Каспийский регион идеальная база для создания перспективных экономических проектов

Выход из отраслевой тематики, характеризующей экономическое состояние Каспийского региона, возможен за счет реализации интегральной для всех прикаспийских стран идеи с упором на перспективные проекты как в области логистики, так и создания товаров с высокой добавленной стоимостью.

В этом мнении сошлись политики и эксперты из России и Азербайджана, которые встретились 7 июня 2021 года в Москве на диалоговой площадке «Российские и азербайджанские проекты – драйверы развития Каспийского региона. Навстречу Каспийскому экономическому форуму». Организатором экспертной дискуссии выступили Политологический центр «Север-Юг» и экспертная платформа «Baku Network».

Модератор мероприятия руководитель платформы «Baku Network» Гюльнара Мамедзаде отметила важность проведения таких личных экспертных встреч, что становится особенно актуальным накануне проведения крупных мероприятий, каким станет II Каспийский экономический форум в Астрахани в августе текущего года. Далее модератор передала слово для приветствия Послу Российской Федерации в Азербайджане Михаилу Бочарникову и министру экономического развития Астраханской области Казбеку Хадикову, которые обратились к участникам встречи посредством видео-конференц-связи. В своих выступлениях российские политики приветствовали проведение круглого стола накануне проведения IIКаспийского экономического форума, который состоится в сентябре текущего года в Астрахани, и отметили важность функционирования подобных площадок для профессиональных обсуждений.

Разговор начался с постановки вопроса о поддержании безопасности в регионе, фактора, без которого невозможно говорить о каком-либо развитии экономических связей. Депутат Милли Меджлиса Азербайджана Расим Мусабеков посвятил свой доклад рассмотрению проблемы безопасности на Каспии с различных сторон:

- Безопасность – это не только проблемы терроризма, с которыми наши страны научились справляться. Необходимо рассматривать весь комплекс проблем в этой сфере, сюда, помимо прочего, входят: борьба с наркотрафиком, который идет к нам из Афганистана; недопущение техногенных катастроф; нормальное функционирование транспортных узлов; а также общие экологические вопросы. Значительную роль в решении вопросов обеспечения безопасности региона играют тесные и добрые взаимоотношения между руководителями наших стран, в первую очередь, это касается отношений между Азербайджаном, Россией и Казахстаном, здесь налажен постоянный политический диалог. Именно такие отношения, исключающий какие-либо двусмысленности и недомолвки, позволили создать надежную правовую базу и подключить к процессу Туркменистан и Иран. Все вместе это обеспечивает возможности для развития региона, - отметил азербайджанский депутат.

С коллегой согласился и российский эксперт, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Станислав Притчин, который подчеркнул, что несмотря на серьезные вызовы сторонам всегда удается купировать и оперативно решать сложные вопросы без последствий для долгосрочных отношений.

Директор Международного некоммерческого фонда «Центр геополитических экспертиз» Валерий Коровин, в свою очередь, обратил внимание участников на интерес в дестабилизации обстановки на Каспии со стороны отдельных внерегиональных игроков. Эксперт предупредил об опасности проникновения западных некоммерческих организаций в регион, что может повлечь за собой непоправимые разрушительные последствия для всех прикаспийских стран.

Особое внимание в ходе разговора было уделено транспортно-логистическим проектам, которые реализуются или планируют быть реализованными в Каспийской регионе. Возможности в этом направлении подробно осветил азербайджанский политолог Ильгар Велизаде.

- Основным заказчиком в развитии транспортно-логистической инфраструктуры на Каспии были и остаются экономические проекты, связанные с транспортировкой сырья и товаров. Транзитный потенциал региона используется не на полную мощность, однако факт его наличия несомненен. Так, только за прошедший год азербайджанский бюджет получил полмиллиарда долларов за транзитные перевозки, а поток товаров через МТК «Север-Юг» вырос на 19%. Существуют и другие транспортно-логистические проекты, многие еще в зародышевом состоянии, однако потенциал этого направления далек от исчерпания, - рассказал эксперт.

Коллегу поддержал главный редактор информационного портала «Day.az» Эмин Алиев, который обратил внимание участников круглого стола на возможности развития транспортных коридоров и производств с участием Нагорного Карабаха. По словам журналиста, инвесторы проявляют большой интерес к этой теме, уже заключены конкретные инвестиционные договоренности.

Много внимания было уделено и «иранскому вопросу» как с точки зрения региональной безопасности и формировании правовой базы Каспийского региона, так и с позиции участия Ирана в региональных транспортных проектах. Этот аспект экономического развития региона подробно рассмотрел эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай» Фархад Ибрагимов.

Большой интерес участников вызвала презентация Генерального директора Особой экономической зоны «Лотос» Сергея Милушкина о развитии экономической зоны и МТК «Север-Юг».

- Наша экономическая зона была создана в 2015 году, на сегодня у нас представлено 16 компаний-резидентов, свой завод строит Иран. Мы ориентированы на развитие по трем направлениям: судостроение, производство нефтегазового оборудовании и высокотехнологичное промышленное производство. Для резидентов СЭЗ все финансовые операции освобождены от НДС, кроме того предоставлены различные налоговые и таможенные льготы. Также мы работаем над развитием МТК «Север-Юг» и в 2020 году запустили тестовую контейнерную линию по перевозке грузов между Астраханской областью и Ираном. Готовность принять участие в отправке грузов по данному направлению подтвердила Индия, однако для развития направления необходимо формирование и новых грузовых потоков, - отметил С. Милушкин.

Об интересе в привлечении азербайджанского капитала в Астраханскую область и развитии международных отношений области с соседней республикой рассказал руководитель Агентства международных связей Астраханской области Илья Торопицын.

О важности создания новых проектов на Каспии, не связанных с сырьевым характером производства или транзитом товаров третьих стран, высказались сразу несколько экспертов из России и Азербайджана. Так, научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев предложил ряд проектов, которые могли бы вывести регион из традиционной отраслевой тематики на новый уровень экономического развития.

- Для развития региона нужна некая интегральная идея, которая объединила бы все прикаспийские страны и вывела регион на новый уровень экономического развития. Если мы берем торговлю, то можно создавать аграрно-продовольственные биржи для отправки зерна или другого продовольствия в третьи страны, например, в зону Персидского залива. Если берем транспорт, то здесь можно работатьв направлении сокращения времени движения паромного транспорта на море. Также можно создать общий инвестиционный банк МТК «Север-Юг», создать общие промышленные проекты, энергомосты и т.д. Нужно создавать уникальный продукт, а не быть завязанными только на нефтехимической отрасли, - сказал ученый.

В этом же русле высказался и заместитель директора Русской экономической школы, профессор Азербайджанского экономического университета Эльшад Мамедов:

- За 30 лет дезинтеграции наши страны стали просто источниками сырья, сырьевым придатком более развитых стран вместо того, чтобы самим создавать товары с высокой добавленной стоимостью. Необходимо ускорять интеграционные процессы в регионе, создавать общий финансовый рынок, рынок трудовых ресурсов и инвестировать в развитие. Нужно делать все возможное, чтобы превратить регион в настоящий драйвер экономического развития. А пока мы не торопимся с экономической интеграцией, мы теряем большие экономические и политические дивиденды, - заключил эксперт.

В заключение встречи исполнительный директор Политологического центра «Север-Юг» Анжелика Трапезникова рассказала участникам о намерении провести в августе еще одну экспертную встречу накануне II Каспийского экономического форума.

Просмотров: 5308