Армения и ЕАЭС: Возможности и проблемы новых интеграционных процессов

Транскрипт части доклада Армена Григоряна, сотрудника исследовательского центра «Амберд», Армения, с которым он выступил на четвертом заседании ЭК "Урал-Евразия" 24 декабря 2014 года.

[По техническим причинам начало выступления утеряно] ...Немаловажен тот факт, что Армения и другие страны ЕАЭС не имеют общей границы. Ненадежность и дороговизна транспортной инфраструктуры значительно понижают платежеспособность армянских производителей по сравнению с производителями других стран, входящих в ЕАЭС. Кроме того, сезонность сухопутной транспортной инфраструктуры значительно понижают возможности беспрерывных поставок армянских производителей.

В этой связи я бы хотел изложить некоторые проблемы, которые присутствуют и у нас, и у всех стран ЕАЭС. Мы этому поводу подискутируем. Как известно, у всех стран-участниц ЕАЭС высокая концентрация экспорта. Очень большой удельный вес занимают минеральные и топливно-энергетические ресурсы в совокупном экспорте и очень высокий уровень концентрации экспорта в страновом разрезе. У всех наших стран низкая конкурентоспособность на микро и макро уровне, а также недостаток технологий, и это технологическое отставание влияет на наши экономические возможности в целом.

Следующее, это отсутствие или незначительная доля иностранных инвестиций в ВВП стран-участниц, а также несопоставимые масштабы экономик. В случае Армении в общие проблемы можно добавить большую зависимости потребления о импорта. У Армении самый небольшой ВВП, это самая маленькая экономика в ЕАЭС и экономика с самыми большими проблемами. Доля импорта в ВВП Армении составляет 37%, а доля внешнего долга – примерно 30%. В принципе я бы хотел отметить, что в сравнении с другими странами ЕАЭС в Армении экономических отношений практически нет. С Россией есть, Россия – это большой экспортер и импортер нашей продукции. Я хотел бы уточнить, что с Россией экономические отношения также не совсем хорошие, потому что 60% импорта из России составляют четыре продукта, а экспорт в Россию – 67% составляют опять же четыре продукта.

В этой связи необходимо пересмотреть наши экономические отношения, потому что Россия может дать больше Армении, а Армения, в свою очередь, может дать больше России, ведь когда-то мы жили в одном экономическом пространстве, мы когда-то имели хорошие кооперационные связи, которые на сегодняшний уже не существуют по объективным и субъективным причинам. Я думаю, что мы эти кооперационные связи должны снова налаживать, потому что если мы все будем нацеливаться только на импорт из других стран, ничего из этого не получится. Мы должны помогать друг другу и выстраивать внутреннюю кооперацию.

Армения может дать высокие технологии. У нас развита сфера услуг. В России также много развитых сфер в производстве, которыми она сможет помочь Армении. И если эти связи не развивать, ничего хорошего от этого не будет.

Мы понимаем, что территория ЕАЭС – это наша жизненно важная территория, и поэтому должны ее защищать. Но у всех нас экономические возможности невелики, даже в совокупности мы производим и потребляем не такую уж большую часть в макроэкономических показателях. Если взять Россию, Армению и остальных участников ЕАЭС, как когда-то было в Советском Союзе, то в такой мегаэкономике это не чувствовалось бы. Но даже в таких углубленных экономических связях, которых не было в 19990-х годах, мы должны быть открыты для других стран, для других проектов и сотрудничать, а не соперничать. На данный момент соперничество, я думаю, к хорошему не приведет, потому у нас сегодня нет хороших технологий – ни у России, кроме сферы ВПК, ни у Армении, ни у Казахстана, ни у Белоруссии. И это показывает, что мы должны решить те проблемы, из-за которых нас всех держат в стороне.

Я думаю, что в этом заключены основные проблемы ЕАЭС. И если у вас есть мнение по этому поводу, я готов tuj выслушать.

armen grigoryan

Рустам Ганиев: Спасибо, Армен Варданович, за Ваш доклад. Вы сказали о том, что нужно повышать технологическую сторону нашего взаимодействия. И Вы упомянули, что Армения может сделать предложения в этом плане. Какие сегодня наиболее крупные предприятия существуют в Армении? Честно говоря, у нас здесь в Екатеринбурге люди мало представляют себе ситуацию, которая сегодня сложилась в Армении. Обрисуйте, пожалуйста, в целом состояние вашей экономики с точки зрения инновационного развития.

Армен Григорян: В Армении есть много технопарков – около двухсот компаний, которые ориентированы на аутсорсинг. Товарный экспорт Армении составляет 1,4 млрд. долларов, в то время как экспорт высоких технологий Армении составляет 500 млн. долларов. Это очень большой удельный вес в армянском экспорте. Армянские компании сотрудничают с Майкрософтом и другими передовыми компаниями и имеют технологические разработки, которые сегодня конкурентоспособны.

Рустам Ганиев: То есть вы сейчас занимаетесь разработкой программного обеспечения?

Армен Григорян: Да, Армения на этом специализирована.

Рустам Ганиев: А для каких целей и нужд? Промышленность, частный сектор, медицина или фармакология?

Армен Григорян: Это в основном частный сектор.

Рустам Ганиев: Интересно. Честно говоря, мы не слышали о таких разработках, которые ведутся сегодня в Армении, и о таком потенциале Армении как центра разработки программного обеспечения.

Константин Погорельский: Скажите, пожалуйста, это программное обеспечение создается на базе ваших частных компаний?

Армен Григорян: Да, на базе наших частных компаний.

Рустам Ганиев: С государственным участием?

Армен Григорян: Нет, только частный сектор. В Армении есть даже разработки собственного планшета, своего собственного смартфона. Не знаю, знаете вы или нет, даже президенту России подарили Armtab и Armphone Думаю, Армения могла бы заполнить часть российского рынка этими товарами. 

Просмотров: 18789