Казахстанская демография: мифы и реальность
Казахстанский демограф Александр Алексеенко назвал абсолютную цифру потерь казахского этноса от голода 1930 годов – 1, 840 млн человек. Но это, считает он, было следствием не геноцида, а совершенно других причин, пишет "Rezonans.KZ".
Перепись по кибиткам
Казахстан 85 лет назад пережил очередной (второй с начала века) страшный голодомор. Но цифры по утерянному населению у разных исследователей почему-то разные: от 1 млн до 4 млн человек. Профессиональные демографы считают, что одной из причин таких «ножниц» являются огрехи в проведении переписей кочевого населения.
- В Казахстане первые переписи местного населения были проведены в конце 60-70 годов XIX века, - говорит доктор исторических наук Александр Алексеенко.- В 1869-м – в Семиреченской области Туркестанского края, в 1876-м – в Николаевском (Кустанайском) уезде, в 1877-м – во всех городах Акмолинской области, в 1882-м – в Семипалатинске.
Классические переписи должны быть однодневными, и проходить в рамках административно-территориальных границ (край, область, уезд, волость и т.д.). Но это – если речь идет об оседлом образе жизни переписываемых. Так как казахское население находилось в постоянном движении, то учет в степи был максимально затруднен. Переписчики оставили такую запись: «Произвести общую народную перепись в степи – дело немыслимое». Им необходимо было учитывать целый комплекс факторов, заставлявших казахов менять места кочевок, - время года, географические, торговые, семейные условия, урожайность трав, наличие водных источников и т.д.
Поэтому кочевое население исчитывалось по-другому. Налоги (подати) в степи собирались со тщательно отслеживаемых для этой цели кибиток. Несмотря на постоянное движение, их число оставалось неизменным. Средний состав семьи, приходящийся на одну кибитку, составлял, по основанным на длительном наблюдении расчетам администрации, пять человек.
Важнейшим источником о численности населения казахской степи являются данные Всеобщей переписи населения от 1897 года. Но там есть один большой недостаток: трудно определить национальный состав населения. Из-за малограмотности и необразованности счетчиков в Сырдарьинской и Семиреченской областях казахи учитывались вместе с киргизами, также говорившими на казахском языке.
Если говорить о последующих переписях, то историки и демографы в основном пользуются данными переписей населения 1920, 1926 (первая Всесоюзная перепись населения), 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 1999, 2009 годов.
- А куда делась перепись населения от 1937 года?
- Она была признана Сталиным фальсифицированной. Он считал, что численность населения СССР должна составлять 168 млн. человек, однако голод - украинский и казахстанский – унес несколько миллионов жизней. Организаторы переписи были признаны врагами народа и расстреляны, а данные переписи почти полностью уничтожены. Сохранились лишь разрозненные сведения.
Перепись 1939 года была сделана по понятным причинам с погрешностями, но она все же отражает общую тенденцию. Лучшей считается перепись 1926 года. По крайней мере, в ней есть хоть какая-то статистическая опора. Начиная с 1950 годов, перепись населения в СССР стали проводить раз в 10 лет. Это позволяло увидеть динамику численности, этнического состава, эволюции возрастной структуры и массу иных социально-экономических показателей.
Ничего лишнего. Только цифры
Перепись населения, по словам Александра Алексеенко, позволяет оценивать не только текущую ситуацию, но и изучать демографические явления ушедшего времени.
- С помощью данных переписей населения 1920, 1926 и 1939 годов можно дать оценку потерь казахского народа в период голода 1920-1930 годов, - продолжает он. – Для подобных расчетов необходима официальная статистика, представленная в переписях населения. С учетом того, что конкретные цифры вызывают эмоционально насыщенные дискуссии, часто весьма далекие от культуры научного общения, предлагаю использовать относительные данные, которые не менее ярко демонстрируют суть трагедии. Так, по расчетам демографической группы ученых ВКГУ им. С. Аманжолова, жертвами голода начала 1920 годов стали 18,5% казахского населения (без учета Джетысуйского и Сыр-Дарьинского регионов, вошедших в состав Казахстана в 1924 году). Рассчитаны потери и в региональном разрезе. В Актюбинской губернии жертвами голода (погибших и откочевавших за пределы Казахстана) стали 39,1% казахского населения; Кустанайской – 37,6%; Акмолинской – 23,7%; Уральской – 22,9%; Букеевской орде – 14,6%; Оренбургской губернии – 18,1%; Адаевском уезде – 2,6%.
Лишь в Семипалатинской губернии, не так сильно пострадавшей от засухи, вследствие миграции сюда людей из голодающих регионов, число казахов немного увеличилась.
