Возможно ли повторение майдана в Казахстане?
На этот вопрос "Урал-Евразии" ответил известный казахстанский политолог, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.
- После переворота на Украине поднялось множество голосов о том, что следующими на очереди стоят либо Беларусь, либо Казахстан. На Ваш взгляд, насколько Казахстан подвержен возможности оказаться втянутым в подобную авантюру? Какие факторы риска для этого существует? И готово ли руководство страны встретить такой вызов?
- В Казахстане самый главный фактор риска – это неясность будущего процесса перехода (транзита) верховной власти. То есть, как уйдет действующий президент страны, кому он передаст свою власть, сохранится ли прежний политический курс? Этого никто себе сегодня не представляет. И данный фактор риска уже давно провоцирует определенное соперничество различных групп влияния внутри правящей элиты за то, кто будет контролировать страну в постназарбаевский период.
Так что, если предположить, что в Казахстане может произойти аналог «Майдана», то, на мой взгляд, только в качестве инспирированных теми или иными группами влияния выступлений гражданского протеста против своих потенциальных соперников. Ожидать того, что это может сделать оппозиция, нельзя. В Казахстане оппозиция очень слабая и власти ее периодически зачищают. Иначе говоря, вероятный сценарий «цветной революции» может быть осуществлен в Казахстане не с целью свержения действующей власти, а в качестве инструмента давления против конкурентов в процессе борьбы за власть между разными группами влияния.
- А внешние силы не поспешат воспользоваться этой вероятной ситуацией в Казахстане против ЕАЭС?
- В Казахстане сегодня действует очень мало, скажем так, прозападно настроенных неправительственных организаций, СМИ и т.д. Они не имеют широкой аудитории и не пользуются большим влиянием в политической жизни страны. С одной стороны, власти заметно «почистили» данное поле. С другой стороны, всевозможные иностранные и международные донорские структуры в разное время либо совсем ушли из Казахстана, либо сократили финансирование институтов гражданского общества. Поэтому для вероятного осуществления у нас каких-либо сценариев «цветных революций» будет иметь значение только фактор внутриэлитной борьбы.
- Каково отношение казахстанских групп влияния к евразийской интеграции? Не получится ли так, что в ходе вероятного «Майдана» к власти придет группа, настроенная против участия Казахстана в ЕАЭС?
- Внутри казахстанской правящей элиты четкого разделения на «евразийцев» и «антиевразийцев» нет. Сейчас она участвует в интеграционных процессах с точки зрения определенных выгод. Разве что для президента и его ближайшего окружения это могут быть одни выгоды, а для других групп влияния – иные выгоды. Не исключено и то, что кто-то из них вообще не имеет каких-либо прямых выгод здесь. Поэтому время покажет, кто во время будущей борьбы за власть воспользуется «проевразийским» флагом, а кто - «антиевразийским».
- Большое спасибо, Андрей, за уделенное Вами время!
Беседовал Вадим Рудаков
-
Просмотров: 1581