьяна имеется искусственный водоём — «Лебединое озеро», напоминающий по форме озеро Севан. На берегу пруда расположен памятник Арно Бабаджаняну.
Точно с юга в архитектурный комплекс упирается Северный проспект, таким образом, что здание театра становится доминантой, завершающей образ проспекта.
К/Т Москва
Место, где расположен кинотеатр, имеет интересную историю и судьбу. Когда-то на этом месте бок о бок стояли церковь Погос-Петрос, русская церковь и мечеть. Сегодня их нет: как ни боролся Александр Таманян за сохранение церкви Погос-Петрос, советская власть сделала по-своему. 2 года назад Армянская Апостольская Церковь решила восстановить церковь Погос-Петрос, однако выяснилось, что церковь хотят построить за счет Летнего кинозала кинотеатра Москва. Молодежь взбунтовалась и, кажется, одержала победу - тема Летнего кинозала в последнее время не обсуждается.
Территория кинотеатра «Москва» была своеобразным олицетворением дружбы народов. На месте нынешнего клуба «Ален Элен» находился мавзолей, на месте кинотеатра - церковь Погос-Петрос.
Первым фильмом, который показали на открытии кинотеатра, был «Пепо». В конце фильма весь зал начинал подпевать актерам, а некоторые даже приносили с собой дудуки.
В советские времена если хотелось увидеть знаменитостей, можно было вечером выйти на улицу Абовяна и спуститься к площади перед кинотеатром. Вы бы обязательно встретили Хорена Абрамяна, Галю Новенц, Соса Саргсяна, Мгера Мкртчяна, Гургена Джанибекяна, Метаксию Симонян и многих других.
В Советском Союзе культура кафе под открытым небом родилась у нас. Рядом с Союзом художников, перед гостиницей «Ереван» (нынешний GoldenTulip), было одно из уличных кафе. Туда приходили Ерванд Кочар, Костан Зарян, Левон Нерсисян.
Ереванский Метрополитен
К концу 1960-х годов население Еревана перевалило за 700 000 человек. Рост количества горожан резко обострил транспортную проблему. 3 мая 1967 г. был принят документ «О технико-экономическом обосновании Ереванского метрополитена», который направили в Госплан СССР для утверждения. В Москве, однако, сочли, что обоснование не слишком убедительно. После долгой борьбы центральные власти «дали добро» Еревану. В 1989 году было завершено строительство первой очереди линии.
На сегодняшний день Ереванский метрополитен имеет одну линию и дополнительную ветку, общая протяженность которых составляет 13,4 км. Каждая станция первой линии не имеет архитектурных аналогов, отделана ценными породами гранита, мрамора, туфа, базальта, габбро, травертина, прибывших сюда из многих районов СССР. Барельефы и декоративные панно, украшающие станции, повествуют о многовековой истории армянского народа.
В художественной отделке и оформлении станций принимали активное участие мастера из Москвы, Украины, Удмуртии, Бурятии.
Дом-музей Арама Хачатуряна
Арам Хачатурян – талантливейший композитор, произведения которого вошли в музыкальную классику ХХ века. Его имя пользуется широчайшей известностью, произведения исполняются во всех уголках мира, на лучших театральных сценах, концертных эстрадах и в самых отдаленных местах корифеями музыкального исполнительства.
Музыка Хачатуряна звучит сегодня по радио, телевидению, в кино. ЮНЕСКО ставит имя Хачатуряна среди самых известных композиторов ХХ века, а в перечне наиболее популярных произведений нашего времени помещает на одно из первых мест его «Танец с саблями» из знаменитого балета «Гаяне». Именем Хачатуряна назван Большой зал филармонии, струнный квартет, ежегодный конкурс пианистов и композиторов.
Дом-музей Арама Хачатуряна находится в Ереване. Композитор успел при жизни ознакомиться лишь с эскизами будущего музея и выразить свои пожелания известному архитектору Эдуарду Алтуняну, которому и был заказан проект правительством. В Доме-музее есть богатая фонотека – около 2500 компакт-дисков с записями классической и современной музыки. Здесь же действует мастерская по реставрации смычковых инструментов. В музее также находится Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов.