Более катастрофичные последствия имел голод начала 30-х годов, основными причинами которого стала силовая седентаризация (насильственный переход от кочевого образа жизни к оседлости) и коллективизация. Потери, по нашим расчетам, составили 47,3% (или 1 млн 840 тысяч человек) от численности этноса в предкризисном 1930 году. В нее входят люди, пострадавшие не только от голода, но и репрессированные, сосланные, то есть это общие потери казахского этноса.
Более всего пострадали казахи востока республики. Потери составили 64,5% численности коренного этноса. Здесь наблюдалась наиболее значительная миграция, в первую очередь в пограничные районы России и Китая. Больше половины казахского населения было потеряно в Северном Казахстане – 52,3%; Западный Казахстан потерял 45,0%; Южный – 42,9%. Наименьшие потери были в Центральном Казахстане – 15,6%. Произошло это не потому, что голод миновал этот регион, а вследствие миграции сюда населения из других областей Казахстана, частично компенсировавших потери. Напомню, там в эти годы формировался Карагандинский угольный бассейн, где было более или менее сносное обеспечение продовольственными товарами по сравнению с другими регионами.
За основу расчетов пострадавших от голода казахов приняты изменения в возрастной структуре между переписями населения 1920 и 1926 годов (голод начала 1920-х) и переписями населения 1926 и 1939 годов (голод начала 1930-х). Прослежена численность людей из каждой возрастной группы, доживших с 1920 до 1926 года и с 1926 до 1939 года.
Несовпадение показателей предполагаемой численности (то есть в случае бескризисного развития, с учетом естественной смертности) с реальным результатом, зафиксированным в данных переписи населения 1939 года – это и есть потери казахов в это время.
А был ли геноцид?
- В Казахстане распространена точка зрения, что голод начала 1930 годов является геноцидом казахского народа.
- Я бы на этот вопрос ответил так: исследуя процессы прошлого, нельзя забывать основные принципы исторической науки – историзм и объективность. Согласно им, любое историческое событие должно рассматриваться с учетом той конкретной ситуации, когда оно происходило. Недопустимо оценивать его с точки зрения дня сегодняшнего, исходя из пристрастий ученого, изучающего тот или иной исторический период. Это аксиома, с которой обязаны быть знакомы студенты первого курса исторических факультетов. Надо помнить, что идеология советского тоталитарного государства была вненациональной. Идеи партии в жизнь проводили люди разных национальностей. И страдали от реализации этих идей люди всех национальностей. Если геноцид и был, то для всего советского народа
Да, кочевое население СССР, действительно, пострадало больше других, так как оно было очень далеко от предполагаемых идеалов Советской власти в выстраивании сельского хозяйства. Ускоренное «втягивание» номадов в советские социально-экономические, административно-территориальные стандарты привели к огромным демографическим потерям казахского населения.
- Многих интересует вопрос: почему масштабы нашей страны не соответствуют плотности населения?
- В третьем слове «Книги слов» Абая говорится: «Он ждет моего разорения, я жду, когда он обнищает. Чем больше бедноты, тем дешевле их труд. Чем больше обездоленных, тем больше свободных зимовий». Дело в том, что территория – наследие историческое, а низкая плотность населения степи - отражение культуры номадизма. Кочевая система ведения хозяйства не допускала большой плотности населения. Когда люди в основном занимаются одним видом хозяйственной деятельности, возникает конкуренция между хозяйствами. Они стремятся разорить друг друга: чем меньше конкурентов – тем больше пастбищ.
После октябрьской революции 1917 года лидеры движения «Алаш» (Алихан Букейханов, Халиль Габбасов, Алимхан Ермеков, Жаханша Досмухамедов, Халел Досмухамедов и др.), неоднократно общаясь лично и по прямой связи с Лениным, сумели обосновать исторические территории казахов, которые и стали основой КАССР (26 августа 1920 г.).
А то, что в настоящее время масштабы страны не соответствуют численности населения… А есть ли вариант идеального соответствия? Общепринятого стандарта не существует. Да и большого влияния на уровень жизни плотность населения сейчас не оказывает. На Мальте, например на один кв. километр приходится почти 1500 человек. Если бы в Казахстане была такая же плотность, то нас было бы не 18 млн, а около 4 млрд. Другой пример. Плотность населения в Канаде, Австралии – в два раза меньше, чем в Казахстане, но уровень жизни там выше, чем у нас. Или Исландия. Население – 350 тыс. человек (население одного казахстанского областного центра). Плотность – 3,1 человек на 1 кв. километр. Эта страна находится на вулканическом острове в сотнях километрах от Европы. Тем не менее – одна из наиболее успешных стран мира.
