Назад по Шелковому пути
Содержание:
День 4. Первое мая 2017. Балхаш - Приозерск – Мирный – Алматы. Пробег 700 км.
Четвертый день нашего путешествия начался обычно. Ничего не предвещало приключений. Встали-поели-собрались, и в итоге выехали из мотеля в полдень. Около 250-300 км трасса идет вдоль озера Балхаш. Вокруг безлюдная степь - радует, что уже зеленая, - небольшие пригорки, иногда встречаются солончаки. Становится значительно теплее, температура градусов 20, но сильный ветер.
На выезде из Балхаша познакомились с гаишниками. Ничего не нарушили, но я, сидя на пассажирском сиденье, отстегнул ремень, когда гаишник подошел к машине. Итог – он буквально выпросил у нас 1000 тенге. Вообще заметили, что чем дальше на юг Казахстана, тем более наглые и приставучие становятся представители дорожной полиции. Это раздражает, но главное правило в общении с ними – быть вежливым и никуда не торопиться.
Развилка на Балхаше
Steppe by steppe
Заскочили в городок Приозерск, он расположен на самом берегу озера. Озеро чудесное – сине-зеленое, другой берег не видно – почти как море. Очень холодная еще вода; солнечно, но пронизывающий ветер. Безумно красиво, но жить там не хотелось бы – уж очень суровая красота. Хотя, судя по карте, на Балхаше есть несколько курортов.
Местные жители промышляют рыболовством – вдоль трассы много фургончиков, из которых продают вяленую и копченую рыбу – лещей и кого-то под названием «берш».
Балхаш – окрестности Приозерска
Советские артефакты
Купаться! )
В одном из поселков снова нарвались на гайцев – посреди степи стоит неприметный пост, разрешенная скорость 20 км/час. Мы ехали 40. Сторговались за 250 руб. – наличных тенге уже не было, все проели в кафешках. Да, проблем с питанием в дороге нет – пусть редко, раз в 100-150 км, но точки общепита в степи встречаются. Еда, как и везде в Средней Азии, однообразная – лагман, шурпа, манты, кауырдак (томленое мясо) – но питательная, вкусная и вроде как безопасная. Плохо не было ни разу. Рублей за 100-200 вполне можно наесться – порции большие, одного какого-то блюда более чем хватает. Ближе к концу Балхаша на трасе развилка – влево на Алматы, прямо – на Бишкек, через город Шу.
Километров через 20 в сторону Шу в степь уходит дорога на поселок Мирный. В Советском Союзе там то ли добывали, то ли перерабатывали уран. Потом уран кончился, почти все разъехались, а поселок остался. Для меня он примечателен тем, что в нем когда-то работали и жили мои бабушка и дедушка, и меня отправляли к ним на лето в гости, лет до 4-5. Я этого почти не помню, но стало любопытно заглянуть. Зрелище, честно говоря, грустное, унылое и даже душераздирающее – в поселке живет человек 30, в маленьких частных домиках. А все остальное – заброшенные, разваливающиеся советские 3-4-этажки, в которых местами еще даже сохранились стекла. На площади стоит Ленин, на домах советские лозунги. Вокруг ни души, бегают бродячие собаки, и дует ветер. «Сталкер», одним словом, жутковатое впечатление, но любителям урбан-трипов вполне придется по душе. Только очень уж далекая точка для трипа ))
Дорога на Мирный
Мирные «заброшки»
В поселке есть фельдшерский пункт и магазин «Ирина». Оба, правда, были закрыты. Чем живут оставшиеся там люди, мы спрашивать не стали – хотелось поскорее уехать оттуда.
Вообще, именно на Балхаше как-то очень хорошо чувствуется и ощущается советская эпоха – ее монументальность, старательность в исполнении каких-то бытовых вещей – и по итогу чувство пустоты, одиночества и непонимания: а зачем и кому вообще все это было нужно?..
При желании в Мирном можно родить и подлечиться
Уже к шести вечера вернулись на главную трассу. После развилки дорога портится – на ней появляются ямы и дыры в асфальте. Причем это именно дыры – широкие, глубокие и с острыми краями. Кому понадобилось грызть асфальт, непонятно. )) Ехать можно, и даже относительно быстро, 80-100 км/час вполне, – если обладать хорошей реакцией. Потому что влетишь в такую дыру – и точно придется менять колесо. Продолжается это безобразие 150-200 км, затем дорога разглаживается и становится ровной до самой Алматы.
