Вашингтон не в состоянии повлиять на интеграционные процессы в Центральной Азии

Эксперты продолжают комментировать состоявшийся на прошлой неделе официальный визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в США.

Позитивно итоги трансатлантического турне оценил приглашенный профессор факультета международных отношений Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева Андрей ШЕНИН. По его мнению, визит обеспечил дополнительные бонусы к политическому имиджу Казахстана. Своим мнением молодой российский политолог поделился в беседе с корреспондентом «IQ».

- Андрей Сергеевич, состоявшийся визит Нурсултана Назарбаева в США – первый «полноценный» визит лидера государств Центральной Азии, и не только Центральной Азии, в Вашингтон. Почему чести быть принятым в Белом доме, так сказать, «по полной программе», удостоен именно казахстанский лидер?

- На мой взгляд, здесь совпало сразу несколько факторов. Во-первых, если разобраться с причиной и следствием, то изначально главной целью визита Нурсултана Назарбаева в США все-таки было участие в заседании Совета Безопасности ООН. Но в этом контексте было бы упущением не воспользоваться возможностью и не встретиться с Трампом, до которого всего полчаса летного времени.

Во-вторых, в свою очередь США уделяют пристальное внимание Центральной Азии, где Казахстан всегда рассматривался как наиболее стабильный и договороспособный для реализации совместных инициатив партнер. Более того, в ходе совместной пресс-конференции Н.Назарбаев заявил, что он в США представляет не только Казахстан, но и всю Центральную Азию в формате «пятерки стран», что для Вашингтона оказалось весьма удобно.

Мне трудно сказать, кто, как и когда делегировал Казахстану такие полномочия, но если президенты других центрально-азиатских республик действительно согласились на это, то лучшего кандидата для создания «моста» США – Центральная Азия не найти: у США и Казахстана тесные торговые связи, успешная история двусторонних отношений, а также отсутствие значимых конфликтов, принципиальных разногласий и противоречий.

В-третьих, Казахстан в нынешнем году заступил на пост председателя в СБ ООН. Эта должность крайне важная, поскольку, как известно, председатель созывает заседания по требованию любого члена СБ ООН, одобряет повестку дня, выносит те или иные вопросы на обсуждение. И для США крайне важно подтвердить теплые отношения с Казахстаном, учитывая негативные эффекты заявлений Трампа о сокращении финансирования ООН, заморозку отношений с ЮНЕСКО, провал резолюции по Иерусалиму и т.д.

В-четвертых, Вашингтон неоднократно подчеркивал роль Казахстана в Афганистане. Сегодня, после того как США рассорились с Пакистаном и заморозили ежегодную финансовую помощь этой стране, им в любой момент могут срочно понадобиться новые логистические маршруты для осуществления поставок в Афганистан. Возможно, часть их будет переориентирована на казахстанское направление.

В-пятых, нельзя не упомянуть об интересах многочисленных американских корпораций, работающих на территории Казахстана. Во время встречи большое внимание уделялось экономической составляющей двусторонних отношений.

- Год назад многие эксперты прогнозировали, что в период президентства Трампа внимание к Центральной Азии вряд ли будет занимать какое-то значимое место во внешнеполитическом курсе администрации Белого дома. Однако, по некоторым признакам, все складывается не так. Напомню, накануне визита бывший посол США в Казахстане, а ныне сопредседатель Минской группы ОБСЕ Ричард Хогланд заявил, цитирую: «Центральная Азия – регион, который требует пристального внимания со стороны мирового сообщества. Поэтому и Вашингтон уделяет особое внимание этому региону». Этот тезис дипломат дополнил «надеждой» на то, что группа «С5+1» превратится в будущем «в политический блок, объединяющий страны Центральной Азии». Как вы прокомментируете подобные идейные замыслы Вашингтона? Могут ли они изменить конфигурацию актуальных интеграционных процессов на постсоветском пространстве?

