Кто мешает казахстанским производителям выйти на российский рынок?
Одной из главных претензий Казахстана к России в рамках работы Таможенного союза до сих пор является проблема выхода казахстанских товаров на российский рынок.
О падении экспорта и росте импорта из России в Казахстан накануне подписания договора о Евразийском союзе в мае 2014 года говорил президент республики Н.А. Назарбаев, об ограничениях и сложностях выхода на российский рынок говорят и казахстанские эксперты, и оппозиция страны. Обоснованы ли эти нападки? Или это очередное перекладывание собственных проблем с больной головы на здоровую?
В очередной раз, но немного в другой формулировке, этот вопрос был задан заместителю губернатора Тюменской области Олегу Зарубе во время работы Международного инвестиционного форума «Кызылжар Инвест 2014», который состоялся в Петропавловске, Северный Казахстан, 27-28 ноября 2014 года. После короткого выступления политика на панельной сессии, посвященной развитию малого и среднего бизнеса, ему задала вопрос Гульнара Курбанбаева, заместитель председателя правления «Национальной палаты предпринимателей РК», организации, которая занимается продвижением и повышением эффективности казахстанского бизнеса:
- Как Национальная палата, мы постоянно получаем обращения предпринимателей по поводу того, что у нас Таможенный союз, абсолютно равные экономические взаимоотношения. Но как-то странно получается, что на территории Казахстана мы видим большую линейку российской продукции, как минимум, потребительского характера, а наших товаров в России очень мало. Это происходит не потому, что у нас нет линейки. Дело в том, что очень сложно попасть, допустим, на розничный рынок в России. Так говорят наши производители, в том числе алкогольной, кондитерской продукции. Единственное, что берут на ура, например, в Москве, это индюшатина. Готова ли Тюменская область принять наших производителей?
По мнению Зарубы, таким образом вопрос ставить некорректно. По его словам, это проблема не только казахстанских, но и местных, тюменских производителей. Ситуация такова, что доля сетевых операторов в торговле на тюменском рынке составляет порядка 30-40%. Это так называемые «дистанторы», федеральные сети, которые заходят с крупными логистическими центрами в различных городах России, например, Краснодаре. И продукты поступают именно из этих центров.
- Сегодня технологии доставки и хранения хорошо развиты, и чтобы попасть на тюменские прилавки даже местной продукции – она, конечно, попадает – мы создаем консультационные советы, приглашаем федеральные сети, проводим беседы. Поэтому проблема существует не только у казахстанских производителей, и это не является проблемой межгосударственных отношений.
Российское государство не вмешивается напрямую в дела бизнеса Вся работа по решению возникающих проблем сводится к проведению бесед, также предлагаются решения по предоставлению земель для создания логистических центров. Администрация губернатора Тюменской области готова оказывать подобную помощь и коллегам из Казахстана.
Такая ситуация с торговыми сетями характерна для всей территории России, равно как и требование соответствия российским стандартам качества. Те казахстанские предприниматели, кто добился или почти добился успеха по выходу на российский рынок, не сетуют на имеющиеся проблемы, они их решают. Именно об этом на той же пленарной сессии говорил директор Северо-Казахстанской птицефабрики ТОО «Атай-СК» Тимур Кожахметов, чья организация прошла все необходимые процедуры сертификации для выхода на российский рынок.
Другим вопросом, что также было отмечено участниками сессии, является умение правильно преподнести свой продукт, т.е. маркетинговая сторона. Но самым важным критерием нужно назвать, конечно, качество самой продукции. Как отметил в интервью сайту «Казах-зерно» предприниматель из Алматинской области Кайрат Тажитаев, который уже не первый год поставляет сельскохозяйственную продукцию на российский рынок:
- Я убежден, что сельхозпродукция высокого качества обязательно найдет своего покупателя и принесет выгоду тем, кто ее вырастил.
Поэтому нужно не искать виноватых там, где их нет, а работать над повышением качества собственной продукции и пробиваться на российский рынок на равных с российскими производителями условиях. ТС и ЕАЭС – это «чистая экономика» и «голый прагматизм», где все равны, что постоянно подчеркивают казахстанские коллеги. И казахстанским производителям пришло время учиться играть по правилам открытой конкуренции, где значение имеют не связи и лобби, а честная и упорная работа, что для Казахстана становится особенно актуальным на фоне предстоящего вступления страны в ВТО.
Вадим Рудаков
-
Просмотров: 10317