Ехали уже в темноте, а жаль – гаишники любезно рассказали, что на подъездах к южной столице есть большое и очень красивое поле тюльпанов. Увы, мы их не увидели. Уже на въезде в город нас снова тормознули гаишники. На этот раз нам пытались рассказать за алкогольное опьянение – сунули под нос какую-то пластмассовую, даже не запечатанную, трубку, и сказали «дыши». Дышать мы отказались, т. к. сразу было понятно, что это разводка, в итоге после 40-минутных препираний мы пожали друг другу руки, добавились в друзья в контакте и разошлись с ними миром. Все хорошо, что хорошо кончается, но, на самом деле, довольно мерзкое чувство – когда тебя пытаются развести, притом довольно неумело, представители власти, которые вроде как должны защищать.
В целом Казахстан понравился, но именно за наличие вороватых гаишников ставишь стране «двойку», и желание посетить ее снова резко уменьшается. В общем, будьте бдительны, уважаемые водители! Перед поездкой почитайте законодательство – какие штрафы, как их оплачивать, за что могут, а что не могут лишить прав, и т. д. Мы не читали, а зря, как выяснилось.
В Алматы заехали ближе к 23:00, поужинали в кафе «Каганат» (сеть дешевых кафе самообслуживания – можно отлично поесть рублей на 150), заселились в забронированную на трассе через booking гостиницу Vizit (1000 руб. за номер) и увалились спать.
День 5. Второе мая 2017. Алматы. Прогулки и поездки по городу. Пробег 50 км.
По привычке долго спали, ближе к 13:00 выдвинулись из гостинки. Попутно узнали о ее неоспоримых плюсах: во-первых, что редко встречается, сутки там считаются с момента заезда; во-вторых, есть возможность оплатить номер на 12 часов пребывания, за 600 руб. То есть, за две ночи «отель» обошелся нам в 1600 руб. Очень бюджетно и прилично, я считаю.
Гостиница далеко от центра, но понятие «центра» в Алмате довольно относительное – то есть он в принципе есть, но каких-то прямо «интересностей» в нем немного. Улицы Гоголя, Панфилова, Фурманова – вроде как центр считается где-то там. Но, честно говоря, смотреть там особо не на что – старых зданий почти не сохранилось, советские дома и новостройки не очень примечательны. Собственно это и понятно – до второй половины 19 века там была лишь небольшая стоянка кочевников, а полноценный город там образовался лишь в 20 веке. До революции он назывался Верный. Не поймите превратно, при всем при этом Алматы – прекрасное место, там много парков и скверов, в хорошую погоду там приятно просто погулять. Часа четыре именно этим мы и занимались – посмотрели университет, здание оперного театра, Старую площадь с очередным монументом. Позавтракали-пообедали в узбекском ресторане – вполне бюджетно, несмотря на ресторанный статус, рублей за 250 с носа.
Местный Арбат и местная архитектура
Университет. Кажется, именно он был в советском прогнозе погоды на 1 канале ))
Старая площадь, местное правительство-акимат
Старая площадь и фигурки на ней
Понравился особнячок, не успели узнать, что в нем было и есть
На Старой площади у нас взяли интервью местные тележурналисты. Основные вопросы были – чем нам интересен Казахстан и как, по нашему мнению, можно привлечь сюда туристов и в целом сформировать некий «бренд» Казахстана для приезжих. В камеру, конечно, мы сказали много общих фраз, но главная мысль – ребята, исключите коррупцию! У вас прекрасная страна, но как минимум представителей дорожной полиции надо учить себя вести. Это вполне возможно, как показал опыт Узбекистана в дальнейшем, надо лишь захотеть ))
Как выяснилось, казахские девушки очень активно пользуются приложениями для знакомств Tinder и Badoo. Через какое-то из них мы повстречались с Динарой, которая любезно показала нам Президентский парк, Коктобе и познакомила со своими друзьями. Остаток дня прошел весело, в компании с местными жителями, устроившими нам небольшую экскурсию.
Президентский парк – отличное место на краю города, откуда открывается классный вид на горы (кому интересно, называются они Зайлийский Алатау, это уже часть Тянь-Шаня).
В парке есть памятник Назарбаеву. По идее, он еще жив. Но памятник уже есть. Это Азия
Из парка мы проехали в Коктобе. Это такая гора на севере Алматы, где есть карусели, и открывается отличный вид на город. Было уже темно, поэтому город мы особо не увидели. Но для общего развития побывать там стоит.
Вечер закончился в ресторане с названием, которое мы не запомнили. Запомнилось, что там был вкуснейший шашлык, который мы когда-либо ели в своей жизни )) потом Отель и спать!
Что еще про Алматы: город тянется вдоль гор, и там очень длинные улицы. Их буквально три-четыре, но длина их – кажется, все 15-20 км. То есть, на общественном транспорте передвигаться там сложно и муторно. Местные жители активно ловят такси, машины останавливаются без проблем, такси недорогое.
