Дефицит питьевой воды в Узбекистане: проблемы и пути решения
Жаркие летние дни как никогда высвечивают проблему питьевой воды, наличие которой в достаточном количестве для удовлетворения потребностей населения, сельского хозяйства и промышленных нужд, зависит от того, как она сохраняется, распределяется и используется, а также в немалой степени от её качества, пишут "Новости Узбекистана".
По статистике, практически пятая часть населения мира живёт в районах, в которых наблюдается острая нехватка питьевой воды. Помимо этого, одна четверть населения живёт в развивающихся странах, которые испытывают нехватку в связи с отсутствием инфраструктуры, необходимой для забора воды из водоносных пластов и рек.
Дефицит пресной питьевой воды с последнего десятилетия ХХ века рассматривается как одна из глобальных проблем современности. При этом по мере роста населения планеты значительно увеличивались масштабы водопотребления и, соответственно, вододефицита, что впоследствии стало приводить к ухудшающимся условиям жизни и замедлило экономическое развитие стран, испытывающих дефицит.
Как считают специалисты, запасы пресной питьевой воды далеко не безграничны, и они уже подходят к концу. По прогнозам, примерно в 2030 году 47% населения планеты будут существовать под угрозой водного дефицита. При этом к 2050 г., значительно увеличится население развивающихся стран, в которых уже сегодня воды не хватает.
Нехватка пресной воды может иметь негативные последствия для населения в различном виде: от ухудшения условий жизни и развития заболеваний вплоть до обезвоживания и смерти. Недостаток чистой воды вынуждает людей использовать для питья воду из небезопасных источников, которая зачастую просто опасна для здоровья. Вдобавок одной из острых проблем становится проблема гигиены. Люди не могут надлежащим образом мыться, стирать свою одежду и содержать в чистоте свои дома.
Проблемы снабжения питьевой водой в Узбекистане
Узбекистан находится в бассейне двух крупных рек Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и тем не менее испытывает дефицит пресной воды. О нехватке воды говорил заместитель спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, председатель Комитета по вопросам экологии и охраны окружающей среды Борий Алиханов, который также является руководителем депутатской группы Экологического движения Узбекистана, выступив на Всемирной неделе воды в Стокгольме в 2017 году:
- Даже при увеличении стока рек бассейнов Амударьи и Сырдарьи воды может не хватать. Дефицит составит в этом случае 8%, а при неизменном стоке – 15%. Но если сток сократится, то дефицит достигнет 33%, - отметил специалист.
Дефицит питьевой воды связан, помимо всего прочего, с нерациональным использованием водных ресурсов. Но есть и еще один немаловажный аспект в обеспечении населения питьевой водой. Дело в том, что существовавшая в советское время система водоснабжения с развалом СССР пришла в упадок, инфраструктура выработала свой ресурс, а новая практически не строилась, особенно это заметно в сельских районах.
Изучению проблем водоснабжения в республике уделяют внимание многие международные организации, среди которых Региональный экологический центр Центральной Азии, Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству (SDC) и другие.
В многочисленных исследованиях, проводимых международными организациями, в том числе и Всемирным банком, говорится, что граждане нашей страны по-прежнему сталкиваются с проблемами доступа к чистой воде и надежности водоснабжения.
Наглядным примером этому могут служить исследования Центра Муниципальной экономики и инжиниринга за 2014-2015 годы, подробно характеризующие состояние водоснабжения и санитарии в сельских районах. На тот период, в Узбекистане числилось 11 013 сельских населенных пунктов, где проживало 15 443 тыс. человек или 49,3% населения республики. Водопроводом было обеспечено 8,9 тыс. сел, а количество действующих сельских систем водоснабжения 4807, то есть системы водоснабжения почти 5 тыс. сел эксплуатировались стихийно, бездействовали или разрушены.
При этом водопроводной водой пользовались 8,73 млн. сельских жителей (56,5%), а не водопроводной (небезопасной) водой 6,5 млн. человек или 43,5% сельского населения. Последние пользовались водой из открытых источников (арыки, саи, реки, дождевые), подпочвенных источников (родники, скважины, колодцы, качалки) и привозной водой, качество которых практически не контролируется. И как следствие широко были распространены различные заболевания: диарея, гепатит А и другие.
Фактором риска является также отсутствие централизованной канализации, когда порядка 1-1,5 млрд. куб.метров стоков через домашние туалеты и сточные ямы фильтруются в подпочвенные воды, которыми как источником питьевой воды пользуются около 4 млн. сельских жителей, что также является прямой угрозой здоровью населения.
