Повестка СМИ в странах Содружества Независимых Государств

В рамках Международной программы «МедИАЦия»: Ташкентская неделя 19 августа 2021 года прошла лекция, посвященная работе пресс-службы официальных структур.

Малинина Светлана Анатольевна. Руководитель пресс-службы Исполнительного комитета СНГ, рассказала об особенностях информационного сопровождения деятельности Исполнительного комитета СНГ.

Редакция портала Ia-centr.ru обобщила некоторые из тезисов эксперта:

- Вы говорили о разных подходах к информации и о том, на что обращает внимание власть. Какие точки соприкосновения информационной повестки по странам СНГ можно выделить?

Несколько всегда актуальных​ направлений для работы со СМИ​ можно выделить.Это социальная, экономическая, гуманитарная, политическая сферы, безопасность.​ Но на первое место всегда выходит тема​ сохранения​ памяти о​ ​ нашей общей Великой Победе. В Содружестве уделяют особое внимание сохранению памятников, формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения, пресечению попыток фальсификации истории. Мы знаем, что в сражениях участвовали и гибли воины всех национальностей. И только благодаря единству всех народов, благодарные потомки которых​ сейчас живут в Содружестве,​ эта Великая Победа стала возможной.

Еще одно важное направление деятельности Исполнительного комитета СНГ, о котором пресс-служба регулярно информирует СМИ​ —​ деятельность Миссии международных наблюдателей от СНГ на выборах и референдумах, которые проходят в Содружестве.

Важная дата, о которой мы говорим в этом году​ —​ 30-летие Содружества. И здесь нашим экспертам​ есть, чем поделиться с​ коллегами журналистами. И особо отмечу, что и интерес у СМИ высокий к этой теме. ​

- Есть ли какие-нибудь особенности СМИ СНГ в отличие от стран Запада?

За 30 лет существования СНГ сформировано общее информационное пространство. На саммите в прошлом году главы государств говорили,​ в том числе, об актуальности вопросов информационной безопасности, информационного взаимодействия​ и о защите информационного пространства СНГ. В Содружестве​ работу общего информационного пространства координируют​ Совет руководителей государственных и информационных агентств и Совета руководителей государственных и общественных телерадиоорганизаций. Есть еще Ассоциация национальных информационных агентств (АНИА) и Межгосударственный информационный пул телерадиорганизаций.​ Благодаря совместным усилиям коллег реализуется множество проектов нацеленных на сближение народов стран СНГ.​ Все это позволяет журналистам ежедневно обмениваться фото и​ видео материалами о том, что происходит в Содружестве.​ Особая роль принадлежит МТРК «Мир».​ Более 176 миллионов потенциальных зрителей, которые находятся во всех странах Содружества, в Грузии, Болгарии, Германии, Литве, Израиле, Южной Корее, Монголии, Эстонии и других странах узнают о том, что происходит в СНГ. Особо хочу отметить работу Информационного Агентства «Sputnik», которое открыло хабы в странах Содружества. В каждой стране коллеги вещают на двух языках —​ русском (напомню, что это официальный язык СНГ) и на языке той страны, в которой работает ИА «Sputnik».

Поэтому, конечно, есть отличия СМИ Содружества от западных СМИ. Они в подходах. В отношении к своему делу. И мне нравятся СМИ СНГ за свою самобытность, за то, что коллеги всегда стремятся помочь друг другу и за безграничную любовь к своему делу и к Содружеству.

- Можно ли назвать журналистику в странах СНГ «четвёртой ветвью власти»?

Я бы сказала так. В​ странах СНГ есть журналистика настоящая и есть очень хорошие и профессиональные журналисты.​ ​ Мне не очень нравятся клише «четвертая власть». Безусловно СМИ влияют на общество. И общество на СМИ. ​

- Существует ли «норма цензуры»? Если да, то какой она должна быть?

Если говорить о «норме цензуры»,то тут хочу ​ напомнить о таком понятии как журналистская этика. Это, мне кажется, и есть та самая​ внутренняя​ «норма цензуры» для каждого журналиста.​ С появлением интернета производство массовой информации—​ уже не исключительное право профессионального журналистского сообщества. В современном мире пользователь или потребитель новостной информации нацелен прежде всего на интерактив. И тут важно понимать, что именно журналист предъявляет своей читательской аудитории.​ Как правило это и первоисточник (например, документы или ссылки), и​ иллюстрации (возможно диаграммы и графики для лучшего восприятия информации), и разные мнения.​ ​ Важный вопрос —​ это достоверность информации, которая появляется в сети. И тут безусловно надо изучать процессы производства и трансформации новостей в интернет-журналистике. Теоретики и практики​ журналистики уже давно размышляют о том, способна ли​ Сеть заменить традиционные СМИ. Сегодня мы видим симбиоз. Один жанр вытекает из другого. Журналист уже не просто пишет, но он еще и снимает, размещает информацию​ в сети, ведет прямой эфир. Очень широкий спектр возможностей существует сегодня. И для многих изданий​ —​ оперативность превыше всего. И тут иногда возможны фактологические неточности. Такие неточности могут приводить к серьезным репутационным потерям для изданий. Вот почему очень важно для журналистов предоставлять достоверную информацию. Еще очень важен объем предоставляемой информации (в интернет-изданиях он может быть очень большим, тогда как в традиционных СМИ​ существуют ограничения. Например, временные рамки для ТВ или радиопрограмм, количество полос и знаков для газет.)

Более подробное видео встречи, как и вся программа Международной программы «МедИАЦия» доступны на странице Facebook.

Программа «Медиация» включает в себя четыре страновые недели, которые пройдут с 21 июня по 12 сентября 2021 г.

Организатором мероприятия выступает Информационно-аналитический центр МГУ (ИАЦ МГУ)| Ia-centr.ru при поддержке Фонда президентских грантов.  

Регистрация на следующий этап программы в Нур-Султане доступна по ссылке: https://forms.gle/X8NpGs7gcAtfCUEXA 

Просмотров: 10270