Так что аргумент о том, что малая плотность населения как-то мешает успешному развитию, не совсем убедителен. Существует масса компенсирующих факторов. Для социально-экономического развития важна концентрация населения (та же Австралия), создание мегаполисов. Казахстан идет по этому пути. Конечно, можно говорить о том, что геополитическая ситуация у нас иная, чем в Австралии и Канаде. Но абсолютно бесперспективно что-либо количественно противопоставить таким странам, как Китай и Россия. В том же Узбекистане населения почти в два раза больше. Равномерно расселить людей по всей территории Казахстана нереально. Убедительным аргументом может выступить только рост качества населения (образование, профессиональные навыки и т.д.).
Во многих странах идет активная борьба с традиционно высокой рождаемостью. Пример - современные Индия, Египет. В Центральной Азии некоторые республики тоже проводят политику сдерживания рождаемости. К примеру, президент Таджикистана Эмомали Рахмон назвал ситуацию в стране в начале XXI века «демографической аномалией». Рост рождаемости и численности населения негативно влияют, по его словам, на экономику, уровень жизни, ведут к росту преступности, снижению уровня образованности и нравственности в обществе.
Получается интересная вещь. Если площадь большая, а население невелико, то высокая рождаемость, традиционные семьи – это духовное возрождение. Если населения много, а территория невелика – это демографическая аномалия и снижение нравственности в обществе.
Русские в Казахстане заканчиваются?
- Выходит, размер территории является критерием истины?
- На мой взгляд, важен не только факт рождения и статистическая фиксация этого факта. Надо прослеживать и обеспечивать всю последующую жизненную цепочку: здоровье, образование, профессиональные навыки подрастающего поколения. Государство очень многое должно сделать для того, чтобы сегодняшняя высокая рождаемость не превратилась в будущую безработицу. Полагаю, что концентрации населения вокруг крупных городов и вообще урбанизация являются наиболее адекватным решением объективных вызовов времени даже при всех многочисленных издержках такого варианта.
- Предполагается, что через несколько десятков лет Казахстан станет мононациональным государством. Это хорошо или плохо?
- С учетом тенденций демографического развития сегодняшнего дня лет через 20 больше 90% населения страны будут составлять казахи. Но при этом жесткой привязки к развитию страны это не имеет. Япония, допустим, близка к мононациональному государству, Армения – еще ближе, а уровень жизни разный. США - поликультурная страна, Европа тоже подпитывается мозгами мигрантов. Можно сказать одно, моноэтничность не решает проблем социально-экономического плана.
- Что скажете насчет нынешней эмиграции? Она ведь, как пишут некоторые СМИ, начинает принимать угрожающий характер.
- В 2017 году из страны выбыло 37-38 тысяч человек, в 2016 – около 35 тысяч, в 2015 – 30 тысяч. Это в принципе не очень большие цифры. Здесь суть в качественных, а не количественных параметрах. Закономерности эмиграции оформились давно – более активно уезжают те, кто уверен в своих профессиональных и образовательных качествах и может адаптироваться на новом месте. Конечно, это не касается беженцев, «голодных миграций» и т.д. Сейчас, кстати, из страны эмигрируют гораздо меньше, чем это было в 90 –е годы.
- Почему?
- Потому что ушла единая эмоционально-психологическая причина эмиграции, которая объединяла людей всех слоев и возрастных групп – распад союза и невнятное будущее. В настоящее время население Казахстана разнородно и дифференцировано, у каждой социальной группы имеются свои цели и задачи. Поэтому и нет большого оттока населения. Русские (один из самых больших по численности этносов Казахстана), как диаспора, которую объединяет общая цель, никогда не существовали. В Казахстане они в основном проживают в городах, вследствие чего атомизированы и разрозненны. На современные вызовы реакция неодинаковая, каждый социальный слой по-своему оценивает происходящие события.
Во все времена имеется так называемый «миграционный фон» – люди меняют место жительства по социально-экономическим, семейно-бытовым и другим причинам. На этом фоне могут быть некоторые подъемы/всплески, отражающие специфику сегодняшнего дня. Сейчас Казахстан все более явно разворачивается лицом к тюркскому миру. Активизируются ономастические процессы. Миграция в города сельского населения приводит к перемещению сюда традиционных социальных практик, меняется социокультурная ситуация. Представители тех слоев европейского населения (и не только европейского), которым это начинает создавать проблемы, - эмигрируют. Несколько активизировалась также миграция городского казахского населения: городские казахи из областных центров перемещаются в Алматы и Астану.
Мерей Сугирбаева
-
Просмотров: 1653