Узбекская и казахская стороны могли бы активно участвовать в строительстве ГЭС в Киргизии и Таджикистане
В Бишкеке вчера, 15 августа на 65-м году жизни скончался известный кыргызстанский общественный деятель Жумакадыр Асанкулович Акенеев.
В память о безвременно ушедшем специалисте публикуем интервью, которое мы взяли у Жумакадыра Асанкуловича в 2016 году во время его визита в Екатеринбург и которое до сегодняшнего дня хранилось в нашем архиве. Жумакадыр Асанкулович был хорошим другом нашей организации. Разделяем с близкими боль и горечь утраты.
* * *
История и будущее гидроэнергетики Кыргызстана в интервью с Жумакадыром Асанкуловичем Акенеевым, заслуженным экономистом Кыргызской Республики, членом Совета по статистике при Президенте КР, Бишкек по итогам международного круглого стола "Проблемы безопасности стран Центральной Азии и роль России в их урегулировании", который состоялся в Екатеринбурге 29 сентября, 2016 года.
- Уважаемый Жумакадыр Асанкулович, в прошлые годы Вы занимали разные правительственные посты в Кыргызстане, определенное время работали министром сельского и водного хозяйства республики и поэтому знаете непростую гидроэнергетическую ситуацию региона изнутри. Сложности вертятся вокруг экономических и политических противоречий между странами Центральной Азии. На Ваш взгляд, насколько может измениться ситуация со строительством гидроэлектростанций в Кыргызстане после смены власти в Узбекистане, традиционно главном противнике подобных проектов?
- На сегодняшний день проблема строительства ГЭС – это решение кыргызской стороны, поскольку мы имеем на руках документацию разработанных еще в советское время проектов, где на реке Нарын, которая впадает в Сырдарью, мы можем построить ГЭС высокой мощности.
Все эти проекты, которых насчитывается 28, были разработаны в городе Ташкенте проектным институтом "Среднеазиатское отделение "Гидропроекта" (САОГИДРОПРОЕКТ), причем 100% специалистов были выходцами из Узбекской ССР, а за проектирование этих ГЭС многие получили высокие награды, двое стали лауреатами Государственной премии СССР. Три человека в этом институте получили звание Героя социалистического труда. Поэтому нет никаких сомнений в том, что для строительства были выбраны правильные места. Сегодня из 28-ми проектов реализованы только 12.
Следующие станции, которые мы хотели строить, это Камбарата-1, Камбарата-2 (вспомогательная станция) и Верхненарынский каскад ГЭС. Камбарата-1 спроектирована так, чтобы сохранять воду в зимнее время для вегетационного периода, который в основном начинается в апреле месяце. Объем чаши Камбарата-1 в 40 раз меньше Токтогульской ГЭС, которая располагается ниже, и составляет 700 млн. куб. м., но за счет перепада высоты в два с лишним раза будет вырабатываться около 6 млрд. кВт/ч. На Токтогульской ГЭС – 4,6 млрд.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее, каким образом планируется организация работы будущих ГЭС?
- Выработка электроэнергии будет идти зимой, поскольку летом вода будет накапливаться на Камбарате-1. Летом Токтогульская ГЭС будет спускать воду через свои турбины на ирригационные нужды в вегетационный период Узбекистану (90%) и Казахстану (10%), примерно до 6 млрд. куб. м. А электроэнергия, которая будет вырабатываться Токтогульской ГЭС летом, по проекту CASA-1000 будет уходить в Афганистан, Пакистан по очень высокой цене 9,6 цента, так как именно в летний период в Афганистане и Пакистане есть нужда в электрической энергии: работают морозильники, кондиционеры и т.д. А уже с наступлением осени Токтогульская ГЭС прекращает подачу воды, необходимость в которой отпадает, закрывает свои стропы, продолжается только санитарный выпуск воды, чтобы подпитывать нижестоящие ГЭС и не дать погибнуть рыбе.
Начиная с октября месяца в действие вступает Камбарата-1, которая полностью расходует 700 млн. куб. м своей воды до апреля месяца следующего года, вырабатывая 6 млрд. кВт/ч, полностью покрывая потребность в электроэнергии Кыргызстана зимой с учетом экспорта. Вода, спускаясь вниз по течению, останавливается и накапливается в Токтогулськой ГЭС, которая должна к апрелю месяцу выйти с показателями в районе 9-10 млрд. куб. м и снова начать подавать воду Узбекистану и Казахстану, вырабатывая электроэнергию в ирригационном режиме.
Все это было запланировано еще в советские годы, и заявления Узбекистана о том, что ни Кыргызстан, ни Таджикистан не имеют права строить гидротехнические сооружения у себя на реках, которые являются трансграничными, что это может повредить интересам Узбекистана, необоснованны и являются чисто политическим решением. Я думаю, что новое руководство Узбекистана более прагматично подойдет к этим вопросам.
- А каковы перспективы совместного решения возникающих вопросов по строительству упомянутых Вами ГЭС?
- Я считаю, что потенциал реки Нарын у нас и гидротехнический потенциал Таджикистана должны совместно использоваться для интересов стран Центральной Азии, т.е. Узбекистан, Туркмения, Казахстан и Кыргызстан и Таджикистан впятером должны собираться и обсуждать, что делать.
Причем я думаю, что узбекская и казахская стороны могли бы активно участвовать в строительстве этих ГЭС, иметь свои доли от продажи электрической энергии. Мы считаем, что эти страны инвестиционно более привлекательны для нас, чем Китайская Народная Республика, где придет уже другой инвестор со своей рабочей силой, со своими порядками и т.д. Я думаю, что мы, бывшие республики Советского Союза, могли бы лучше договариваться друг с другом.
