Лучший снайпер 314 стрелковой дивизии Андрей Трофимович Королев
В Петербурге в Историческом артиллерийском музее хранится винтовка №3347. Отстреляв свое, она стала экспонатом музея. А принадлежала она североказахстанцу Андрею Трофимовичу Королеву.
Прежде чем рассказать о нем, надо уточнить одну деталь. Королев всегда считал себя счастливым человеком. И до войны, когда стал первым трактористом колхоза, и после нее, когда ковылял с помощью костылька по пыльной деревенской улице, ловил на себе сочувствующие взгляды односельчан. В сочувствии он как раз менее всего нуждался – ведь вышел он из всех поединков своих хотя и с потерями, но победителем.
Родители жили в Пензенской губернии, там он и родился. Время было беспокойное, семья искала счастье сначала на Урале, потом в Северном Казахстане. Здесь она «осела» в селе Кустовое. Андрей работал в колхозе сначала на разных работах, потом трактористом. А в последнее мирное лето его назначили штурвальным на единственный в колхозе комбайн. Дело незнакомое. Но отказаться было нельзя. Председатель привел строгие аргументы: «Хлеб, брат, всему научит. А если с уборкой затянешь, ответишь головой». Вот и пришлось держать ему фронт на хлебном поле, доходя до каждого винтика, до каждой гайки комбайна своим умом.
Тяжелым выдался его поединок с несжатой полосой… Да еще буран такой метет, что белого света не видно. Но именно этот поединок в холод, грязь, когда Королев почти в одиночку спасал колхозный хлеб от непогоды, и помог проявить характер на другом поле – поле брани.
Сборы на фронт были недолгими. Ему пророчили быть танкистом. Но попал в пехоту, сначала в разведку, потом стал снайпером. Сначала надо было сдать экзамен на меткость. И здесь он получил свою первую награду за меткость – кировские часы. Было это в поселке Логовичи севернее Ленинграда.
Свой снайперский счет Андрей Королев открыл через два дня после экзамена – уложил из своей винтовки семь фашистов. И это только начало. Настоящий поединок на поле брани состоялся позднее, в сентябре 1942 года. Тогда он получил из рук командира дивизии орден Красного Знамени. А дело было так.
В сентябре 1942 года в местечке Гайтолово фашисты окружили группу наших войск. На выручку ей была брошена 314 дивизия. Задача – прорвать кольцо окружения. Вот здесь и отличился снайпер Королев. В донесении констатировалось: «В бою в районе Гайтолово товарищ Королев проник в подбитый танк, стоящий на нейтральной территории, и через смотровую щель с расстояния 40-60 метров в течение двух суток из винтовки и автомата (отражая атаку) уничтожил 79 немцев». На третьи сутки, после того как фашисты отступили, его, обессиленного и полуживого, вытащили «свои» и доставили в медсанбат. Вот тогда он и получил от командира дивизии орден Красной Звезды.
Это один эпизод из фронтовой жизни снайпера. А сколько их было! И каждый – игра со смертью. Однажды после очередного боя комбат приказал адьютанту пересчитать, сколько на телогрейке Королева вывороченных вражескими пулями клочков ваты. Их оказалось более двадцати! А комбат тихонько сделал вывод: «В рубашке ты родился, товарищ старший сержант. Счастливый значит!»
Счастливый значит! К такому выводу пришел и сам Королев, когда землянку «накрыла немецкая фугаска» и в живых остался он один, правда с поломанными ногами.
Счастливый значит! Когда вернулся домой, жил с женой ладно и дружно, брался за любую посильную колхозную работу, был уважаемым человеком.
Счастливый значит! Потому что воспитал детей. Значит жизнь удалась.
Вот только одна досада легла на сердце. Не удалось ему увидеть больше свою винтовку. Он знал, что еще в 1943 году по приказу командующего 2-ой Ударной армии генерал-лейтенанта Романовского она передана в военно-исторической артиллерийский музей. В Ленинград он все-таки съездил. Но как раз в это время его винтовка в числе других экспонатов была на передвижной выставке где-то в Приморье. Его винтовка! Как бесценна реликвия отваги и мужества бойцов Ленинградского фронта из нашей североказахстанской 314 стрелковой дивизии.
Владимир Холод, Северо-Казахстанская область
-
Просмотров: 18352