Образ евразийской интеграции: взгляд из Башкортостана
В столице Республики Башкортостан Уфе 21-22 октября состоялись международная научно-практическая конференция «Образ евразийской интеграции в XXI веке: ограничители и перспективы» и круглый стол «В преддверии Евразийского экономического союза: потенциал синергии стран-участниц».
Организатором обоих мероприятий выступил Центр геополитических исследований «Берлек–Единство». Участие в них приняли представители учреждений высшего образования и научно-исследовательских структур из России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, а также студенты Башкирского государственного университета.
Очевидно, что интенсивное развитие евразийской интеграции, которое с 2015 г. выходит на качественно новый уровень в связи с созданием Евразийского экономического союза, актуализировало осмысление и проведение системного научного анализа указанного процесса в экспертном сообществе заинтересованных постсоветских государств. При этом в России заметная активность в данном случае наблюдается не только на федеральном уровне, но и в различных субъектах Федерации, так или иначе вовлеченных в интеграционный процесс.
В этом отношении Башкортостан, расположенный на территории Южного Урала, во-первых, отличается заметной вовлеченностью во внешнеполитические и внешнеэкономические связи Российской Федерации. Достаточно отметить, что летом 2015 г. в Уфе будут проведены саммиты Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС (группа стран в составе Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики). Важную роль Башкортостан играет и в отношениях со странами- участницами ЕАЭС. В частности, в Уфе действует отделение посольства Республики Беларусь в РФ. А в Астане Башкортостан с 2004 г. имеет свое официальное представительство, действующее при торговом представительстве России в Казахстане. По официальным данным, в общем объеме внешнеторгового оборота Башкортостана Казахстан находится на 16-м месте с удельным весом 1,4%. Приоритетное значение в торгово-экономическом взаимодействии двух республик имеет топливно-энергетический комплекс.
Во-вторых, в социокультурном отношении Башкортостан представляет собой гармоничное сочетание тюркских и славянских элементов. Население республики, составляющее около 4,1 млн. человек, включает представителей более 70 национальностей, в том числе русских (35,19%), башкир (28,79%), татар (24,78%) и т.д. Под эгидой Дома дружбы народов Республики Башкортостан действуют Центр казахской национальной культуры «Ак Бата», Центр кыргызской культуры «Ала-Тоо», Национально-культурный центр белорусов Башкортостана «Спадчына» и т.д. Ежегодно проводится Международный фестиваль национальных культур «Бердэмлек–Содружество», способствующий популяризации национальной культуры и народного творчества народов Башкортостана, установлению творческих связей республики с другими регионами России и зарубежными странами. Так что в политико-экономическом и гуманитарно-культурном отношениях Башкортостан является образцовым евразийским образованием.
Важность проведения рассматриваемых мероприятий также обусловлена тем, что в условиях обострения геополитической ситуации на постсоветском пространстве наблюдается инициирование процессов негативного восприятия евразийских интеграционных инициатив. По словам исполнительного директора ЦГИ «Берлек–Единство» Радика Мурзагалеева, имеющее сегодня место «яростное желание» некоторых сил воспрепятствовать процессу евразийской интеграции только укрепляет единство многонациональной Евразии. Поэтому не случайно, помимо вопросов экономического сотрудничества, гуманитарных и социокультурных аспектов евразийской интеграции, дальнейшего развития данного процесса были также рассмотрены проявления различных угроз и проблемы обеспечения коллективной безопасности Евразии в условиях глобализации.
В данном ключе, в частности, прозвучал доклад «Значение Беларуси в структуре евразийской интеграции» директора информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция» Александра Шпаковского. Прежде всего, докладчик отметил, что модель однополярного мира, сложившаяся после распада СССР, проходит серьезное испытание на прочность. Несправедливость миропорядка, основанного на претензии США на доминирование, порождает конфликты в разных частях мира, когда целые страны и народы вооруженным путем стремятся пересмотреть свое место в мировой иерархии. Все это усугубляется духовным кризисом «западной цивилизации», высоким уровнем миграции из стран третьего мира в Европу, ростом радикальных ксенофобских настроений, вспышками терроризма, истощением природных ресурсов и другими негативными моментами.
На постсоветском пространстве белорусский эксперт отметил активное вмешательство США в политическую жизнь Украины, способное поставить мир на грань очередного цивилизационного противостояния и новой холодной войны. При этом американским правящим кругам, по его мнению, не хватает качественной экспертной оценки сложившейся ситуации и возможных последствий их политики на постсоветском пространстве. В результате США, во-первых, недооценили Россию, на которую долгое время смотрели как на «младшего брата» или «вечного ученика», но которая неожиданно стала проявлять свою субъектность на международной арене. Во-вторых, они проявляют беспочвенные экспансионистские настроения, которые сильно бьют не только по системе мировой и региональной безопасности, но и по интересам развития их самих.
