Братья по ОДКБ
Этот саммит был в виртуальном формате, но, возможно, это был самый реальный саммит за всю историю ОДКБ, передает корреспондент "Tengrinews".
Да, сессии на уровне глав государств этой организации проходили и раньше, но тогда все обсуждаемые темы как будто казались какими-то абстрактными, по крайней мере, так могло показаться казахстанским журналистам (говорю за себя - Прим.автора). Теперь же все, что говорят в ОДКБ - международный терроризм и прочее - это все очень близко и понятно.
- Фактически, это первый случай, когда миротворческий потенциал ОДКБ был реально задействован для обеспечения безопасности, стабильности и целостности одного из государств-членов (...). Фактически произошедшие события стали переломным этапом в развитии организации, которая обрела новое качество как сильный международный институт, - скажет, обращаясь к коллегам президент Казахстана.
Но давайте посмотрим, как начиналось утро 10 января. Например, в Душанбе оно началось с телеграммы соболезнования, которую направил президент Таджикистана Эмомали Рахмон Касым-Жомарту Токаеву.
- Таджикский народ скорбит вместе с братским народом Казахстана, - написал президент Таджикистана.
Как началось утро того же дня в Минске? С того же самого. Лукашенко направил соболезнования Токаеву. При этом он, как и Рахмон, назвал Казахстан братским.
- Тяжелейшие испытания, выпавшие братскому народу Казахстана, белорусы переживают как собственную трагедию, - отметил Лукашенко.
В своем обращении он заявил, что Беларусь уже сталкивалась с подобным вызовом, поэтому понимает всю остроту создавшейся ситуации и колоссальную ответственность за судьбу страны, легшую на плечи ее руководства.
Нетрудно предположить, с каких новостей началось утро в Бишкеке. Разумеется, с телеграммы соболезнования братскому народу Казахстана.
О братской стране в тот же день можно было почитать и на сайте президента России.
- Всем известно, что Президент Казахстана Касым-Жомарт Кемелевич Токаев обратился за помощью к членам Организации Договора о коллективной безопасности в связи с тем, что его, братская для нас, страна - участник ОДКБ столкнулась с беспрецедентным вызовом своей безопасности, целостности и суверенитету, - с этих слов начал свое выступление Владимир Путин на прошедшей 10 января внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ.
И хотя все президенты в деловых костюмах, такое чувство, что саммит как будто бы чуть-чуть неформальный, как бы домашний.
Вот перед Александром Лукашенко стоит большая белая кружка, из которой он частенько что-то отпивает. Похоже, это был чай.
- Анализ событий в Казахстане показывает наличие, конечно же, внешнего фактора. Их сценарий узнаваем, о чем только что сказал Президент Казахстана. За аналогиями далеко ходить не надо: Югославия, Ирак, Ливия, Сирия, Украина, Афганистан. Не так давно подобный комбинированный натиск испытала и Беларусь, - сказал Лукашенко.
Он отметил своевременность и оперативность принятого решения о вводе в Казахстан Коллективных миротворческих сил.
- Нельзя допускать выставления миротворческого контингента как оккупантов - мы видим, такие попытки уже предпринимаются. Мы никакие не оккупанты. Мы не пришли туда по своему желанию - нас пригласил наш брат, наш друг, который отвечает за эту огромную страну. И мы оказали ту поддержку, которую он потребовал от нас. Это урок для всех, это хороший прецедент, - заявил белорусский лидер.
При этом он отметил, что всего в Казахстан было совершено порядка 200 авиарейсов по переброске техники.
В своем выступлении Лукашенко акцентировал внимание коллег на том, что Таджикистан нуждается в материальной поддержке в виде военной техники.
Тем временем можно было заметить, что президенту Беларуси меняют кружку на новую. Небольшую чашку в руках можно было заметить и у президента Таджикистана.
Эмомали Рахмон рассказал коллегам, что на территории Афганистана, у самой границы с Таджикистаном, неспокойно.
- Обстановка на таджикско-афганской границе усложняется каждый день, идут боевые действия прямо вдоль границ между самими талибами. Поэтому нам надо создать пояс безопасности вокруг Афганистана, - сказал Рахмон к сведению всех участников саммита и добавил. - Я считаю, что у террористов нет родины, нет религии, нет национальности, их надо уничтожить. Мы полностью вас поддерживаем, Касым-Жомарт Кемелевич.
Когда саммит уже подходил к завершению и все уже выступили, слово взял Владимир Путин. Он попросил Эмомали Рахмона, если тот не против, созвониться по телефону сразу после сессии, чтобы кое-что обсудить с ним.
Но это уже было в самом конце, а в своем основном выступлении Путин отметил, что в Казахстане "активно применялись присущие "майданным" технологиям элементы силовой и информационной поддержки протестов. Использовались хорошо организованные и четко управляемые группы боевиков".
- Как отмечал Касым-Жомарт Кемелевич, их нападение на Казахстан, по сути, явилось актом агрессии. Полностью с этим согласен, - сказал российский президент.
Коллеги вообще сегодня охотно соглашались с тезисами Токаева, цитировали его же, настолько выступление главы государства, по всей видимости, было убедительным.
- Вступили в действие группы вооруженных боевиков, которые ждали своего часа. Стала очевидной главная цель - подрыв конституционного строя, разрушение институтов управления, захват власти. Речь идет о попытке государственного переворота. Теперь уже очевидно, что все эти боевые действия координировались из одного центра, - заявил Президент Казахстана.
- Террористы рассчитывали оттянуть на себя силы правопорядка, чтобы затем нанести удар по столице Казахстана. Мы видели скопления боевиков вокруг резиденции Президента. По сути, это была настоящая террористическая война, развязанная против нашего государства самыми разными методами, - отметил Токаев.
- Я бы хотел отметить и то мужество, с которым Президент Казахстана принял эти события, взял ответственность на себя, на свои плечи, возглавил проведение всех этих мероприятий, консолидировал вокруг себя общество, силовые структуры, граждан страны, для того чтобы дать отпор террористам извне, - сказал как-то по-братски Владимир Путин.
Ренат Ташкинбаев
-
Просмотров: 4969