Что касается предприятий водоснабжения в сельских районах, то часто они имеют большую хроническую задолженность и не могут позволить себе финансировать даже основные текущие расходы для оказания своих услуг, частично из-за низких тарифов и неэффективности систем, не говоря уже о строительстве новых водопроводных систем и бурении скважин.
Таким образом, проблема обеспечения жителей сельских районов питьевой водой приобретает острую актуальность и возникает вопрос, как эффективно, недорого и качественно можно решить эти вопросы.
Пути решения проблемы обеспечения населения питьевой водой
Государство уделяет большое внимание этим вопросам. Так, в течение последнего десятилетия Узбекистан осуществил значительные инвестиции в модернизацию услуг водоснабжения и санитарии (ВСС). Накопленный им портфель государственных заимствований на проекты ВСС является крупнейшим в Центральной Азии.
Глава Узбекистана подписал указ о создании Государственной инспекции по контролю за рациональным использованием питьевой воды, которое будет функционировать при Кабинете министров Узбекистана. В задачи Госинспекции будет входить улучшение обеспечения населения качественной питьевой водой, эффективной эксплуатации объектов системы водоснабжения и канализации, создание единой системы государственного контроля за использованием питьевой воды.
По мнению президента, водоснабжение нуждается в коренных изменениях ввиду того, что бывший Минсельводхоз не отвечал современным требованиям, особенно в сфере внедрения рыночных отношений и повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
С целью повышения эффективности использования водных ресурсов, улучшения качества работы при одновременном снижении тарифов на услуги, глава Узбекистана принял смелое решение, создав Центр реализации инвестиционных проектов в сельском и водном хозяйстве, упразднив советы по решению проблем отраслей сельского хозяйства и создав отделы ирригации на нескольких бассейновых управлениях.
Такие нововведения, по мнению Ш.Мирзиёева, должны способствовать привлечению зарубежных инвестиций в Узбекистан, повысить эффективность пользования водным потенциалом страны.
Это одни из путей решения проблемы на государственном уровне, но есть и другие возможности организации систем водоснабжения на локальном уровне, в отдельно взятом селе.
Эффективный и недорогой по финансовым затратам путь решения предложило Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству. Агентство инициировало и финансировало проект «Водоснабжение и санитария в сельской местности Узбекистана» совместно с Международным секретариатом по воде (Канада) еще с 2004 года.
Идея проекта заключается в том, что он направлен на интегрирование новой модели децентрализованного обслуживания в национальную программу по водоснабжению и санитарии и включает в себя три компонента – техническое содействие, социальная мобилизация и санитария и гигиена. Технический компонент предусматривает содействие строительству и восстановлению систем водоснабжения в пилотных селах. Для достижения наилучших результатов ведется активная работа по подготовке топографических карт местности сел, оптимизации схем операционных расходов, установлению местонахождения уличных водоразделов.
Сюда же входят выбор, закупка и установка высококачественных полиэтиленовых труб и фитингов, энергоэффективных погружных насосов и дезинфекционных установок в соответствии с местными условиями и нормативами, а также проектированию систем индивидуальных подключений с приборами учета потребления воды. В рамках реализации компонента по социальной мобилизации проекта оказывается содействие населению в формировании управлению систем питьевого водоснабжения посредством создания независимых организаций питьевой воды (ОПВ).
Реализуется это таким образом. К решению проблем, связанных с водой, привлекают все группы населения (как минимум 85% вовлеченных жителей), то есть сельчане сами участвуют в организации и управлении системой водоснабжения. Параллельно с этим проект оказывает содействие в процессе регистрации организации питьевой воды в качестве легального учреждения, укреплении сотрудничества и партнерства с местными органами власти.
Для решения задач проекта были выбраны пилотные села Ферганской долины и Сырдарьинской области. Главные задачи проекта заключалась в расширении доступа населения к безопасной питьевой воде и совершенствовании знаний по санитарии и гигиене. А это в конечном итоге ведет к повышению уровня жизни и состояния здоровья населения в этих селах. В рамках проекта было создано 35 систем водоснабжения общей протяженностью 680 км. За 14 лет более 120 тысяч жителей Ферганской, Андижанской и Наманганской областей были обеспечены безопасной питьевой водой.
Особенность системы водоснабжения, предложенной проектом
Особенности проекта легче понять на конкретных примерах. Для примера возьмем села, где уже в рамках проекта были созданы системы обеспечения питьевой водой населения пилотных населенных пунктов.