Развивая свои суждения, А. Шпаковский пришел к выводу о том, что в условиях крушения существующего миропорядка ответом на всевозможные вызовы современности может и должно стать объединение близких систем и создание общего пространства. В связи с этим евразийская интеграция стала именно таким ответом, а также практически единственным способом выживания участвующих в ней стран. В таком качестве данный процесс рассматривает и Беларусь. Причем она готова внести в развитие ЕАЭС заметный политический, экономический и культурно-гуманитарный вклад. В том числе это касается опыта участия в другом интеграционном проекте, реализуемом с 1999 года, в лице Союзного государства России и Беларуси.
С другой стороны, Минск имеет в интеграционных процессах и свои собственные цели и выгоды. В этой связи докладчик, в частности, подчеркнул заинтересованность своей страны в создании единого энергетического рынка. Ожидания в данном случае связаны с получением доступа белорусской индустрии к сырьевым ресурсам стран-партнеров, а также с ликвидацией действующей практики ежегодного перечисления в бюджет России в качестве экспортных пошлин 3,5-4 млрд. долларов США за нефтепродукты, произведенные белорусскими предприятиями.
В целом Беларусь является сегодня состоявшимся суверенным государством с осознанным цивилизационным и геополитическим выбором. Другое дело, что её индустриальный потенциал, на взгляд А. Шпаковского, пока еще не востребован в полной мере партнерами по ЕАЭС. В связи с этим эксперт высказал пожелание в адрес России относительно необходимости приведения ее политических и экономических интересов к единому знаменателю при отказе от активного продвижения коммерческих интересов отечественных энергетических монополистов. Осуществление всего этого позволит России сменить свои образ и качество от «либеральной империи – сырьевой сверхдержавы» до индустриального и технологического центра Евразии. Кроме того, докладчик призвал активнее развивать Союзное государство России и Беларуси с его выходом на роль «проектного центра» евразийской интеграции и «полигона» для создания и применения опережающих экономических и политических решений.
Эксперт ЦГИ «Берлек–Единство» Дмитрий Михайличенко выступил на тему «Постмайданные контуры евразийской интеграции». По его мнению, текущая геополитическая ситуация на постсоветском пространстве в последнее время ассоциируется со словом «майдан», символизирующим вполне определенные перемены и не только на Украине. Для постсоветских стран «майдан» представляет собой серьезный вызов, поскольку направлен на создание кризиса государственности при участии Запада. На фоне известных событий и процессов на Украине некоторые страны вынуждены примерять сценарии «майданизации» на себя.
Западу, по мнению докладчика, особенно важно «вбить клин» в процесс евразийской интеграции. Хотя никто не мешал тем же европейским странам в их объединении в ЕС. Также Западом отвергается предложение России создать европейскую систему политического и экономического сотрудничества от Лиссабона до Владивостока. Но, несмотря на все это, интеграция постсоветских республик развивается. Единственно, есть и проблемные факторы уже внутреннего характера, среди них Д. Михайличенко отметил слабую восприимчивость данного процесса современной молодежью. Последняя, как известно, в своей основной массе далека от тех ценностей, которые присущи представителям старших поколений как выходцев из единой советской общности. В связи с этим становятся актуальными меры, направленные на разъяснение важности, целей и задач евразийской интеграции, формирование ее привлекательного образа у молодых граждан.
Соответствующие настроения среди молодежи характерны не только для стран-участниц ЕАЭС, но и для готовящегося присоединиться к ним Кыргызстана. Это в своем докладе «Евразийская интеграция и политическая культура современного Кыргызстана» отметила руководитель департамента науки Академии управления при Президенте КР Бактыхан Торогельдиева. В условиях политического многообразия в данной стране наблюдается самое разнообразное отношение к участию Кыргызстана в процессе евразийской интеграции. Немало и оппонентов, стремящихся, на взгляд эксперта, заработать свой политический капитал.
Среди других факторов, создающих негативный фон для интеграционных устремлений Кыргызстана, Б. Торогельдиева также назвала противоречия между традиционализмом и модернизмом, клановые отношения внутри элиты, высокий уровень коррупции, рост приверженцев ислама и попытки его политизации, сегментирование политической культуры кыргызского общества и т.д. Но вместе с тем участие страны в процессе евразийской интеграции признано докладчицей жизненно важным условием. Большую роль в этом играет фактор трудовой миграции граждан страны в Россию. Предприняты конкретные шаги и на официальном уровне, включая утверждение Дорожной карты по вступлению КР в Таможенный союз, рассмотрение парламентом большого пакета соответствующих законопроектов и т.д.
