Повестка СМИ в странах Содружества Независимых Государств
В рамках Международной программы «МедИАЦия»: Ташкентская неделя 19 августа 2021 года прошла лекция, посвященная работе пресс-службы официальных структур.
Малинина Светлана Анатольевна. Руководитель пресс-службы Исполнительного комитета СНГ, рассказала об особенностях информационного сопровождения деятельности Исполнительного комитета СНГ.
Редакция портала Ia-centr.ru обобщила некоторые из тезисов эксперта:
- Вы говорили о разных подходах к информации и о том, на что обращает внимание власть. Какие точки соприкосновения информационной повестки по странам СНГ можно выделить?
Несколько всегда актуальных направлений для работы со СМИ можно выделить.Это социальная, экономическая, гуманитарная, политическая сферы, безопасность. Но на первое место всегда выходит тема сохранения памяти о нашей общей Великой Победе. В Содружестве уделяют особое внимание сохранению памятников, формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения, пресечению попыток фальсификации истории. Мы знаем, что в сражениях участвовали и гибли воины всех национальностей. И только благодаря единству всех народов, благодарные потомки которых сейчас живут в Содружестве, эта Великая Победа стала возможной.
Еще одно важное направление деятельности Исполнительного комитета СНГ, о котором пресс-служба регулярно информирует СМИ — деятельность Миссии международных наблюдателей от СНГ на выборах и референдумах, которые проходят в Содружестве.
Важная дата, о которой мы говорим в этом году — 30-летие Содружества. И здесь нашим экспертам есть, чем поделиться с коллегами журналистами. И особо отмечу, что и интерес у СМИ высокий к этой теме.
- Есть ли какие-нибудь особенности СМИ СНГ в отличие от стран Запада?
За 30 лет существования СНГ сформировано общее информационное пространство. На саммите в прошлом году главы государств говорили, в том числе, об актуальности вопросов информационной безопасности, информационного взаимодействия и о защите информационного пространства СНГ. В Содружестве работу общего информационного пространства координируют Совет руководителей государственных и информационных агентств и Совета руководителей государственных и общественных телерадиоорганизаций. Есть еще Ассоциация национальных информационных агентств (АНИА) и Межгосударственный информационный пул телерадиорганизаций. Благодаря совместным усилиям коллег реализуется множество проектов нацеленных на сближение народов стран СНГ. Все это позволяет журналистам ежедневно обмениваться фото и видео материалами о том, что происходит в Содружестве. Особая роль принадлежит МТРК «Мир». Более 176 миллионов потенциальных зрителей, которые находятся во всех странах Содружества, в Грузии, Болгарии, Германии, Литве, Израиле, Южной Корее, Монголии, Эстонии и других странах узнают о том, что происходит в СНГ. Особо хочу отметить работу Информационного Агентства «Sputnik», которое открыло хабы в странах Содружества. В каждой стране коллеги вещают на двух языках — русском (напомню, что это официальный язык СНГ) и на языке той страны, в которой работает ИА «Sputnik».
Поэтому, конечно, есть отличия СМИ Содружества от западных СМИ. Они в подходах. В отношении к своему делу. И мне нравятся СМИ СНГ за свою самобытность, за то, что коллеги всегда стремятся помочь друг другу и за безграничную любовь к своему делу и к Содружеству.
- Можно ли назвать журналистику в странах СНГ «четвёртой ветвью власти»?
Я бы сказала так. В странах СНГ есть журналистика настоящая и есть очень хорошие и профессиональные журналисты. Мне не очень нравятся клише «четвертая власть». Безусловно СМИ влияют на общество. И общество на СМИ.
- Существует ли «норма цензуры»? Если да, то какой она должна быть?
Если говорить о «норме цензуры»,то тут хочу напомнить о таком понятии как журналистская этика. Это, мне кажется, и есть та самая внутренняя «норма цензуры» для каждого журналиста. С появлением интернета производство массовой информации— уже не исключительное право профессионального журналистского сообщества. В современном мире пользователь или потребитель новостной информации нацелен прежде всего на интерактив. И тут важно понимать, что именно журналист предъявляет своей читательской аудитории. Как правило это и первоисточник (например, документы или ссылки), и иллюстрации (возможно диаграммы и графики для лучшего восприятия информации), и разные мнения. Важный вопрос — это достоверность информации, которая появляется в сети. И тут безусловно надо изучать процессы производства и трансформации новостей в интернет-журналистике. Теоретики и практики журналистики уже давно размышляют о том, способна ли Сеть заменить традиционные СМИ. Сегодня мы видим симбиоз. Один жанр вытекает из другого. Журналист уже не просто пишет, но он еще и снимает, размещает информацию в сети, ведет прямой эфир. Очень широкий спектр возможностей существует сегодня. И для многих изданий — оперативность превыше всего. И тут иногда возможны фактологические неточности. Такие неточности могут приводить к серьезным репутационным потерям для изданий. Вот почему очень важно для журналистов предоставлять достоверную информацию. Еще очень важен объем предоставляемой информации (в интернет-изданиях он может быть очень большим, тогда как в традиционных СМИ существуют ограничения. Например, временные рамки для ТВ или радиопрограмм, количество полос и знаков для газет.)
Более подробное видео встречи, как и вся программа Международной программы «МедИАЦия» доступны на странице Facebook.
Программа «Медиация» включает в себя четыре страновые недели, которые пройдут с 21 июня по 12 сентября 2021 г.
Организатором мероприятия выступает Информационно-аналитический центр МГУ (ИАЦ МГУ)| Ia-centr.ru при поддержке Фонда президентских грантов.
Регистрация на следующий этап программы в Нур-Султане доступна по ссылке: https://forms.gle/X8NpGs7gcAtfCUEXA
-
Просмотров: 10334