Евразийский вектор общественной дипломатии

Роль общественного диалога и гражданского общества в развитии евразийской интеграции, а также широкий спектр вопросов гуманитарного сотрудничества на постсоветском пространстве обсудили участники Международного круглого стола «Региональное измерение общественной дипломатии – евразийский вектор», состоявшегося в Москве 29 мая 2017 г. в рамках I Съезда Ассамблеи народов Евразии.

Круглый стол, организованный АНО «Содружество народов Евразии» и Политологическим центром «Север – Юг», стал одной из диалоговых площадок I Съезда народов Евразии, на учредительной конференции которого представители НПО стран Евразийского континента заявили о создании международного союза неправительственных организаций под названием «Ассамблея народов Евразии».

Как отметила председатель рабочей группы оргкомитета Съезда, председатель Совета Ассамблеи народов России Светлана Смирнова основная цель нового союза продвижение дружбы, мира и согласия на Евразийском континенте.

Открывая заседание круглого стола, модератор мероприятия – председатель Правления АНО «Содружество народов Евразии», первый заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России Веналий Амелин подчеркнул: "Евразийский экономический союз создавался не «против кого-то», а для того чтобы сообща находить решения тех проблем, которые сегодня стоят перед государствами-участниками объединения".

Неоспоримо одно: ЕАЭС уже сейчас является очень привлекательной интеграционной структурой, и не случайно многие государства мира выражают желание работать с объединением в режиме зоны свободной торговли. Все понимают, что мир меняется, меняется торговля, промышленность, возникают новые технологические уклады. Но сегодня недооцененной остается роль народной дипломатии в евразийском проекте. Политики принимают решения, но очень часто эти решения на уровне реализации серьезно интерпретируются. Поэтому мнение экспертов имеет несомненную ценность для тех участников процесса, которые формируют экономические, торговые и иные отношения в формате ЕАЭС, – констатировал В. Амелин.  

К слову, интерес к деятельности Евразийского экономического союза проявился и на уровне отдельно взятого заседания: в нем приняли участие активисты «третьего сектора», лидеры общественных организаций и эксперты не только из государств-членов ЕАЭС, но также представители стран Восточной и Западной Европы.

Интеграция должна приниматься и восприниматься обществом как процесс, улучшающий и облегчающий жизнь каждого гражданина, на этом важнейшем посыле акцентировала внимание в приветственном слове эксперт Политологического центра «Север – Юг» Анна Власова, подчеркнув, что с момента создания ЕАЭС его отличительной особенностью было то, что параллельно с решением интеграционных задач в контексте экономического развития стран-участниц огромное внимание уделялось вопросам социального плана.

По мнению эксперта, успешность евразийского проекта связана, во-первых, с консенсусом политических элит. Но очевидно и то, что стремление к диалогу должно быть продемонстрировано и обществами всех стран Евразийского региона. Уникальные возможности для задействования потенциала народной дипломатии открывают такие проекты, как, например, международная выставка ЭКСПО-2017, которая вскоре откроется в Казахстане, или предстоящий в 2018 г. Чемпионат мира по футболу в России.

Региональное измерение в дискуссии определилось вектором «Россия – Центральная Азия». Как известно, государства региона характеризуются различной степенью вовлеченности в евразийский проект. И в этом контексте экономические преимущества «полноправного включения» в процесс убедительно продемонстрировал в своем докладе старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Леонид Гусев, проанализировавший эволюцию межрегионального и межотраслевого сотрудничества России с Казахстаном и Кыргызстаном.

Было отмечено, что в последние годы на территории Казахстана реализуется и планируется к реализации более 50 крупных совместных казахстанско-российских проектов на общую сумму около 6 миллиардов долларов. Что касается Кыргызстана, то в 2016 г. торговый оборот республики с Россией составил около 1,2 млрд. долларов.

У Казахстана и Кыргызстана всегда присутствовал заметный интерес к евразийской интеграции, руководство Казахстана, лично Президент Назарбаев, позиционирует себя в качестве лидера интеграционного движения на постсоветском пространстве, руководство Кыргызстана тоже всегда заявляло о поддержке интеграционных процессов, – отметил Л. Гусев.

