"Большая Евразия" - это проект большого евразийского партнерства
В Бишкеке 12 июня прошла научно-практическая конференция на тему «Роль Кыргызстана в концепции «Большая Евразия».
В мероприятии приняли участие политологи и экономисты из России и Кыргызстана, профессорско-преподавательский состав бишкекских вузов, а также молодежные лидеры столицы.
Организаторами конференции выступили Фонд «Евразийцы – новая волна», Клуб региональных экспертов КР «Пикир» и Академия государственного управления при Президенте КР (АГУПКР) в партнерстве с аналитическим порталом «Евразийские исследования».
Заведующий Евразийским сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, научный сотрудник ИИАСА и главный редактор портала «Евразийские Исследования» Юрий Кофнер акцентировал внимание на ключевых аспектах концепции «Большая Евразия».
- «Большая Евразия» - это проект «Большого евразийского партнерства», подразумевающий сопряжение региональных интеграционных процессов на всем евразийском материке и создание общего пространства «от Лиссабона до Шанхая». Прежде всего, подразумевается создание транспортно-логистических коридоров и сетей зон свободной торговли, расширение и усиление торгово-экономического сотрудничества, а также интеграция интеграций, т.е. объединение интеграционных блоков. Это все направлено на развитие торговли, транспортной инфраструктуры и привлечение инвестиций. К примеру, такие цели преследуют проекты «Экономический пояс Шелкового пути» и «Международный транспортный коридор «Север-Юг», - отметил эксперт.
Под «объединением интеграционных блоков», по словам спикера, принято понимать потенциальный формат общего пространства ЕС и ЕАЭС.
- Интерес Европейского союза в таком сотрудничестве есть, нацелен ЕС на получение следующих выгод: либерализацию торговли, т.е. увеличение экспорта; введение национального режима для европейского бизнеса, улучшение антимонопольного регулирования (облегченный доступ на евразийский рынок);энергетическую безопасность (предложения). Интересы ЕАЭС включают защиту более чувствительных и неконкурентоспособных отраслей, привлечение европейских инвестиций, трансфер технологий для модернизации экономики и энергетическую безопасность (спроса). Проводились исследования и по поводу того, какое влияние могло бы оказать на Кыргызстан сопряжение ЕАЭС и Европейского союза. Согласно прогнозируемым данным, на каждого кыргызстанца дополнительно придется по 25 евро дохода ежегодно. Но это возможно при условии полного снятия тарифных и нетарифных барьеров между объединениями. Анализ также показывает, что от сопряжения ЕАЭС и ЕС больше выиграет сахарная отрасль. Объем производства может вырасти почти в 4 раза. Возможно увеличение продаж овощей, фруктов и орехов. Но стоит помнить, что производство в Кыргызстане не отвечает требованиям Европейском союза. Это касается лабораторий по определению качества продукции. Если Кыргызстан выполнит все условия, будет соответствовать регламентам ЕАЭС, то чисто с технической точки зрения у него будет шанс выйти на европейский рынок, - заключил эксперт.
Политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир» Игорь Шестаков заявил, что ЕАЭС, в первую очередь, необходимо устранить проблемы внутри союза.
- В прошлом году Евразийская экономическая комиссия опубликовала замечательный труд, так называемую «Белую книгу», содержащую информацию о согласованных препятствиях на внутреннем рынке ЕАЭС. Всего в документе зафиксировано 60 препятствий, которые мешают глубокой интеграции в рамках союза. Хочется, чтобы эта работа получила реальное продолжение и наполнение. Что касается конкретно нашей страны, то на международных форумах Кыргызстан часто вспоминают как страну Евразийского экономического союза с самой большой концентрацией нелегально ввезенных товаров. Сразу начинают вспоминать контрабанду на рынке «Дордой». Добросовестные предприниматели не должны страдать из-за негативного имиджа. Дорогу для контрафактной продукции необходимо закрыть, - отметил Шестаков.
Политолог также добавил, что борьба с контрабандой не должна стать политическим инструментом.
- Нельзя допустить того, чтобы одна страна смогла сыграть роль в экономической судьбе другой. Я думаю, что эти вопросы будут решены в текущем году. Ведь Россия, председательствующая в органах ЕАЭС в 2018 году, уделяет им особое внимание, - резюмировал Шестаков.
О роли Кыргызстана в перевозке китайских товаров в страны ЕАЭС и Европу рассказал председатель комитета промышленной политики, экспорта и инфраструктуры Торгово-промышленной палаты КР Кубат Рахимов.
- Необходимо изучить, какая именно роль уготована Кыргызстану в глобальной транспортной системе, проанализировать, что ввозить, как и для чего. Только ограниченная номенклатура товаров рентабельна при перевозке из Азии в Европу и тем более в обратном направлении. Говоря о китайской продукции, хотел бы остановиться на обуви. Именно обувь из Китая необходимо перевозить сухопутным путем, ведь от транспортировки по морю она портится, а самолетом получается слишком дорого. Это потенциальная ниша, которую необходимо сделать полноценным реэкспортным направлением, - выделил эксперт.
Заместитель директора филиала Фонда «Евразийцы – новая волна», политолог Денис Бердаков отметил, что геоэкономика Евразии - поле не только больших возможностей, но и огромных вызовов.
- Здесь речь, прежде всего, идет о центре материка - Центральной Азии и ее сложном географическом и политическом окружении, где сходятся интересы глобальных игроков. С европейской точки зрения, основные угрозы для региона – это терроризм и незаконный оборот наркотиков из Афганистана, Пакистана и арабского мира. В настоящее время китайская инициатива Экономического пояса Шелкового пути - единственный международный проект, направленный на развитие транзитного потенциала Центральной Азии. Концепция ЭПШП, выдвинутая председателем КНР Си Цзиньпином, является не интеграционным проектом исключающего характера, а проектом сотрудничества открытого типа. Данная концепция не исключает уже существующие механизмы регионального сотрудничества такие, как Евразийский экономический союз. Однако странам ЕАЭС нужно будет координировать между собой действия в отношении ЭПШП. Иначе сопряжение, о котором сейчас много говорится, может свестись к набору двусторонних проектов между Пекином и странами ЦА. К тому же, США пытаются проложить в Центральной Азии «Новый шелковый путь», который должен связать регион не по горизонтали, а по вертикали, и вывести товары ЦА к Индийскому океану, - политолог.
-
Просмотров: 2078