Саудовская Аравия окружает Иран в Центральной Азии

Ведущий эксперт Gulf State Analytics в Вашингтоне, американский аналитик Теодор Карасик в интервью «Евразия.Эксперт» о том, зачем Эр-Рияд зовет Россию в «арабское НАТО», как планирует окружить Иран в Центральной Азии, что стоит за многомиллиардным военным контрактом с США, и в чем секрет близких отношений Саудовской Аравии с Казахстаном.

- Господин Карасик, как вы оцениваете итоги визита министра обороны Саудовской Аравии, заместителя наследного принца в Россию 30 мая? Какова была цель визита?

- Визит в Россию заместителя наследного принца Мухаммад ибн Салмана в Россию прошел в том русле, что было заложено в прошлом году на саммите «Большой двадцатки», когда заместитель принца встретился с [президентом РФ Владимиром] Путиным для обсуждения нефтяных вопросов и позиции ОПЕК. Тогда стороны заодно обсудили гражданские войны в арабском мире, отношения саудовцев и иранцев и возможности сотрудничества между Москвой и Эр-Риядом в борьбе с терроризмом.

Теперь в Москве Мухаммад ибн Салман в тех же словах, которые он использовал в Пентагоне в марте, говоря о новых отношениях Америки и Саудовской Аравии в оборонном сотрудничестве, предложил российскому президенту и министрам новые отношения в сфере энергетики, основанные на координации политики [нефтяных цен] c ОПЕК.

После окончания переговоров с Путиным Мухаммад ибн Салман заявил, что отношения между двумя странами сегодня переживают «один из лучших моментов в истории».

В ответ Путин поблагодарил собеседника за «идеи и совместную работу» между ОПЕК и странами, не входящими в картель. Он также заявил о поддержке политических контактов между оборонными ведомствами и совместной работе по разрешению ситуации в Сирии.

Такая взаимная оценка – позитивный шаг вперед в отношениях между Королевством и Кремлем во время региональных потрясений. Сотрудничество в энергетике ведет к укреплению двусторонних связей, включая нефтегаз, а также взаимные инвестиции.

- Верите ли вы, что Эр-Рияд и Москва действительно могут объединиться в борьбе с международным терроризмом?

- Вполне возможно, что Москва и Эр-Рияд найдут точки соприкосновения в борьбе с международным терроризмом. Нет сомнения, что обновленный альянс Саудовской Аравии с некоторыми мусульманскими странами и Соединенными Штатами может включать и Россию. Как нет сомнений в том, что Эр-Рияд и Москва могут сотрудничать: оба сталкиваются с общей угрозой ИГ (запрещенная на территории РФ организация. - ред.) и других экстремистов, поэтому совместная работа вполне естественна, особенно в вопросе радикализации и перетока боевиков из Леванта [в другие регионы].

Джихадисты говорят как на арабском, так и на русском языках, поэтому совместные усилия и обмен разведывательной информацией между двумя странами может помочь в задержании боевиков, возвращающихся в Центральную Азию или в Российскую Федерацию.

- Как визит саудовского принца скажется на военно-политической обстановке в Сирии?

- Визит Мухаммад ибн Салмана в Россию прошел в контексте поиска решения [проблемы] гражданской войны в Сирии. Саудиты соглашаются с русскими по вопросу о зонах безопасности в Сирии, их создания в центральных и восточных районах разрушенной страны. Очевидно, расхождения существуют по вопросу присутствия Ирана в Сирии, с чем саудовцы не согласны. Они просят Россию несколько ослабить поддержку Ирана в обмен на расширение саудовских инвестиций в российскую экономику.

Однако надежды, что Россия сдаст Иран сейчас или в обозримом будущем, это пустые мечты.

С точки зрения Кремля, идеальный сценарий – это когда Москва выступит посредником в Заливе между Саудовской Аравией и Ираном, способствуя улучшению их отношений. Поэтому Путин запланировал визиты в Кувейт и Катар.

- Почему саудиты хотят распространить свое влияние в странах бывшего СССР? Например, Таджикистану Эр-Рияд недавно выделил грант в размере $200 млн. В прошлом году Казахстан и Саудовская Аравия подписали многомиллиардные соглашения. Каковы истинные намерения Эр-Рияда? 

- Саудовская Аравия хочет распространить свое влияние в Центральной Азии посредством деловых контактов по двум причинам: Китай и Иран. Саудовцы добиваются повышения своего влияния в Центральной Азии с тем, чтобы стать частью инвестиционных стратегий Китая в рамках инициативы «Один пояс – один путь», включиться в товарные цепочки.