Дом-музей Сергея Параджанова
Смастерить настоящий шедевр из мусора или подарить чужому человеку дорогое ювелирное украшение — эксцентричный режиссёр Сергей Параджанов мог «учудить» что угодно. Сергей Параджанов родился 9 января 1924 года. Жизнь режиссёра и сценариста не была сплошным праздником — артист провёл пять лет в заключении. Причиной послужило обвинение в мужеложестве, хотя это и шокировало многих его близких, ведь артист был женат. А ещё он не раз провоцировал власть — например, когда под его окнами шли майские демонстрации, артист выходил на балкон и начинал манерно выбивать пыль из ковра над головами демонстрантов. Режиссёра Сергея Параджанова всегда называли эпатажным и ждали от него каких-то выходок.
И хотя знаменитый кинорежиссер никогда в Армении не жил, но все свое художественное наследие - коллажи, рисунки, инсталляции - завещал родине своих предков. Для более близкого знакомства с его творчеством в 1988 году по решению правительства в Ереване был основан музей С. Параджанова. Экспозицию Музея составляют более 250 произведений, а также документы и фотографии.
Параджанов был больше гением, чем талантом: его редкие визуальные интерпретации культуры охватывают все, что он видел, или читал, или пережил. Его работа универсальна, неограниченна, оригинальна с не прямой аналогией в мире искусства. Параджанов, современник и сотрудник Феллини, поражает воображение зрителя красотой, фантазией и артистизмом своих работ.
Конец экскурсионного маршрута
В свободное время можно ….
Прогулка по ночному Еревану, поющие фонтаны.
Ереванский коньячный завод Арарат - дегустациа
Биография первого армянского коньяка АРАРАТ — это история щедрости, страсти и мастерства. Культура виноделия в Армении насчитывает не одно тысячелетие, а знаменитый сегодня во всем мире армянский коньяк появился на свет в конце XIX века.
Самые яркие достижения армянского коньяка в период Советского союза неразрывно связаны с именем Маркара Седракяна. Выдающийся специалист, неутомимый творец и гениальный мастер, он всю свою жизнь и творческий путь посвятил Армении, которую любил беззаветно. Каждый из знаменитых коньяков его авторства: Ахтамар, Наири, Двин — дань памяти многовековой культуре и истории родной страны.
На всесоюзных и всемирных конкурсах его творения завоевали множество золотых и серебряных наград, а самому Седракяну принесли звание «Мастера Мастеров» и медаль «Рыцарь дегустации». Однако самой значимой победой мастера стало развитие коньячного производства и его перевод в 1953 году в новое здание Ереванского Коньячного Завода.
РесторанТемурноц
Ресторан "Темурноц" ("У Тимура") был одним из излюбленных мест армянской молодежи в советское время. Недаром слухи о лучшей картошке с сардельками ходили по всему Закавказью. В прошлом году, на радость ереванским старожилам, ресторан был переоткрыт на том же месте, а всеми любимое фирменное блюдо было названо в честь основателя - Темур. "Темурноц" смело можно назвать наследником колорита советской Армении. Новое -это хорошо забытое старое.
Ресторан ‘’Кавказкаяпленница’’
Культовый фильм "Кавказская Пленница" бесспорно является одной из лучших комедий советского времени. Картина настолько полюбилась зрителям, что ее буквально растащили на великое множество крылатых фраз. Таверна "Кавказская Пленница", можно сказать, прямая наследница культовой работы Леонида Гайдая, является одним из излюбленных гастрономических заведений ереванцев. Здесь подаются самые лучшие из блюд кавказской кухни.
Парк Влюбленных
История парка берёт своё начало в XVIII веке, когда он был известен как Сад Козерна, названный так по району Козерн, северо-западного пригорода старого Еревана. Район был известен своим средневековым кладбищем и часовней.