Сегодня на круглом столе я внес предложение о том, чтобы в рамках Евразийского экономического союза создать международную комиссию по эффективному использованию водно-энергетического потенциала рек Центральной Азии. Для начала в эту комиссию могут войти представители трех государств: Кыргызстана, Казахстана и Российской Федерации. Впоследствии к ней может присоединиться Таджикистан, Узбекистан и, возможно, Туркменистан, чтобы все проблемы решать в комплексе, в том числе проблему Арала. Мы считаем, что это будет наиболее эффективное и справедливое решение вопроса распределения водно-энергетических ресурсов региона.
- На каком этапе находится реализация строительства перечисленных Вами ГЭС в Кыргызстане?
- У нас были заключены соглашения с Российской Федерацией о том, что РФ будет участвовать в строительстве и Камбараты-1, и Камбараты-2 и верхнего каскада Верхненарынской ГЭС. Но в силу того, что Россия сегодня тоже переживает не самые лучшие времена в экономическом плане, российская сторона нам сказала, чтобы мы отложили решение этих вопросов до лучших времен. Но нам нужно увеличивать генерацию электрической энергии, поскольку вырабатываемой сегодня электроэнергии в объеме 14 млрд. кВт/ч не хватает даже для собственных нужд, ведь экономика развивается.
- Правильно ли я понимаю, что по этой причине Кыргызстан хотел закупать электроэнергию у Таджикистана, о чем не так давно сообщали СМИ?
- С закупкой электроэнергии у Таджикистана несколько иная история. Еще в 2006-2008 годах из-за пришедших к управлению гидротехнической сферой непрофессионалов уровень воды в Токтогульской ГЭС был спущен до 6 млрд. куб. м, что является нижним порогом, дальше уже только разрушение плотины. Два года мы набирали воду и все это время делали веерные отключения по стране.
Сегодня снова пришел непрофессионал, человек, который возглавлял фармацевтическую отрасль, он снова спустил воду до 6 млрд. куб. м, но в этот раз обошлись по-другому: пока Токтогульская ГЭС накапливала воду, мы закупали недостающую электроэнергию у Таджикистана и Казахстана по цене в пять раз больше, чем мы вырабатываем на наших ГЭС с учетом продажи населению.
Из этого положения мы уже вышли, в этом году помогли и погодные условия – полноводье реки Нарын. Сегодня мы имеем в объеме Токтогульской ГЭС примерно 17,5 млрд. куб. м, такой показатель достигнут впервые со времен существования независимого Кыргызстана. Предыдущий объем 18,7 млрд. куб. м был достигнут в 1989 году, еще при Советском Союзе. Я думаю, что мы легко пройдем отопительный сезон в зимний период, а где-то в апреле месяце с цифрой 11-12 млрд. куб. м выйдем из зимы и не будет никаких отключений. А поскольку электроэнергия, вырабатываемая на Токтогульской ГЭС очень дешевая, то и тарифы повышаться не будут, но а если и будет некоторое повышение цены, то только для того, чтобы полученные деньги вложить в строительство новых ГЭС.
- Вы упоминали проект CASA-1000, согласно которому электроэнергия, вырабатываемая в странах Центральной Азии, должна продаваться в Индию через Афганистан и Пакистан. На каком этапе реализация этого проекта?
- Этот проект находится в стадии осуществления. Мы подписали все документы о том, что Кыргызстан участвует в нем. Сегодня уже составлен генеральный проект. Мы от своей подстанции Датка-500 в Джалал-Абадской области будем прокладывать линию электропередач протяженностью 700 км до города Худжанд Таджикистана. А дальше от Худжанда до Афганистана уже прокладывают таджики.
Я думаю, что свою часть мы проложим, уже находятся желающие участвовать в этом проекте.
CASA-1000 – это нужный проект для Кыргызстана в плане экспорта электрической энергии в летний период. В зимний период очень много государств, которые хотят получать электрическую энергию, в том числе Казахстан и Китай. Нас же интересует проблема продажи электроэнергии в летний период, который может решить только проект CASA-1000, поскольку летом во многих странах уже нет отопления и т.д., т.е. потребность в электрической энергии уменьшается. И если Токтогульская ГЭС, как обычно, в режиме ирригационного сооружения будет сбрасывать Узбекистану, Казахстану воду в объеме до 6 млрд. куб. м, пропуская ее через турбины, нужно решать, куда девать выработанную электроэнергию, потребность в которой у Кыргызстана в три-четыре раза меньше, чем вырабатывает ГЭС. Это время затрагивает период с апреля по октябрь.
- Но с проектами Камбарата-1 и Камбарата-2 пока ситуация не развивается...
- Мы приняли решение строить эти ГЭС, весь вопрос в том, кто будет инвестором. Мы знаем, что есть желающие бизнесмены из Арабских Эмиратов, Катара, Саудовской Аравии. Есть желание у Китайской Народной Республики. Но я думаю, что для Кыргызстана было бы лучше, если эти гидротехнические сооружения строила либо Российская Федерация, либо страны Центральной Азии совместно, либо страны, которые входят в Евразийский экономический союз.
- Большое спасибо, Жумакадыр Асанкулович!
Беседовал Вадим Рудаков, 29 сентября 2016 года, г. Екатеринбург
-
Просмотров: 3811