В контексте представленных экспертом бонусов экономической интеграции на примере Казахстана и Кыргызстана также были рассмотрены перспективы подключения к евразийскому проекту Таджикистана и Узбекистана.

Между тем, экономическая составляющая является, хотя и приоритетным, но не единственным направлением интеграции. Как верно отметил один из участников заседания – представитель Болгарии – важнейшим условием расширения экономического взаимодействия является обеспечение стабильности и безопасности в регионе. И эта проблема, по мнению главы Евразийского Аналитического Клуба Никиты Мендковича, стоит в регионе достаточно остро из-за возрастающих рисков распространения угроз терроризма и экстремизма.

По мнению эксперта, эти угрозы обусловлены частично социально-экономическими, частично межэтническими проблемами, которые должны решаться региональными властями через повышение уровня жизни населения.

Мы много говорим о проблеме терроризма и экстремизма, которая имеет, в том числе, социально-экономическое измерение. В Центральной Азии это связано с проблемами социальной мобильности, безработицы, низкого уровня жизни в ряде регионов. Евразийское сотрудничество должно помочь развивать торговлю, способствовать повышению ВВП стран-участниц. Образно: ЕАЭС дает удочку и червяка, но ловить рыбу, достигать экономических успехов, каждая страна должна самостоятельно. Это может обеспечить только национальное правительство в сотрудничестве с бизнесом и обществом, – считает эксперт.

Тот факт, что в настоящее время объем денежных переводов трудовых мигрантов из Кыргызстана составляет около 27% в ВВП страны, а в Таджикистане – 50% и более, свидетельствует, по словам Н. Мендковича, о серьезных концептуальных ошибках в работе правительств и бизнес-сообществ. Впрочем, отчасти это обусловлено и тем, что государства Центральной Азии пережили кризис 90-х гораздо тяжелее, нежели Россия. В этот период они лишились значительного числа квалифицированных управленческих кадров, покинувших страну в поисках лучшей жизни.

В решении этой проблемы может помочь ЕАЭС.

Мы создаем общий рынок, что увеличивает объемы товарооборота. Это должно обеспечить приток денег в бюджет и в перспективе улучшить не только состояние экономики, но и качество государственного менеджмента. В то же время евразийский проект может оказать добрососедскую поддержку странам региона. В настоящее время обсуждается вопрос о создании в ЕАЭС по аналогии с Европейским союзом института евразийских комиссаров – консультантов и экономистов, которые будут оказывать консультативную помощь «молодым» участникам Евразийского экономического союза, помогут им адаптироваться к проекту. Предполагается, что такой формат будет полезен и в сотрудничестве с Таджикистаном, – отметил Н. Мендкович.

Серьезным вызовом для социумов государств постсоветского пространства, по мнению руководителя отдела национальных проектов МИА «Россия сегодня», главного редактора портала «Россия для всех» Радика Амирова, является падение уровня общей культуры и образования. Это открывает «шлюз» для проникновения в общественное сознание радикальных идей, которые в свою очередь служат питательной средой для террористической и экстремистской активности.

К сожалению, в наших странах появилось больше количество проповедников, которые не имеют права говорить от имени ислама. Под их влиянием неучи берут в руки не Коран, а автомат. Это большая беда всей Евразии. В первую очередь самих мусульман. А действенного диалога между духовными мусульманскими управлениями России, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана и Таджикистана пока не наблюдается, – констатировал Р. Амиров, актуализировав тему разрозненности и отсутствия единства духовных лидеров в противодействии глобальным угрозам.

По мнению эксперта, номинальные форумы в концепции «религия против терроризма» малоэффективны, поскольку их итогом, как правило, является принятие аморфных обращений к единоверцам с «просьбой не нарушать закон». Но серьезного анализа причин того, почему молодые люди уезжают воевать в горячие точки на стороне экстремистов, увы, нет.

Говоря об этом, Радик Амиров обратил внимание коллег на необходимость консолидации общественных институтов и лидеров духовенства всех государств Евразии для выработки общей стратегии эффективного противодействия угрозам терроризма и экстремизма.

