Развитие образовательных стандартов стран ЕАЭС: перспективы, направления, приоритеты

В столице Кыргызстана 19 сентября состоялась экспертная дискуссия на тему: «Развитие образовательных стандартов стран ЕАЭС: перспективы, направления, приоритеты». 

В мероприятии приняли участие депутаты Жогорку Кенеша, представители государственных органов КР, а также эксперты из Беларуси и Кыргызстана. Организаторами экспертной встречи выступили Фонд «Евразийцы – новая волна» и Информационное агентство и радио «Sputnik Кыргызстан».

Депутат Жогорку Кенеша КР Евгения Строкова сообщила, что данная проблема уже не раз рассматривалась в стенах отечественного парламента.

- Лично я считаю, что изменения в системы образования стран ЕАЭС должны вноситься с учетом особенностей каждого государства. Т.е. нельзя сваливать все в одну кучу. И, конечно, необходим обмен опытом, - подчеркнула депутат.

Общественный советник министра образования и науки КР Лариса Марченко рассказала о работе профильного ведомства.

- Министерство с 2012 года занималось разработкой стандартов нового поколения на компетентностной основе. В 2015 году они были приняты. Однако вопросы остались по поводу взаимодействия стандартов академического обучения и требований рынка труда.  В этой связи Кыргызская Республика начала процесс создания национальной квалификационной системы рынка ЕАЭС. Эта система включает в себя национальную рамку квалификаций, профессиональные стандарты, способы их признания и т.д. Жогорку Кенеш уже рассмотрел в первом чтении данные поправки, мы надеемся, что в скором будущем документ будет одобрен. Это очень важно, поскольку национальная квалификационная система позволит синхронизировать и соотнести требования рынка труда и профессиональную компетентность выпускников наших вузов. Такую систему имеют более 140 стран мира, в том числе Россия и Казахстан, - пояснила Марченко.

Отметим, что в дискуссии посредством видеосвязи приняли участие и белорусские эксперты. Политолог, редактор портала IMHOCLUB.BY Алексей Дзермантостановился на процессах, которые могут оказать влияние на образовательные системы в будущем.

- Говоря об образовании нельзя не сказать о том, что и Кыргызстан, и Беларусь присоединились к Болонскому процессу. Дискуссии, споры по этому поводу не прекращаются, но факт остается фактом, его нельзя игнорировать.  Кроме того, сейчас очень сильно меняются структура промышленности, структура экономики. Например, в Беларуси активно развивается IT-отрасль. У нас есть и компетенции, и образовательные учреждения, и парк высоких технологий. Опыт подготовкиIT-специалистов в республике - восходящий тренд. Он нуждается в осмыслении и транзите, в том числе в страны Средней Азии. На мой взгляд, если эта тема заинтересует Кыргызстан, как, к примеру, Узбекистан, то Беларусь будет готова поделиться своим опытом. Им можно и нужно делиться, - акцентировал Дзермант.

По словам эксперта, белорусскими вузами уже заинтересовались студенты из Туркменистана и Узбекистана. Жителей Центральной Азии привлекает относительно невысокая стоимость образования.

- Беларусь предоставляет образовательные услуги по тем ключевым профессиям, которые могут быть востребованы в будущем. В частности, у нас серьезная школа в сферах медицины, перерабатывающей промышленности, машиностроении, IT-технологий, - подчеркнул спикер.

Директор Информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция» Александр Шпаковский (Беларусь) уделил внимание науке. Как отметил эксперт, если страны ЕАЭС в ближайшее время не пересмотрят свои подходы к финансированию научных исследований, то превратятся «в периферию мирового развития».

- Тема, поднятая сегодня – архиважная. Насколько эффективен будет наш союз во многом зависит от тех образовательных стандартов, которые мы заложим в основу единой образовательной политики. Естественно, в соответствие с потребностями экономики. В наше время происходит изменение структуры капитала, т.е. увеличивается доля роботизации на рынке труда. Существует мнение, что к 2050 году многие профессии, которые представляются нам естественными, будут заменены автоматизированным трудом. Даже вопросы анализа во многом будут отнесены от компетенции человека к компетенции роботов и машин. Также необходимо выделить тот факт, что такие страны, как  Южная Корея, Япония, Швейцария, Австрия, США расходуют на нужды науки и техники до 4% своего ВВП.  На этом фоне страны постсоветского пространства выглядят, мягко говоря, бледно. Так, Россия вкладывает в научные исследования чуть больше 1%, Беларусь – 0,5%, Кыргызстан – 0,1% от ВВП. Это смехотворные цифры. Если наши страны не пересмотрят свои подходы к финансированию образования и науки, существует вероятность того, что отставание от указанных стран может стать бессрочным, - заключил Шпаковский.  

На экспертной дискуссии выступил и главный специалист отдела молодежной политики, Государственного агентства по делам молодежи, физической культуры и спорта КР Азамат Адамалиев.

- В рамках нашей деятельности мы проводим исследования по индексу благополучия и развития молодежи. Анализ состояния молодежи, проведенный в прошлом году, охватил 8 пунктов: культуру, семью, безопасность и защищенность, информационно-коммуникационные технологии, здоровье, образование и науку, экономические возможности и гражданское участие. Согласно полученным данным, низкие показатели пришлись на экономику и культуру. В Кыргызстане отсутствуют полноценные экономические возможности. Много молодых ребят уезжают в другие страны из-за того, что им тяжело трудоустроиться, - отметил представитель агентства.

