Эксперты оценили итоги прошедшего года ЕАЭС и его влияние на приграничные регионы

В Оренбурге 21 декабря 2018 г. прошла Международная экспертная площадка «ЕАЭС сегодня и взгляд в будущее», организованная АНО «Содружество народов Евразии» и НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета при поддержке Правительства Оренбургской области.

Открывая встречу экспертов из различных стран, руководитель АНО «Содружество народов Евразии» Веналий Амелин напомнил, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – это международное объединение, созданное с 1 января 2015 г. для свободного передвижения через границы между странами-участницами товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также выработки и проведения ими согласованной политики в различных отраслях экономики. В состав ЕАЭС входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия. В 2018 г. в высших органах этой организации  по очередности председательствует Российская Федерация. За это время объем взаимной торговли стран Союза вырос более чем на 11 %. Все государства ЕАЭС улучшили свои позиции и поднялись в рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка. В текущем году вступил в действие единый Таможенный кодекс ЕАЭС, который существенно упростил таможенные процедуры и сократил их сроки, в том числе за счет приоритета электронного документооборота. На пространстве Союза завершилось формирование общих рынков лекарств и медицинских изделий, началась регистрация по единым правилам этой продукции, которая теперь не требует подтверждения в каждой отдельно взятой стране.

Заведующая сектором Центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН, член Российского совета по международным делам Елена Кузьмина добавила, что в 2018 г. единый рынок услуг в ЕАЭС расширился еще на 9 секторов, охватив в общей сложности 55 % всех услуг на пространстве союза.

Для обеспечения качества продукции и безопасности потребителей выработаны общие подходы к осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов ЕАЭС, дополнен перечень единых карантинных фитосанитарных требований.

В то же время сделан серьезный задел на будущее для дальнейшего углубления экономической интеграции стран ЕАЭС: приняты соглашения о маркировке товаров для отслеживания их происхождения, гарантий качества и борьбы с контрафактом; о гармонизации национального законодательства в сфере финансов для создания общего рынка финансовых услуг; о взаимном признании пробирных клейм, закладывающем основы для общего рынка драгоценных металлов и камней; утверждены программы формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов; сформирована база для запуска единого цифрового пространства.

В плане развития внешних связей ЕАЭС подписал меморандумы о взаимодействии с другими крупными региональными экономическими блоками – стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Южной Америки (МЕРКОСУР), важные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем и о создании зоны свободной торговли с Ираном. В начале 2019 г. союз выходит на такую зону с Сингапуром, ведет переговоры о том же с Израилем, Египтом, Сербией, а в целом интерес к сотрудничеству с организацией проявляют около 40 государств мира. Наконец, 2018 г. стал переломным в отношении стран Запада к евразийскому интеграционному проекту. После нескольких лет сознательного, подчеркнутого игнорирования и замалчивания Европейский союз впервые инициировал проведение специальных исследований и совместных экспертных встреч по тематике ЕАЭС, признав эффективность, растущую роль и влияние в мире этого нового экономического игрока.

Подводя итоги председательства России, Елена Кузьмина констатировала, что за уходящий год в целом сделано очень многое, при том, что в отличие от того же Евросоюза все решения в ЕАЭС принимаются не большинством голосов (которые в ЕС рассчитываются исходя из численности населения страны), а только полным консенсусом всех стран-участниц, на основе согласования их национальных интересов, в результате переговоров, что выгодно отличает евразийский интеграционный проект.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Оренбургской области Виктор Коршунов подчеркнул, что помимо единых условий ведения бизнеса, на евразийском пространстве постепенно выстраиваются и общие гарантии для субъектов предпринимательства, в том числе по линии сотрудничества бизнес-омбудсменов. И первым шагом к объединению их усилий стало соглашение о взаимопомощи в вопросах защиты прав предпринимателей и предоставления информации, которое было заключено в сентябре 2017 г. бизнес-омбудсменами России и Казахстана.

Координатор Экспертной платформы «Большая Евразия», президент Центра перспективных исследований, председатель Ассоциации аналитиков и экспертов «Изыскания Срединной Азии» Сергей Масаулов считает, что на перспективу важнейшими вопросами, которые предстоит совместно решать странам ЕАЭС в будущем, являются проблемы логистики (развития международных транспортных коридоров), реконструкции промышленного пространства (с восстановлением советских и созданием новых кооперационных цепочек производства), внедрения цифровых технологий в сервисную и управленческую составляющие экономики, а также связанного с ее уровнем сохранения высоких социальных стандартов для населения.

Среди факторов внутри самих стран-участниц ЕАЭС, создающих сложности для развития между ними более тесной интеграции, заведующий кафедрой Ассамблеи народа Казахстана Западно-Казахстанского государственного университета Турар Шайхиев назвал коррупционные элементы управления и экономики, противодействие националистически настроенных сил, опасения утраты части суверенитета и даже целостности в условиях недавно сложившихся по историческим меркам государственных границ.

