К вопросу о создании интеграционного проекта в Центральной Азии

Система международных отношений сегодня претерпевает качественные изменения. В различных регионах мира происходит создание разнообразных межгосударственных проектов. Центральная Азия (ЦА) не стала исключением: страны, принадлежащие к этому пространству, а именно Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, активно принимают участие во множестве интеграционных инициатив. Однако насколько вероятно создание общего регионального проекта между ними?

Для ответа на этот вопрос исследование опирается на неофункциональную парадигму, которая используется для анализа интеграционных процессов. Так, один из видных теоретиков этого направления Э. Б. Хаас в свое время выделил ряд критериев, благодаря которым возможен переход к созданию «общего проекта» между отдельными странами в регионе [1, pp. 363, 368-369]. Наличие таких критериев, как 1) общие региональные проблемы, 2) базис двусторонних и многосторонних взаимоотношений, а также 3) высокий уровень экономического взаимодействия между странами активно способствуют построению интеграционного проекта.

Для стран ЦА болезненными вопросами более четверти века остается неравномерное распределение пресноводных ресурсов и наличие террористической угрозы, исходящей из соседнего Афганистана. Одна из последних попыток реанимировать процесс обсуждения этих вопросов была предпринята в сентябре 2018 года на 73-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым [2].

В период 2016-2018 гг. на уровне двусторонних отношений между странами региона прослеживается рост числа двусторонних соглашений в разных сферах. Ускоренными темпами в эти процессы вклинивается Узбекистан, который помимо динамичного роста экономических показателей ввязывается в «негласную гонку за лидерство» в регионе после кончины Ислама Каримова и избрания на пост Президента республики Шавката Мирзиёва. В рамках многостороннего формата между странами стабильно функционирует площадка «С5+1», которая используются и для работы с представителями из США, и для коммуникации с представителями из Европейского Союза [3].

Тем не менее, в экономической сфере уровень торговли между странами ЦА не отличается высокими показателями. Несмотря на относительно компактное географическое расположение экономическое взаимодействие в торговой сфере в экспортных и в импортных значениях между странами ЦА не достигает и 1/3 от общих показателей для каждой страны в регионе.

Итак, между странами ЦА в последнее время наблюдается определенная динамика, говорящая о росте взаимодействия между ними. Изменения затрагивают различные сферы, наряду с которыми нерешенность региональных проблем толкает их на наращивание взаимовыгодной кооперации. Однако исходя из критериев, обозначенных ранее, преждевременно говорить о создании какого-либо интеграционного проекта: сохранение низкого уровня торгового взаимодействия между странами сегодня не позволяет осуществить качественный переход к построению интеграционного проекта.

Список литературы
  1. Haas Ernst B. Why Collaborate? Issue-Linkage and International Regimes // World Politics. 1980.Vol. 32(3).P. 357-405.
  2. Бердымухамедов Г. Президент Туркменистана призвал международное сообщество принять участие в спасении Аральского моря
  3. Волков В. Саммит в Астане: кому важнее идея интеграции в Центральной Азии
Федор Золотарёв, студент 4-го курса Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Фото: informБЮРО

Просмотров: 19278