Таджикистан и Афганистан соединяются железными дорогами
Правительство Таджикистана одобрило проект соглашения с правительством Афганистана о строительстве железнодорожной линии, соединяющей две страны, передает ИА "ASIA-Plus".
В принятом правительством Таджикистана постановлении говорится, что предполагаемая линия будет проходить от района Джалолиддини Балхи (Колхозобод) до Нижнего Пянджа (Таджикистан) и далее до афганского Шерхан Бандара.
Документом министру транспорта поручается подписать указанное cоглашение от имени правительства РТ и при необходимости вносить в его текст изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
Министерство иностранных дел должно будет в установленном порядке согласовать с афганской стороной дату и место подписания данного Соглашения.
Первый замминистра транспорта Таджикистана Сухроб Мирзозода летом этого года сообщил «АП», что Таджикистан и Афганистан достигли договоренности относительно строительства железной дороги, которая, в свою очередь, свяжет две страны с Туркменистаном. Он отметил, что работы по подготовке соответствующего соглашения ведет совместная специальная таджикско-афганская рабочая группа.
Замминистра подчеркнул, что согласованный маршрут будущей железнодорожной линии по территории Афганистана будет пролегать через населенные пункты Шерхан Бандар - Кундуз - Мазори Шариф – Шибиргон – Андхой – Окина. Данная железнодорожная ветка строится в рамках Меморандума о строительстве железной дороги Таджикистан-Афганистан-Туркменистан, подписанного главами трех стран еще в марте 2013 года.
Тогда Таджикистан намеревался посредством этой линии выйти на международные железнодорожные пути в обход Узбекистана, руководство которого в то время под различными предлогами препятствовали движению таджикских грузовых поездов. Первую очередь этой дороги - Атамырат-Ымамназар (Туркменистан) – Акина (Афганистан) - запустили в конце 2016 года при участии президентов этих двух стран.
Однако по выбору маршрута дороги из Афганистана в Таджикистан изначально были споры между правительствами двух стран: таджикская сторона предлагала более короткую линию (160 км), а афганские власти – сравнительно протяженную (500 км). В итоге сторонам удалось договориться и подписать соответствующий протокол. В 2014 году они направили его на подписание правительству Туркменистана. Но правительство Туркменистана по невыясненным причинам не одобрило протокол о дальнейшей реализации проекта по строительству железной дороги Туркменистан-Афганистан-Таджикистан.
В конце 2017 года туркменская сторона все-таки дала добро на продолжение проекта, но Таджикистан после прихода к власти в Узбекистане нового руководства и потепления отношений между двумя странами уже не был заинтересован в строительстве обходной дороги.
20 сентября 2018 года в интервью российскому изданию «Коммерсант» посол Таджикистана в Узбекистане Содик Ашурбойзода отметил, что улучшение отношений с Узбекистаном заставило Душанбе «отложить до лучших времен» идею железной дороги из Туркменистана до Таджикистана через север Афганистана.
Внешнеполитическое ведомство Туркменистана выразило «свое непонимание заявления» таджикского дипломата, отмечая, что комментарии туркменской стороны по вышеназванному заявлению в официальном порядке доведены до МИД Таджикистана.
Далее последовал запрет на транзит таджикских грузов посредством территории Туркменистана, который длился почти весь октябрь 2018 года.
Ситуация была разрешена только к концу октября прошлого года в ходе прошедшего в Душанбе очередного заседания совместной Межправительственной таджикско-туркменской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Стороны тогда достигли договоренностей относительно активизации работ по прокладке железнодорожной линии, соединяющей эти две страны посредством территории Афганистана.
Пайрав Чоршанбиев
-
Просмотров: 1162