Между тем, положительный эффект от постепенного снятия барьеров и выработки единых правил в ЕАЭС, в первую очередь, прочувствовали на себе именно приграничные регионы, которые в силу самого своего положения ориентированы на более тесные связи с соседними государствами. В подтверждение этого заместитель министра культуры и внешних связей – начальник Управления международного сотрудничества Оренбургской области Александр Калинин привел данные о том, что за 9 месяцев 2018 г. внешнеторговый оборот региона вырос на 14,3 %, а со странами ЕАЭС – на 21,5 %. Лидерами роста являются Китай (+240 %), Беларусь (+61 %), Узбекистан (+37 %), Киргизия (+24,3 %), Казахстан (+21,5 %). Позитивная динамика объясняется, в числе прочего, выгодным географическим положением Оренбуржья, которое выступает ключевым транзитным регионом, связывающим страны Средней Азии с областями Центральной России, Урала и Сибири.

По территории Оренбуржья проходят маршрут международного транспортного коридора «Западный Китай – Западная Европа», железные дороги «Ташкент – Москва» и «Бишкек – Москва». Умело используя этот потенциал, региональные власти в 2018-м заключили соглашение о строительстве в Оренбуржье крупного оптово-распределительного центра для плодоовощной продукции, следующей из Средней Азии в Россию. Регион продолжает уверенно расширять свои внешние связи, подписав в 2018 г. соглашения о сотрудничестве с Могилевской областью Беларуси, Акмолинской областью Казахстана, Ташкентской, Наманганской, Самаркандской и Ферганской областями Узбекистана.

Эксперты вообще полагают, что с Узбекистаном, даже при отсутствии его членства в ЕАЭС, объединение будет искать и развивать форматы более глубокого сотрудничества, тогда как Таджикистан по-прежнему остается наиболее вероятным кандидатом на вступление в сам экономический союз.

Помимо очевидных экономических плюсов такого шага, дополнительной побудительной причиной для присоединения Таджикистана к ЕАЭС может послужить положительный пример Киргизской Республики, которая при вхождении в организацию получила значительную финансовую помощь для адаптации к новым условиям. Почетный Консул Киргизии Таалайбек Жандар уулу напомнил, что для этого на средства РФ был создан специальный Российско-Киргизский Фонд развития с уставным капиталом в 500 млн. долларов. Он уже профинансировал на территории республики 1630 проектов в области сельского хозяйства, промышленности, транспорта, туризма и др. на 294,2 миллиона долларов, став дополнительным драйвером роста национальной экономики этой среднеазиатской страны.

Еще 200 млн. долларов Россия выделила Киргизии на создание или модернизацию инфраструктуры для работы в составе ЕАЭС на передовых, современных условиях: на обустройство и материально-техническое оснащение 14 воздушных, автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска через границу, 7 санитарно-карантинных и ветеринарно-контрольных постов; на оборудование санитарно-эпидемиологических и других контрольных, измерительных и испытательных лабораторий; на строительство 11 пограничных застав, которые, помимо прочего, укрепят и безопасность страны от различных угроз.

Все эти выгоды и преимущества актуальны и для Таджикистана.

Вместе с тем, эксперты отметили, что реальную пользу от ЕАЭС закономерно видят, прежде всего, предприниматели, экспортеры, трудовые мигранты, работающие за рубежом, потому, что они непосредственно и пользуются упрощенными процедурами, экономят на пониженных тарифах для железнодорожных перевозок, отсутствии уплаты таможенных пошлин, сборов за трудовые патенты и т. д. В то же время обычные люди не всегда соотносят с работой ЕАЭС рост взаимной торговли, расширение ассортимента и повышение качества товаров на прилавках и даже снижение стоимости международного роуминга, которые являются практическими результатами евразийской интеграции.

В этой связи руководитель Центра социологических исследований Западно-Казахстанского государственного университета Павел Добряев считает необходимым целенаправленно позиционировать и продвигать положительный имидж ЕАЭС в массовом сознании, на конкретных примерах раскрывать его положительное влияние на бизнес и жизнь простых людей, используя для этого различные информационные поводы, применяя разнообразные, в том числе интерактивные, формы и высокотехнологичные средства воздействия (мобильные приложения, социальные сети, мессенджеры и пр.).

В заключение дискуссии член Общественной палаты России Николай Науменко призвал специалистов, международных экспертов на основе выявленных проблем, сложностей, недостатков формулировать конкретные предложения по совершенствованию политики и законодательства, которые консультативный орган готов передать для проработки и учета Правительству Российской Федерации.

Просмотров: 13849