Россию и Таджикистан объединяют безопасность и единое образовательное пространство
Роль России в установлении мира и национального согласия в Таджикистане в ходе гражданской войны и современное состояние российско-таджикистанских отношений обсудили во вторник, 25 апреля эксперты в Душанбе.
Организаторами мероприятия выступили Российско-Таджикский (Славянский) университет, Уральский федеральный университет и Некоммерческое партнерство «Урал-Евразия».
«Последний шаг к миру в Таджикистане был сделан в Москве»
В последние годы существования Советского Союза одна из самых тихих республик – Таджикистан – внезапно стала одной из горячих точек, где события развивались так стремительно, что в 1992 году, уже в независимой стране, началась полномасштабная гражданская война. Однако считать эту войну делом сугубо внутренним специалисты не считают правильным.
«Войну 1992-1997 годов нельзя рассматривать только как внутреннее событие, - рассказал Рахматулло Абдулвахидов, заведующий кафедрой отечественной истории факультета истории и международных отношений РТСУ. – Это не только традиционные проблемы региональной разобщенности таджиков, но и особое географическое положение страны - граничащие с Таджикистаном страны, в первую очередь Афганистан и Иран, принявшие активное участие в развитии конфликта».
В этих условиях ключевую роль в разрешении конфликта между центральной властью республики и исламистской оппозицией сыграла Российская Федерация, которая не только контролировала ситуацию на протяженной таджикско-афганской границе силами 201 военной базы, но и приложила все усилия, чтобы начать процесс мирных переговоров для завершения военных действий в Таджикистане. Особая заслуга в этом деле принадлежит Евгению Примакову, на тот момент возглавлявшего Службу внешней разведки России.
«Участие Евгения Примакова в решении конфликта – это отдельная тема в истории гражданской войны в Таджикистане, - продолжил РахматуллоАбдулвахидов. – Уже летом 1993 года он лично посетил Кабул, где встретился с президентом Афганистана Раббани, министром обороны Ахмад Шахом Масудом и лидерами таджикской вооруженной оппозиции для обсуждения вопроса установления мира. Тогда удалось договориться о том, что в переговорном процессе должны участвовать Россия, Афганистан, Таджикистан, Узбекистан и Иран. С этого момента переговорный процесс при активном участии Примакова был запущен, хотя до окончания гражданской войны пришлось идти еще долгих четыре года».
На фото: Евгений Примаков за работой.
«27 июня 1997 года воюющие стороны подписали в Москве Общее соглашение о мире. Примаков сказал тогда, что в Кабуле они сделали первый шаг к миру, а в Москве – последний. Именно поэтому сожаление о смерти выдающегося дипломата в 2015 году выразили не только официальные власти Таджикистана, но и представители бывшей оппозиции», - заключил исследователь.
Всего за годы войны погибло около 100 тысяч человек, более миллиона граждан Таджикистана были вынуждены покинуть места своего проживания.
Соглашение о мире и согласии позволило успокоить конфликт в Таджикистане
Подписание Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане в июне 1997 года ознаменовало окончание одного из сложнейших конфликтов на постсоветском пространстве. Однако само соглашение не является международным договором.
«Согласно международному праву, - рассказал кандидат юридических наук, проректор по международным связям РТСУ Умед Мансуров. –антиправительственные силы не являются субъектами международного права и, следовательно, не имеют полномочий на заключение международного договора. Таким образом, можно утверждать, что вышеназванное соглашение является внутригосударственным, но приобретшем международно-правовой характер вследствие участия в его выработке ООН».
Этот документ стал тем компромиссом, который позволили урегулировать конфликт, что было особенно важно на фоне наступления в то время талибов в Афганистане. Кроме того, одним из главных достижений межтаджикского урегулирования стало возвращение в родные места практически всех жителей страны, бежавших в Афганистан, страны СНГ, а также переместившиеся в другие регионы республики.
В годы войны 201 база спасла тысячи жизней, а сегодня поддерживает мир в регионе
Двести первая российская военная база Российской Федерации сыграла одну из важнейших ролей в гражданской войне в Таджикистане. В ходе боевых действий дивизия не только обеспечивала защиту жизненно-важных объектов на таджикско-афганской границе, но и обеспечивала и распределяла продукты среди мирного населения, а также сформировала 250 колонн с гуманитарной помощью жителям отдаленных горных районов страны.
