Пришло время евразийских научных коллабораций и совместных исследований

Сегодня много говорят о развитии евразийской экономической интеграции, причем обычно в центре обсуждения находятся вопросы расширения культурного и образовательного сотрудничества в регионе.

Гораздо реже в зону внимания экспертов попадает научное сотрудничество на пространстве Центральной Азии. Тем интереснее мнение нашего гостя – эксперта-политолога, преподавателя института социальных и гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета, специалиста в области политической культуры и политического дискурса Максима Двойненко.

Добрый день, Максим Олегович! Благодарю Вас за готовность стать гостем нашей экспертной гостиной и уделить внимание вопросам развития евразийской интеграции. Какие угрозы евразийской безопасности, на ваш взгляд, сегодня вызывают наибольшую тревогу?

- Говорить о государственной безопасности на территории Евразии в целом можно очень много, так как на фоне многообразия этносов, народов и государств континента возникает огромное количество потенциальных угроз – и внутренних, и внешних. Поэтому хочется обратить внимание на вызовы, которые стоят перед Россией сегодня. Все они прописаны в доктрине национальной безопасности страны и других нормативных документах и включают в себя перечень угроз, свойственных всем евразийским государствам. Речь идет о проблемах терроризма, миграции, обеспечении экономической безопасности и другие.

Но особое внимание, конечно, следует обратить на специфические угрозы. Одной из них, причем весьма актуальной для нашей страны, является, на мой взгляд, потеря ценностей цивилизации западного типа, а вместе с ними и идентичности, которая делает нас не просто региональной державой, а полноправным игроком на мировой арене. Из этого, уверен, во многом вытекает непонимание и недооцененность общего потенциала России как великой страны на мировой арене.

- Каковы задачи научного и экспертного сообщества в противодействии этим угрозам?

У научного сообщества изначально существует как минимум две основные задачи: передать накопленные знания следующему поколению и получить новые знания. Не будем говорить о бюрократизации учебного процесса, но если оценивать объективно российский институт образования и науки, можно заметить, что он напрямую зависит от фактического уровня финансирования. Общеизвестная формула «чем больше вкладываешь, тем больше получаешь» работает безотказно, но это не значит, что у научного и экспертного сообщества нет потребностей в проведении новых исследований и коммуникаций.

Я считаю очень важным формирование коммуникаций между отраслями знаний государств Центрально-Азиатского региона, налаживание взаимодействия между специалистами и экспертами в едином научном сообществе. Научение – это долгий процесс, включающий в себя как воспитание молодых людей, так и формирование способа мышления, однако на евразийском рынке образовательных услуг российское высшее образование занимает не самое престижное место по количеству желающих получить российский диплом среди иностранных студентов. Хоть такие желающие, безусловно, есть, в работе с ними требуется максимальная эффективность при интеграции их в национальный способ мышления.

Отмечу, что для интеграции иностранных студентов со стороны нашего государства уже предпринимается ряд весомых мер. К примеру, это преподавание бесплатных онлайн-курсов на русском языке по всем дисциплинам на разных онлайн-платформах.

Какие направления исследований в сфере евразийской проблематики наиболее актуальны?

На сегодняшний день среди всего массива исследований евразийского пространства в гуманитарной сфере наиболее актуальными видятся проблемы обеспечения международной безопасности, изучения терроризма как феномена и способов противодействия ему, вопросов оптимизации миграционных потоков и адаптации мигрантов в новом обществе, формирования единого евразийского пространства. Лично мне близка тема, связанная с анализом политических культур в контексте изучения цивилизационных ценностей. Она позволяет ответить на вопрос: какие ценности являются доминирующими в разных странах евразийского континента? Что общего между различными народами? Она позволяет рассмотреть развитие политической культуры государства в динамике. И, конечно, востребованными, особенно для государств постсоветского пространства, остаются темы, связанные с социальной инженерией и изучением масс-медиа.

Наблюдаете ли вы сегодня коллаборацию ученых евразийского пространства и что может способствовать ее укреплению?

Безусловно, процессы научной интеграции происходят – этого нельзя отрицать. Например, в 2017 году в Челябинске проходил съезд ректоров России и Казахстана, где было заключено множество двух- и трехсторонних соглашений о сотрудничестве в области проведения научных исследований. Мои коллеги в последние годы активно сотрудничают с китайскими учеными. Таким образом, заинтересованность иностранных коллег в формировании международных связей налицо. Расширяются личные научные контакты ученых через социальные сети, позволяя виртуально коммуницировать и обсуждать исследовательские достижения.

Для себя я вижу научную коллаборацию в поиске общих тем для исследования, в формировании горизонтальных научных связей, так как связи «вертикальные» часто отвечают не научным интересам сторон, а, в большей степени, политической конъюнктуре. И, самое главное, не нужно забывать о необходимости постоянного обмена опытом. Благодаря современным технологиям, позволяющим без особых трудностей организовать онлайн общение, это становится возможным.

Что ждет евразийскую молодежь в ближайшее десятилетие? С какими вызовами и возможностями она столкнется?

Десять лет для молодежи – это долгий срок. Молодежь развивается вместе с научно-техническим прогрессом, а он, в свою очередь, очень динамичен. Хотелось бы за это время увидеть реально сближение ценностей на пространстве Центральной Азии, а вместе с ним – диалог и тесное межгосударственное партнерство.

Как ни странно, в условиях современного цифрового мира наблюдается тенденция к усилению исламизма и радикальных традиционных ценностей, распространяющихся не только среди некоторых стран Центральной Азии, но и в других типах культур, в том числе и на территории России. Возможно, это связано с возросшим социальным расслоением и замедлением вертикальной мобильности. Это очень тревожное явление, и с ним необходимо всеми силами бороться.

Важной перспективой, на мой взгляд, является усиление интегративных процессов в экономической сфере, формирование новых рынков в рамках свободного экономического пространства. В полной мере это касается рынка образовательных услуг. Для молодых россиян есть все предпосылки к преодолению санкционных ограничений и экономического спада. Надеюсь, что в ближайшее десятилетие это будет реализовано.

maksim dvoinenko

Проект реализуетсяс использованием гранта, предоставленного Фондом поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова.

Просмотров: 1897