День 6. Третье мая 2017. Алматы – Медео – Бишкек. Пробег 280 км.
Около 12:00 мы, как всегда неспешно, выехали из гостиницы, позавтракали в уже знакомом «Каганате» и выдвинулись на высокогорный каток «Медеу». Кого ни спрашивали – все рекомендовали его посетить. Ну ок, пусть будет, решили мы, и не пожалели! ))
Выше Медеу находится горнолыжный курорт «Чимбулак». Туда можно добраться как на машине, так и фуникулером. Однако в момент нашего визита автодорога была закрыта из-за опасности схода лавин, и мы полезли на фуникулер. Стоимость подъема на самый верх – 3500 тенге, то есть примерно 700 руб. на наши деньги. Абсолютно точно – оно того стоит! Вы поднимаетесь на трех подъемниках, и в итоге оказываетесь в горах на высоте более 3200 метров. На этой высоте еще лежит снег, вовсю катаются горнолыжники. Очень яркое солнце и невозможно красивые горы вокруг.
Собственно каток
Виды сверху
Довольные, мы спустились с Медеу и двинулись в Бишкек. Жаль, но в Алматы нет объездной дороги, поэтому выезжать пришлось через город. Зато там отличные пробки, в чем мы и убедились, три часа выбираясь из южной столицы. В общем, будете в Алматы – уезжайте оттуда пораньше! Или попозже.
Трасса Алматы-Бишкек принесла немало сюрпризов. И я подразумеваю не только неровности дорожного покрытия. Вообще, на мой взгляд, дорога, соединяющая две столицы, могла бы быть и получше. Действительно, она немногим приличней дороги Курган-Петухово: много фур и автобусов, ям и кочек. Перед самой границей с Киргизией мы в очередной раз познакомились с гаишниками, после чего буквально их возненавидели. Выезжая с заправки налево, мы не заметили, что на дороге нарисована двойная сплошная, зато наш маневр углядели затаившиеся где-то стражи порядка: они радостно догнали нас и попросили остановиться. Далее последовал полуторачасовой цирк с угрозой отправки машины на штрафстоянку, изъятием прав и перспективой ночевать в неизвестном приграничном поселке Кордай и судом наутро. Все эти дебаты сопровождались приездом все более высокого начальства, которое мрачно качало головой и грозно писало протоколы. В итоге последнему приехавшему седому офицеру мы осторожно предложили написать цену решения вопроса. Торг начался со 100000 тенге (примерно 20000 рублей) и завершился на ста долларах. Интернет на границе, как назло, не работал. Зато позже мы с интересом узнали, что за разворот через двойную сплошную прав в Казахстане не лишают, а выписывают штраф, что-то около 4000 руб. на наши деньги. То есть, 2 тыщи мы стражам порядка переплатили. Искренне надеемся, что когда-нибудь казахское правительство опомнится и начнет сажать за коррупцию своих «деятелей». И начнет с поста в поселке Кордай. В общем, турпривлекательность Казахстана стала для нас под большим вопросом )) Ну, в общем, это все эмоции.
На злополучной заправке мы залили полный бак дешевого казахского бензина, и на всякий случай заполнили обе канистры, еще 40 литров. Впереди Киргизия и Узбекистан, кто его знает, как там будет!
В Казахстане недорогой и приличный коньяк – 200-300 руб. по-нашему И странные надписи на заборах
Граница Казахстан-Киргизия, пограничный пункт Кордай.
Нам понравилось: прошли ее буквально за полчаса. Машин немного, очередь двигается очень быстро. И казахи, и киргизы машину смотрели очень бегло. На киргизской стороне пограничник спросил про «подарок из России», мы рассказали ему про злобных казахских гаишников, отобравших у нас все деньги, после чего интерес к нам у него совсем угас, и досматривать машину он не стал. Киргизия – безвизовая для русских страна, заехать можно опять же как по внутрироссийскому, так и по загранпаспорту, зачем мы к ним едем, киргизов не очень интересует. Автостраховка в Киргизии не нужна. «Ну хоть тут без «за*ов», - подумали мы, оказавшись в Кыргызстане.
Бишкек, к счастью, находится совсем рядом с границей, поэтому уже через полчаса после перехода границы, мрачные, но довольные, мы оказались в гостинице. Гостевой дом Tengri, где-то на окраине Бишкека, зато номер с душем и туалетом обошелся нам в 650 руб. в сутки. Немного напрягло отсутствие wi-fi (и до, и после он был везде в гостиницах), но это не смертельно, в конце концов; можно перед сном и без ленты новостей обойтись. Зато мы в Киргизии! Про которую, надо сказать, раньше мы не знали совсем ничего, кроме того, что там есть озеро Иссык-Куль.
-
Просмотров: 24572