Мы все остаемся с евразийской кодировкой в голове, и мы всегда будем беспокоиться о своих соседях по Евразии, потому что они «наши», у нас общие не только нефтепроводы и газопроводы, но также проблемы и задачи. Надо подумать о создании открытой диалоговой площадки взаимодействия общества и духовенства, чтобы выработать в обществе адекватное понимание того, что такое терроризм и экстремизм, как с ними бороться, – резюмировал эксперт.

Инициатива нашла отклик у всех участников заседания, в том числе у представителей дальнего зарубежья.

Диалог духовных лидеров – ресурс, который не связан ни с политикой, ни с экономикой, но который имеет огромную власть. Духовные лидеры должны принять на себя социальную ответственность. И во многих регионах это уже работает. В частности, крепкий «мост» между обществом и религией выстроен в Чечне, – констатировал Вильгельм Августат, президент Международного общества «Мир через Культуру – Европа».

В процессе обсуждения факторов снижения рисков радикализации общества был затронут вопрос создания специальных программ адаптации мигрантов. В связи с этим обнадеживающую информацию представил председатель Высшего совета ООД «Российский конгресс народов Кавказа» Асламбек Паскачев.

По его словам, в настоящее время завершается процесс подготовки по указанию Президента РФ проекта закона об адаптации иностранных граждан в России. До 1 сентября он будет представлен на рассмотрение в Правительство.

А в контексте упомянутой проблемы падения уровня образования актуальной видится стратегия образовательного пространства в рамках Евразийского экономического союза. Возможна ли она в принципе? На этот вопрос постарался ответить заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета Александр Левченков.

Прежде всего, эксперт представил факторы, которые очевидно и однозначно способствуют наращиванию образовательного взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза: общность историко-культурного пространства и широкая распространенность русского языка, несмотря на постепенное сужение сферы его применения во многих государствах, существенно упрощают процесс.

Россия каждый год устанавливает квоты на прием иностранных студентов в вузы. Приоритетными в этом плане являются страны ближнего зарубежья, в частности – партнеры по ЕАЭС. И, как показывает практика, эти квоты востребованы. Особенно по инженерным и некоторым гуманитарным специальностям. Но говорить об общем образовательном пространстве мы пока не можем, – констатировал А. Левченков.

Главной сложностью в процессе расширения образовательного взаимодействия эксперт назвал отсутствие инструментария, который позволил бы создать на пространстве ЕАЭС привлекательную структуру, аналогичную тем, на которые ориентируются в настоящее время национальные образовательные системы практически всех стран ЕАЭС, включая Россию. Таким «эталоном» для многих выступает европейская образовательная модель, Болонская система и т. д.

Мне кажется, в этом ключе целесообразно было бы ввести систему собственного аналога программы Эразмус, который стимулировал бы совместную работу в рамках образовательных программ. Также нужно уделить серьезное внимание проблеме общих стандартов образования. Отсутствие таковых в настоящий момент, особенно на уровне вузовского образования, является серьезным «дезинтегратором», – резюмировал эксперт.

Тема образовательной интеграции дополнилась аспектами патриотического воспитания молодежи и гуманитарного взаимодействия государств Евразии, объединенных общим историческим прошлым.

Председатель Совета Аналитической ассоциации Организации договора о коллективной безопасности, исполнительный директор Университетской лиги ОДКБ Игорь Панарин, представив подробный доклад о миссии ОДКБ в качестве «зонтика безопасности» Евразийского экономического союза, проинформировал коллег о некоторых гуманитарных проектах Университетской лиги Организации.

Один из них – «Вальс Победы» – впервые был осуществлен в 2015 г., в честь юбилея Великой Победы.

В 2015 г. акция «Вальс Победы» прошла во всех государствах-участниках ОДКБ. Я призываю вас, коллеги, поддержать инициативу во время празднования 75-летия Победы, чтобы расширить ареал участия государств континента в этом проекте, – призвал И. Панарин.

Он также сообщил, что 20 октября нынешнего года, в день освобождения Белграда, в столице Сербии пройдет масштабный молодежный форум, в котором примут участие представители всех государств ОДКБ и ряда других стран.

Участники круглого стола согласились с тем, что общественные патриотические инициативы, наряду с уже перечисленными направлениями, также являются важным элементом гуманитарной интеграции на евразийском пространстве, сферой имплементации потенциала общественной дипломатии.

Просмотров: 18133