Узбекистан станет главным конкурентом Казахстана
Генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ Сергей Рекеда рассказывает, как происходящее в Ташкенте скажется на политике Астаны.
Нынешняя ситуация в Узбекистане обязана повлиять на внутреннюю политику Казахстана — считает аналитик из Москвы.
За развитием событий, связанных с госпитализацией узбекского лидера Ислама Каримова, пристально наблюдают в России. Это неудивительно, ведь сегодня меняется вся палитра взаимоотношений стран огромного региона — Центральной Азии.
Сюрпризов не будет, система сохранится
"Есть две плоскости, в которых можно рассмотреть влияние «узбекского фактора» на политику Казахстана. Прежде всего, это вопрос дальнейшего сосуществования между двумя странами-лидерами региона. Как мне кажется, в отношениях между Астаной и Ташкентом сюрпризов ожидать не стоит, будет определенная преемственность, — считает Сергей Рекеда.
Второй контекст – влияние событий в Узбекистане на казахстанскую элиту, ее психологическое состояние. Все-таки опыт соседей будет востребован. Конечно, любой сценарий развития событий в Узбекистане будет оказывать определенное влияние и на ситуацию в Казахстане
Это проблемы безопасности прежде всего. Все-таки радикалы могут попытаться воспользоваться нынешней фазой напряженного ожидания – что дальше?
Есть другие сценарии, их можно спокойно найти и прочитать в Сети, назовем их алармистскими. Согласно им, любые перемены в соседних странах (не только в Узбекистане), неизбежно приведут к усилению рисков в сфере безопасности на казахстанском треке. Замечу, что многие из этих сценариев прописаны западными аналитическими центрами, что наводит на определенные размышления".
И все же, по мнению аналитика, преувеличивать «узбекское» воздействие не стоит — достаточно вспомнить историю передачи власти в Туркменистане после Ниязова.
"Многие эксперты тогда писали о том, что со сменой туркменского лидера будет «запущен» механизм перемен, которые окажут самое серьезное влияние на все страны региона. Однако ничего подобного не произошло — система сохранилась с определенными коррективами. Как часто бывает, ожидания перемен оказались намного большими, нежели сами перемены".
Возможен ли в Центральной Азии «большой взрыв»?
Как полагает Сергей Рекеда, определенная напряженность в регионе сегодня вполне объяснима. Но она никак не связана с прогнозами «большого взрыва», который давно предрекают странам Центральной Азии многие зарубежные интернет-издания.
"В то же время необходимо обратить внимание на важное обстоятельство, — подчеркивает московский эксперт. Отсутствие публично признанного элитой преемника всегда создает определенное поле для напряженности. Подчеркиваю слово «публично».
В плане «узбекского опыта» для казахстанских реалий этот фактор необходимо особо отметить. В условиях властного транзита существенно возрастает роль четко определенного горизонта планирования для элиты. Если правила игры ясно определены, то любые, даже форс-мажорные обстоятельства воспринимаются иначе. Без каких-либо комплексов ожидания «большого взрыва» в ЦАР".
Что касается муссируемой темы «большого взрыва», то здесь по мнению Сергея Рекеды, все очень просто.
"Каждое из оппозиционных СМИ видит то, что ему больше всего хочется увидеть. Давайте не будем все мерить российскими или китайскими интересами. Я бы хотел привести мнение, высказанное политологом Ерланом Саировым: «Узбекистан — это конкурент с огромным пассионарным потенциалом».
Любой переломный момент – это не только риск, но и возможность для движения вперед, для развития конкуренции в экономике, бизнесе, политике. Такой подход – через оценку внутреннего потенциала для перемен – мне представляется наиболее разумным".
У нас каждый второй стал «узбековедом»…
Казахстанский политолог, преподаватель университета «Астана» Ерлан Саиров, на которого сослался Сергей Рекеда, в свою очередь полагает, что народ Узбекистана очень скоро раскроет свой природный предпринимательский талант.
"Методы правления Ислама Абдуганиевича Каримова отчасти были выгодны нам, — говорит политолог. — Узбеки пока не проявляют природную деловую активность, они еще не раскрыли свой потенциал в предпринимательской среде. Понятно, что власть сменится, причем скоро. Каким будет вектор развития? В любом случае у нас появляется конкурент с огромным пассионарным потенциалом…
Казахстану нужно немедленно заняться экономическими и как следствие политическими реформами", — призывает Ерлан Саиров.
"Оказывается, у нас каждый второй — «узбековед», — иронизирует аналитик. — Спешу расстроить «ультра-специалистов» по Узбекистану — в этой стране дестабилизации не предвидится. Народ настроен на этатизм (идеология, утверждающая ведущую роль государства в политической жизни, включая подчинение интересов отдельных людей и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни, — прим. ред.).
Нам надо о себе думать. Транзит придет и к нам. Быстрее, чем мы думаем. У нас нравственные основы государства размыты, «государственников» в государственных учреждениях «днем с огнем не найти». Финансы «давно поют романсы». Поэтому обществу нужно готовиться к разным сценариям, в том числе к самым негативным.
Государству, не дожидаясь «крайнего срока», нужно провести политическую модернизацию, усилить парламент, создать полноценные государственные институты, которые способствуют созданию каркаса «народной государственности»", — предлагает политолог.
-
Просмотров: 18594