- Проблема США в Центральной Азии в том, что они хотят расширить свое влияние и присутствие в регионе, но, по большому счету, им нечего предложить. Формат «С5+1» был задуман бывшим госсекретарем Джоном Керри для создания хоть какой-нибудь работающей площадки, которая позволит встречаться со всеми лидерами одновременно. Но будет ли она исправно работать – большой вопрос, а будет ли у США через нее какое-то реальное влияние на регион – еще больший вопрос.

Сегодня Вашингтон не в состоянии повлиять как-то на региональные интеграционные процессы, поскольку для этого придется противостоять России и Китаю. А тратить миллиарды долларов на развитие каких-либо собственных привлекательных проектов США не намерены, особенно при отсутствии четкого понимания, что именно они хотят видеть в Центральной Азии.

- В ходе визита, и вы уже затронули тему, стороны были весьма комплиментарны по отношению друг к другу в контексте обсуждения ситуации в Афганистане. Президент Казахстана озвучил позитивную оценку действиям США по поддержанию стабильности в этой стране, Дональд Трамп в свою очередь высказал надежду на то, что Казахстан будет оказывать поддержку этим действиям. На ваш взгляд, как коррелируются перспективы углубления взаимодействия США и РК по афганскому направлению с приоритетами ОДКБ по обеспечению безопасности в Центральной Азии?

- По поводу Афганистана в Соединенных Штатах существуют десятки мнений. В августе 2017 года Трамп объявил о новой стратегии США в Афганистане (она, по факту, не содержит в себе ничего инновационного), в рамках которой планируется возвращение в ИРА четырех-пяти тысяч солдат для тренировок и консультаций местных сил самообороны. Также он обратился к региональным игрокам с призывом об оказании экономической помощи Афганистану.

Говоря кратко, США предлагают переложить свои неудачи в ИРА на плечи региональных игроков, в том числе и на Казахстан, оставляя при этом на территории Афганистана собственный ограниченный контингент. Причем, важно подчеркнуть, что Вашингтон призывает к экономической помощи, но не хочет видеть чьи-либо еще войска в этой стране. Казахстан уже немало вложил в поддержание стабильностив Афганистане, и США просят сегодня не только продолжить эти усилия, но и дополнительно оказать Вашингтону логистическую поддержку в свете его разногласий с Исламабадом.

Касательно ОДКБ можно отметить следующее: в целом и США, и ОДКБ концентрируются на решении одних и тех же задач. Правда, при этом США уже засвидетельствовали неспособность справляться с местными вызовами безопасности. Исходя из этого, не думаю, что новая стратегия Трампа по Афганистану и укрепление взаимодействия по этой линии с Казахстаном сколь-нибудь качественно увеличат вклад США в обеспечение безопасности в регионе.

- Еще один дискутируемый геополитический аспект состоявшегося визита – пока еще смутная перспектива переноса переговорного процесса по урегулированию ситуации на Украине в Астану и подключение к нему  Соединенных Штатов…

- Думаю, что шансы у этой инициативы невелики, поскольку основные пути выхода из кризиса были предложены в рамках Минских договоренностей, и что нового может предложить Астана – пока непонятно.

- Не принимая во внимание экономические бонусы состоявшегося визита, можно ли говорить о том, что он обеспечил некие политические дивиденды Казахстану? В чем они?

- Несомненно, нынешний визит Н.Назарбаева в США принес пользу в политическом плане. Под прицелом телекамер мировых медиа-компаний Казахстан смог четко обозначить свою позицию по многим важным вопросам международной повестки – ядерное нераспространение, Северная Корея, Афганистан, создание международного финансового центра «Астана», посредничество в урегулировании конфликтов и т.д.

Главное достижение, на мой взгляд, состоит в том, что Казахстан в очередной раз продемонстрировал: в Центральной Азии есть страна, с которой можно договариваться, которая открыта для западного мира и готова брать на себя ответственность по международным инициативам.

Беседовала Ольга Казанцева

Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется  с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Просмотров: 2956