Имеются ожидания, что вслед за Кыргызстаном к Таможенному союзу присоединится соседний с ним Таджикистан. В то же время, как следует из доклада научного сотрудника Института международных исследований МГИМО(У) МИД РФ Шарбатулло Содикова «"Мягкая сила" на евразийском пространстве (на примере Таджикистана)», за влияние на эту страну идет большая конкуренция со стороны ключевых геополитических игроков в Центральной Азии – России, Китая, США и ЕС. При этом каждый из них применяет в той или иной степени так называемую мягкую силу. Рассматриваемая тактика предполагает большой набор инструментов, включая распространение определенных идеологических ценностей, культуры, использование внешнеполитической дипломатии и т.д.
Запад, по оценкам Ш. Содикова, действует в Таджикистане, оказывая влияние на информационное поле через сеть НПО и СМИ, а также гуманитарную интеллигенцию. При этом много материальных ресурсов выделяется на формирование широкого слоя граждан, разделяющих западные ценности. В том числе для этого используются зарубежные образовательные программы и программы обмена. Однако эксперт четко дал понять, что Западу трудно конкурировать в этой центральноазиатской республике с Россией. Последняя явно доминирует во влиянии на Таджикистан через заметные позиции русского языка, сотрудничество в сфере высшего образования, предоставление рабочих мест для таджикских граждан на своей территории и т.д. Хотя докладчик практически ничего не сказал именно о евразийской интеграции, из его оценок, касающихся соотношения влияния отмеченных выше внешних игроков, можно предположить, что под воздействием России Таджикистан склонен в перспективе сделать выбор в пользу Таможенного союза и ЕАЭС.
В отличие от большинства других участников, профессор кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений Казахского национального университета им. аль-Фараби Галия Мовкебаева основные вызовы для евразийской интеграции видит не в противодействии со стороны внешних сил, а во внутренних факторах стран-участниц и их непоследовательности во взаимоотношениях друг с другом. В своем докладе «Евразийский союз: проблемы и перспективы политического сотрудничества» она, в частности, отметила разные стратегические интересы данных государств и их подходы в сфере внешнеполитического сотрудничества, различное видение их элитами политического будущего ЕАЭС, неготовность национальных бюрократических аппаратов делить полномочия с наднациональными структурами управления, слабую общественную поддержку интеграционной политики и т.д.
С учетом всего этого на текущем этапе, по мнению докладчицы, тенденция к превращению ЕАЭС в полноценную интеграционную структуру наподобие Евросоюза не просматривается. С другой стороны, речь идет о начальной стадии формирования единого интеграционного объединения соответствующих постсоветских стран. По мере же их «притирания» друг к другу и завершения указанной стадии Г. Мовкебаева ожидает постановку вопроса о возможном переходе уже к политическому объединению в формате Евразийского союза. В любом случае объективные потребности в экономической интеграции, которые нашли свою реализацию, следует постепенно дополнить аналогичными устремлениями политического характера.
По завершении работы конференции ее участниками была принята резолюция, содержащая конкретные практические рекомендации. Среди них были названы: поддержка деятельности по популяризации идей евразийской интеграции на официальном уровне странами-участницами ЕАЭС, укрепление партнерства между ними в информационной сфере, расширение межрегионального сотрудничества, усиление значимости экспертного потенциала сторонников евразийской интеграции в информационном пространстве, активизация действий экспертного сообщества по деконструкции антиевразийских идеологем в общественном сознании постсоветских государств и т.д.
В еще более свободной и активной атмосфере был проведен круглый стол «В преддверии Евразийского экономического союза: потенциал синергии стран-участниц». Участники обсудили самые разные вопросы, включая необходимость укрепления доверия на всех уровнях взаимоотношений между участниками интеграционного процесса, взаимного стимулирования конкурентных начал в экономике, формирования евразийской идентичности, общего мировоззрения и ценностных ориентаций, преодоления негативного восприятия евразийской интеграции среди населения стран-участниц и т.д. Немаловажно, что в соответствующих дискуссиях приняли участие студенты и аспиранты БашГУ.
В целом итоги двухдневного обсуждения в Уфе текущего состояния, образа и дальнейших перспектив евразийской интеграции показали, что предстоящий с начала 2015 г. запуск Евразийского экономического союза не решит всех имеющихся и вероятных проблем. Вместе с тем представляется, что дальнейшая динамика развития и успех рассматриваемого процесса во многом будут зависеть от правильных и объективных оценок и разработанных на их основе практических рекомендаций. В связи с этим представителям научно-экспертного сообщества стран-участниц ЕАЭС и других заинтересованных государств есть над чем поработать в ближайшей перспективе.
Андрей Чеботарев
-
Просмотров: 1350