Село Гайрат Уйчинского района Наманганской области. В состав села входят четыре махали общей численностью около 15000 человек: Боягон, Иттифок, Олмурат, Гайрат. Основная деятельность населения – это земледелие, производство плодоовощной продукции. Существующая система водоснабжения была построена еще в 70-х годах прошлого столетия и находилась в непригодном для использования состоянии. На территории села расположены четыре общеобразовательные средние школы, четыре детских сада, одна семейная поликлиника. Население села проявило живой интерес к осуществлению проекта, с их стороны была выдвинута идея бурения собственной скважины за счет средств населения.
При содействии специалистов проекта были осуществлены строительно-монтажные работы и построена система водоснабжения для всех четырёх махаллей, расположенных в непосредственной близости друг от друга. Строительство всей системы водоснабжения было завершено в 2013 году.
Система состоит из двух водораспределительных устройств с водопроводной сетью общей протяженностью в 80 км, четырех водонапорных башен объёмом 25 м3. Для добычи воды были пробурены две скважины глубиной 110 метров. В них установлены насосы на глубине 32 и 34 метра. Общее количество подключенных к сети колодцев составило 328, на начало 2018 года услугами водоснабжения пользовалось 1450 домохозяйств. Однако на селе продолжается активная работа по подключению домохозяйств сельчан к водоводу с установлением счетчиков.
При создании Организации Питьевой Воды (ОПВ) специалисты проекта одновременно консультировали сельчан по самостоятельному управлению, её обслуживанием и работой над дальнейшим подключением домохозяйств к системе снабжения питьевой воды.
В результате деятельности проекта, ОПВ данного села получило статус зарегистрированной некоммерческой организацией 24 января 2017 года.
В качестве аналогичного примера можно привести село Укчи-Дашт с населением 12000 человек, где строительство системы питьевого водоснабжения было полностью завершено весной 2014 года, хотя запуск системы был проведен в ноябре 2013 года. Село состоит из 5 махаллей и отличием от предыдущего примера является то, что единственным существующим источников воды в селе до начала проектных работ был только ирригационный канал. Старая система питьевого водоснабжения, была построена в 60-х годах прошлого столетия и пришла в негодность. На территории села расположено несколько средних школ и областной туберкулёзный диспансер, поэтому вопрос потребления безопасной и чистой воды был очень актуальным.
В проекте были задействованы все 5 махаллей. Система, построенная проектом, является уникальной в своем роде, так как она состоит из водовода, трёх распределительных систем протяженностью в 76 км, двух водонапорных башен объёмом 25 м3 и резервуаром в 400 м3. Сейчас система производит не менее 700 м3 питьевой воды в день для нужд населения села. При содействии проекта в ноябре 2014 года здесь также была создана ОПВ.
Вода, добываемая на всех этих объектах, подвергается обработке и санитарному контролю. То есть потребитель получает воду чистой и безопасной.
Таким образом, главная особенность организации водоснабжения, предложенная проектом, заключается в том, что население берет на себя инициативу по обеспечению питьевой водой своих населенных пунктов. Правда, при этом надо провести разъяснительную работу о преимуществах самостоятельной организации снабжения водой, связанной с расходами личных средств на бурение скважин, строительства насосных станций, прокладки водопроводной сети и дальнейшей эксплуатации системы.
Важная особенность этой системы заключается еще в том, что ОПВ – это общественная организация, где все домохозяйства становятся его членами и плату за воду в другие ведомства не платят. Все необходимые денежные средства на содержание утвержденного штата сотрудников, эксплуатирующих систему, домохозяйства вносят в виде членских взносов.
Сложности новой системы
Не все гладко проходило при организации ОПВ. Зачастую, встречалось недопонимание местных районных организаций и властей, долгое время не удавалось определить статус ОПВ. Все это мешало развитию проекта, но в конце концов все бюрократические препоны были преодолены и ОПВ удалось реализовать в его нынешнем виде. Люди сел стали бесперебойно получать чистую и безопасную воду, в результате чего в этих районах резко снизилась заболеваемость инфекционными болезнями.
В итоге из всего вышесказанного следует вывод, что, во-первых, необходимо прилагать как можно больше усилий для сохранения действующих источников пресной воды. А во-вторых, прилагать усилия для поиска возможных экономически менее затратных путей для решения проблемы нехватки пресной воды в регионах республики, как в настоящем, так и в будущем.
В этом контексте идеи, заложенные в проекте «Водоснабжение и санитария в сельской местности Узбекистана», реализуемые Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству в партнерстве с Международным секретариатом по воде (Канада), заслуживают внимания и всяческой поддержки со стороны местных органов власти.
М.Джангиров, фото автора
-
Просмотров: 2523