Иран – это другая история. Саудовская Аравия видит, что международный транспортный коридор Север-Юг и его ответвление Иран-Туркменистан-Казахстан будут выгодны Ирану. Саудовская Аравия хочет, чтобы Казахстан ограничил свои отношения с Ираном.

В 2015 г. товарооборот этих двух стран составил $635 млн, однако Иран и Казахстан надеются довести этот показатель до $3-4 млрд в ближайшие годы. Если это получится, то Иран войдет в число партнеров Казахстана «второго уровня», не дотягивая до ЕС, России и Китая, но занимая одно положение наряду с Украиной и Турцией. Эр-Рияд хочет ограничить рост Ирана.

С геополитической точки зрения, Саудовская Аравия заходит в Центральную Азию, чтобы оказывать нажим на Иран с севера. В прошлом месяце заместитель наследного принца Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман дал экстраординарное интервью, в котором он в религиозных терминах описал конечную цель Ирана взять под контроль святыни в Мекке: «Мы не будем дожидаться сражения в Саудовской Аравии. Вместо этого мы будет работать, чтобы сражение происходило в Иране». Именно это Королевство и пытается сделать сегодня.

Эр-Рияд окружает Иран посредством сетей мягкой и жесткой силы в Пакистане (Балухистан), Таджикистане, Туркменистане, Афганистане и Азербайджане. Именно на эти территории следует смотреть внимательно по мере того, как саудовцы будут усиливать нажим на Исламскую Республику извне.

Идея окружения не нова и использовалась во времена холодной войны. Однако сегодня прибавился новый компонент – более агрессивная саудовская внешняя политика и политика в сфере безопасности, усиливаемая за счет социальных медиа с целью подрыва легитимности власти в Иране.

- Что помимо Ирана сближает Эр-Рияд и Астану?

- Главная причина в том, что Саудовская Аравия и Казахстан сближаются на исторической почве. Казахстанский президент Нурсултан Назарбаев вскоре после распада СССР увидел, подобно Гейдару Алиеву, в странах Персидского залива модель развития. С этого момента Назарбаев и его жуз частично заимствовали опыт государственного строительства саудитов. Страны сближают не только взаимные интересы в энергетике. Так, саудиты поддерживали Казахстан во время председательства Астаны в Организации исламского сотрудничества. Другими словами, Саудовская Аравия воспринимает Казахстан как исламскую страну, где высшее руководство осуществляет паломничество в Мекку и Медину. Кроме того, есть и личностное измерение в двусторонних связях. Саудовцы – известные любители охоты и часто охотятся на юге Казахстана, как и другие арабы, которые ищут для своего хобби безопасные места, в то время как в Пакистане риски высоки.

- Иностранные эксперты выдвигают различные версии по поводу крупной военной сделки на сумму $110 млрд долларов между саудитами и американцами. Что на самом деле стоит за этим контрактом?

- Этот контракт следует рассматривать в контексте политики сделок в сфере безопасности. Хотя прошлая администрация подписывала многомиллиардные военные контракты с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива, Трамп применяет новый подход. Приоритет  администрации Трампа в регионе – это голые национальные интересы, среди которых на первом месте безопасность, а не продвижение демократии или прав человека на Ближнем Востоке.

«Америка – это суверенная страна и наш первый приоритет – это всегда безопасность наших граждан, – заявил Трамп, выступая перед лидерами мусульманского мира в Саудовской Аравии 21 мая. – Мы здесь не для того, чтобы читать вам лекции и рассказывать другим людям как жить, что делать, кем быть и какого бога почитать, мы здесь, чтобы предложить партнерство, основанное на общих интересах и ценностях».

Саудовцы приветствуют новую администрацию, которая, по крайней мере пока, ограничивает критику в связи с правами человека региональными соперниками Эр-Рияда (Иран и Сирия) и не пытается использовать эти вопросы как рычаг на переговорах о продаже оружия странам Персидского залива, в отличие от администрации Обамы, которая применяла такой подход ценою охлаждения отношений со странами региона.

Кажется, Саудовская Аравия легковерно полагает, что может загнать Иран обратно в его границы. Поэтому столкновение между двумя странами может случиться в море или в меньшем, более выверенном масштабе посредством прокси. В случае эскалации США поддержат своих исламских союзников против Ирана.

teodor karasik

Теодор Карасик

Просмотров: 10337