«У 201-й базы нелегкая судьба, - рассказал председатель Совета ветеранов при 201 РВБ Абдурашид Рахмонов. – Созданная в 1943 году как стрелковая дивизия, она прошла боевой путь в Великую Отечественную войну, выполнила интернациональный долг в Афганистане, спасла тысячи мирных жизней в ходе гражданской войны в Таджикистане. Сегодня же 201 база, созданная на основе 201 мотострелковой Гатчинской дважды Краснознаменной дивизии в 2014 году, играет огромную роль в обеспечении безопасности Республики Таджикистан и региона в целом».
Таджикский народ с благодарностью относится к российским военным и никогда не забудет той помощи, которую они оказали жителям страны, рискуя собственной жизнью. Россия также никогда не забудет своих героев, 302 из которых не вернулись домой с войны в Таджикистане.
Обмен опытом и гуманитарное сотрудничество – важный вектор российско-таджикских отношений и обеспечения безопасности
Опыт Таджикистана в урегулировании кровопролитного конфликта, который мог закончится установлением халифата экстремистов на территории всей страны, имеет огромное значение для стран региона. Особенно важен опыт республики в профилактике экстремизма для Российской Федерации, которая приютила миллионы трудовых мигрантов из Центральной Азии и уже не раз сталкивалась с проблемами распространения радикальных идеологий.
«Постановлением Верховного суда Республики Таджикистан в нашей стране запрещены более 10 экстремистских организаций, - поделился заведующий кафедрой уголовного права юридического факультета РТСУ Валиджон Абдухамитов. – Это такая же практика, как и в Российской Федерации, где существует похожий закон по противодействию экстремизму».
В то же время, отметил исследователь, в России список таких организаций несколько шире, и было бы правильным распространять его среди книжных магазинов республики, что могло бы дать дополнительный эффект в пресечении распространения экстремистской литературы.
Кроме того, в республике действует антитеррористический центр СНГ, который дает большой эффект в деле профилактики экстремизма в регионе в целом. «Как нам представляется, этот эффект можно было сделать еще более видимым, если привлекать к работе Центра ученых-исламоведов», - добавил ВалиджонАбдухамитов.
Однако работа по противодействию распространению экстремизма должна проводиться не только в Таджикистане, но и в диаспорах за рубежом, в первую очередь в России, где проживают миллионы таджикских соотечественников, зачастую оторванных от дома и потому являющихся мишенью для вербовщиков. Развитие гуманитарного сотрудничества между двумя странами представляется одним из перспективных с этой точки зрения.
По словам декана факультета международных отношений УрФУ, эксперта НКП «Урал-Евразия» Александра Бурнасова, диаспора таджиков в Свердловской области РФ является одной из крупнейших в России. «У таджиков Екатеринбурга и области есть несколько общественных организаций, налажены регулярные прямые рейсы из Екатеринбурга в Душанбе и Худжанд. Важное место в отношениях Таджикистана со Свердловской областью занимает не только трудовая миграция, но и импорт сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, сухофруктов», - рассказал эксперт.
Если же затрагивать сферу образования, то в Уральском федеральном университете обучаются более 450 студентов из Республики Таджикистан, каждый год гражданам республики выделяются квоты на обучение в университете. Большим подспорьем для развития научных и образовательных связей остается сохранение единого образовательного пространства, которое позволяет осуществлять обмен кадрами и поддерживать взаимодействие на высоком уровне.
«Серьезной проблемой остается низкий уровень владения русским языком среди студентов из Таджикистана. Это серьезное препятствие на пути получения российского образования, которое нам необходимо преодолеть», - завершил Александр Бурнасов.
Заключение
Таким образом, Россию и Таджикистан сближает значительно больше, чем это может показаться на первый взгляд, и главное место в дружеских отношениях двух стран занимает безопасность. В то же время, развитие экономических отношений между нашими странами и рост таджикской диаспоры в России за счет трудовых мигрантов вызывают к жизни вопросы развития гуманитарного сотрудничества. Сохранение и развитие единого образовательного пространства и русского языка представляются одной из ключевых задач в этом отношении, так как именно от этого будет зависеть, насколько успешно наши общества смогут понимать и воспринимать друг друга.
Пресс-центр НКП "Урал-Евразия"
Фото: Sputnik, НКП "Урал-Евразия"
-
Просмотров: 27264