Добавим, что исследование проводилось в два этапа: соцопрос и изучение ситуации специалистами в кабинетном режиме. Всего в опросе приняли участие полторы тысячи респондентов.

Экс-заместитель министра образования и науки КР Эльмира Иманалиева рассказала, что образование не стало предметом Договора об ЕАЭС (от 29 мая 2015 г.) в силу различий в подходах стран союза к взаимодействию в данной сфере.

Образование не было включено и в перечень секторов услуг, по которым формируется общий рынок ЕАЭС. Только применительно к общему рынку труда страны союза договорились о взаимном признании документов об образовании без прохождения процедуры признания дипломов (исключение – документы об образовании по педагогическому, юридическому, медицинскому и фармацевтическому профилям), а также о праве на получение образования детьми трудящихся в стране трудоустройства родителей.

После вступления Договора о ЕАЭС в силу Россия инициировала создание механизма сотрудничества стран ЕАЭС в сфере образования вне рамок договора. В результате, была разработана концепция Сетевого университета ЕАЭС (позже получившего название «Евразийский сетевой университет», ЕСУ). Деятельность ЕСУ предполагалось осуществлять на основе мониторинга потребностей ЕАЭС в подготовке специалистов и в тесной связке с институтами союза, бизнесом и академическим сообществом. Однако эта инициатива как проект межправительственного сотрудничества также не нашла поддержки всех членов ЕАЭС. В результате проект ЕСУ как рамочной инициативы был одобрен только на уровне университетов.

Позже в Москве вузами – членами Евразийской ассоциации университетов был подписан меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета. Министерство образования и науки РФ инициировало первую встречу министров образования и науки стран ЕАЭС в Москве 13 апреля 2016 году. На встрече все страны ЕАЭС, кроме Казахстана, подписали Меморандум о сотрудничестве по вопросам образовательного и научно-технологического сотрудничества на евразийском пространстве. Документ предполагает формирование консультативных советов в сферах высшего образования и науки, которое до сих пор не завершено. Таким образом, несмотря на очевидную необходимость интеграции в сфере образования для достижения базовых целей экономической интеграции в рамках ЕАЭС, из-за отсутствия поддержки со стороны Казахстана эта сфера является компетенцией ЕАЭС только в той части, которая касается прав трудящихся в рамках общего рынка труда, - резюмировала эксперт.

Директор колледжа БГУ им. К. Карасаева Дамира Конокбаева в процесс создания общих образовательных стандартов стран ЕАЭС предложила привлекать бизнес-сообщества.

- Мы должны понимать, что рабочая сила – продукт системы образования. И образовательные стандарты должны формироваться на основе компетенций. Но как узнать, какие навыки и умения будут востребованы, к примеру, на рынке труда ЕАЭС через 10-20 лет? Компетенции формируются работодателями. Поэтому нужно привлекать основных работодателей – бизнес-сообщества. Подобная совместная работа позволит выработать целый комплекс компетенций. Я являюсь одним из разработчиков образовательных стандартов 2015 года, о которых уже шла речь. Конкретно, в системе менеджмента. В своей работе мы черпали информацию о перспективных компетенциях у работодателей на национальном рынке труда. Говоря об образовательных стандартах ЕАЭС, мы должны объединить усилия -  привлечь бизнес-сообщества всех пяти государств, - подчеркнула Конокбаева.

О трех сферах предпринимательства, обладающих наибольшим потенциалом, рассказал доцент факультета международных отношений и востоковедения Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына Сергей Иванов.

- Большинство современных швейных цехов напоминают средневековые мануфактуры. Чтобы изменить ситуацию, необходимо готовить модельеров, технологов, организаторов производства. Очень важно, чтобы отечественные вузы обучали специалистов для швейной отрасли, - отметил Иванов и добавил, что важно обеспечить молодым специалистам условия для работы на родине.

Эксперт также обозначил потенциал развития аграрной и туристических отраслей.

- Ежегодно к нам приезжают около двух миллионов туристов, и это не предел. Но туристический бизнес не будет развиваться без профессиональных кадров. Отечественной системе высшего образования необходимы перемены. К сожалению, она превращается в лавочку для зарабатывания денег - во многом за счет игры на амбициях родителей студентов, - заявил Иванов.

Заместитель директора филиала Фонда «Евразийцы – новая волна в Кыргызстане Денис Бердаков отметил, что в Кыргызстане необходимо создавать условия для получения гражданами такого образования, которое будет востребовано впоследствии.

По словам политолога, уже сегодня средние зарплаты некоторых специалистов в СНГ составляют 2-5 тысяч долларов.

- Речь идет о таких специальностях, как промышленная робототехника, прототипирование или лазерные технологии. Например, раньше требовались фрезеровщики, а теперь ту же работу выполняют роботы, за которыми смотрят инженеры. Вытачивание деталей вручную — это полузабытое прошлое, сейчас люди на заводах работают в белых халатах, - выделил эксперт.

Он заявил, в 90 процентах вузов страны студентам не помогают овладеть профессиональными навыками, а система обучения похожа на курсы саморазвития.

- Новая промышленная революция кардинальным образом меняет промышленность, сферу услуг и другие отрасли, где работают сотни тысяч кыргызстанцев в ЕАЭС. Нужно готовить специалистов по новыми квалификациям, открывать новые учебные направления и делать ставку на онлайн-образование в партнерстве с российскими вузами. Необходимо создавать среду для развития молодежи, иначе "отток мозгов" из республики продолжится, - подчеркнул Бердаков.

Просмотров: 1713