После Великой Отечественной войны парк был обновлён и назван в 1949 году в честь Александра Пушкина, когда отмечалось 150-летие со дня рождения поэта. Решение о переименовании принял Совет министров Армянской ССР. Позднее, в 1970 году, парк получил новое название Барекамутюн (дружба), которое символизировало дружбу народов СССР. В 1995 году, после обретения Арменией независимости, парк вновь сменил своё название и получил нынешнее: Парк влюблённых. Оно было объяснено тем, что парк служил излюбленным местом встреч для многочисленных пар во второй половине XX века.
Вернисаж в Ереване
В Ереване, почти в центре города, рядом с площадью Республики, на улице под открытым небом каждую субботу и воскресенье проходит ярмарка разнообразной ручной работы армянских мастеров-ремесленников.
Вернисаж был установлен в 1980-ых годах армянскими художниками, которые хотели показать плоды своего труда непосредственно всем людям. Картинный Вернисаж расположен за статуей Сарьяна, на площади Франции, а Вернисаж искусств и ручной работы начинается со станции метро “Площадь республики”и простирается по всей улице Ханджяна.
В рядах Вернисажа можно увидеть армянский дудук и другие национальные музыкальные инструменты, иконы, изделия художественного творчества и предметы прикладного искусства: сувениры, украшения, ковры ручной работы, куклы, изделия из дерева, камня, глины, керамики, серебра и других материалов, интересные вещи советского времени, книги и предметы быта, антиквариат с далеких веков. Не зря Вернисаж уже давно стал одной из главных достопримечательностей Армении и узнаваемым объектом в Ереване. Это справедливо, так как не в каждой стране или городе мира на одной улице можно увидеть скопление стольких предметов, по-настоящему сказать, предметов искусств на продажу от самих мастеров изготовителей.
Памятники- ''Карабала'' и "Мужчины"
С легендой о Чёрном малыше (так переводится Кара-Бала) гости Еревана знакомятся сразу же, совершая прогулку по главной улице Абовян и наталкиваясь на памятник продавцу цветов, автором которого является скульптор Токмаджян. Кара-Бала дарил цветы девушкам и стал персонажем городского фольклора, о нём слагали и слагают стихи, пели и поют песни.
«Мужчины» — советский художественный фильм режиссёра Эдмонда Кеосаяна, снятый на киностудии Арменфильм в 1972 году. Ходят слухи, что после премьеры фильма "Мужчины", ведущую роль в котором исполнил легендарный Фрунзик Мкртчян, мужская половина ереванцев начала меняться. Мужчины стали одеваться точь-в-точь как герои фильма, переняли от них разговорные манеры и жестикуляции. A женщины стремились быть похожими на главную героиню Каринэ буквально во всем, даже копировали ее походку.
«Пончиканоц»
Пончиканоц был одним из первых кафе в Ереване. Ереванцы гордились тем, что Ереван стал одним из первых городов на территории СССР, в котором появилось кафе. Тогда в Ереване не было понятия «кофе», он был только у репатриантов из диаспоры. Первый венгерский аппарат по изготовлению кофе появился именно в Пончиканоце.
В старом кафе были деревянные двери, которые в дальнейшем заменили на алюминиевые. В кафе поставили барные стулья и столы с высокими ножками, и ереванцы долго привыкали к ним.
В 1965-м году Пончиканоц сыграл большую роль в жизни Еревана. Люди готовились к 50-й годовщине Геноцида армян. За пару дней до 24-го апреля в Пончиканоце непрерывно устраивались молодежные собрания, планировались предстоящие мероприятия.
Пончиканоц закрылся в 1990-ом году. После этого на его месте какое-то время действовал мебельный магазин, но вскоре он закрылся и помещение вновь было продано. После того как бизнесмен Грант Варданян решил возродить Пончиканоц, весь город был там в день открытия. Людей было так много, что пришлось впускать их частями.
Посвящается старому доброму Еревану: https://joom.ag/FYjW
-
Просмотров: 30680