«Задача — поставить цифровые технологии на службу человеку»
Об этом было сказано 27 июня в ходе работы Международного круглого стола «Цифровые технологии как ресурс интеграции на евразийском пространстве», прошедшем в Новосибирске.
Участие в нём приняли специалисты IT-компаний, сотрудники органов власти, учёные, общественники и журналисты. Они представляли Россию, Узбекистан и Киргизию.
Организаторами международной экспертной площадки выступили Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Центр евразийских исследований Томского государственного университета и Экспертный клуб «Сибирь-Евразия».
Актуальность проведения экспертной площадки вызвана тем, что в настоящее время одним из стержневых направлений евразийской интеграции является формирование цифровой экономики, направленной на содействие «цифровой прослеживаемости» движения товаров, услуг, финансов и рабочей силы, а также формирования общих рынков, что закреплено в «Заявлении о цифровой повестке ЕАЭС» 2016 года. Помимо наднациональных проектов цифровизациив каждой из стран Центральной Азии реализуется собственный национальный цифровой проект, который зачастую, закономерно не коррелирует с цифровой повесткой ЕАЭС. В направлении выработки общих подходов к цифровизации евразийского пространства еще предстоит большая работа и долгий период. Сейчас государства евразийского пространства расставляют свои национальные приоритеты и создают собственные стандарты, в то время как экономические тенденции говорят о необходимости координации усилий в IT-сфере. Поэтому сейчас необходимо выработать общие подходы к подготовке специалистов, в том числе усилить взаимодействие образовательных структур.
Руководитель отдела развития информационно-телекоммуникационных технологий хокимията Ташкента (Узбекистан) Пулат Халиулин привёл данные о развитии цифровых технологий в стране. К примеру, сейчас в республике активно развивается предоставление государственных услуг через Интернет: достаточно сказать, что только в 2018 году было зарегистрировано более миллиона обращений. Внедряются технологии «умный город», причём это уже не просто пилотные проекты. Сейчас в Узбекистане работают сети мобильной связи 4G, в планах разворачивание 5G. Государство при этом активно помогает стартапам в сфере информационных технологий.
Исполнительный директор Общественного фонда «Агенство Стратегических Инициатив «Евразия» (Киргизия) Алибек Мукамбаевобратил внимание на природную особенность страны: высокогорье затрудняет строительство дорог и сообщение между районами, поэтому важно наладить современные коммуникации на основе цифровых технологий и Интернета. Примечательно, что формирование сетей передачи данных привело ещё и к повышению безопасности на горных дорогах — например, за счёт контроля за метеорологической обстановкой, состоянием дорожного покрытия и аварийностью. Республикой достигнуты довольно неплохие показатели, но останавливаться на этом и власти, и бизнес не намерены.
Выступающие обратили внимание на тот факт, что цифровые технологии всё больше ориентируются на потребности обычных жителей. Так, в Ташкенте общественный транспорт уже довольно давно снабжён системами GPS-контроля и пассажиры могут узнавать о местонахождении того или иного автобуса. Активнее к цифровым технологиям подключаются медицинские учреждения Узбекистана. В Бишкеке технологии «умный город» способствуют повышению безопасности на улицах и улучшению управляемости транспортными потоками; также значительно улучшились процессы покупки и регистрации автомобилей.
Главный инженер проекта Проектного института ООО «Элком+» (Томск) Олег Крайний обратил внимание на важность выработки единых стандартов, что в эпоху глобализации позволит лучше выстраивать взаимодействие как между государством, бизнесом и гражданами, так и в межгосударственной сфере.
В ходе работы международного круглого стола развернулась оживлённая дискуссия о технических решениях цифровых технологий как для нужд государственного управления, так и для коммерческого сектора, поиске партнёров, влиянии экономических санкций и «торговых войн» на развитие IT-сферы.
По итогам работы круглого стола принято решение продолжить работу в подобном формате, расширив как перечень обсуждаемых тем, так и число участников подобных мероприятий. Предполагается вовлечение в них большего числа представителей профильных вузов, IT-компаний, исследовательских организаций и органов власти различных регионов Сибирского федерального округа России и стран Центральной Азии. Задача подобных круглых столов и аналогичных встреч — не только объединить заинтересованные во внедрении цифровых технологий структуры, но и выработать предложения, которые будут востребованы в странах Центральной Азии, России и других заинтересованных государствах.
-
Просмотров: 1376