Назад по Шелковому пути

Содержание:

День 7. 4 мая 2017. Бишкек – башня Бурана. Пробег 200 км

Собственно, по сформировавшейся уже привычке ездить по ночам и спать долго встали поздно и примерно в полдень выдвинулись из гостиницы смотреть Бишкек.

Киргизские деньги называются сомы, курс рубля к сому – примерно 1 к 1,2, то есть за один рубль дают 1,18-1,2 сома. Рублей у нас уже не было, мы меняли доллары. Для удобства мы считали цены как один к одному, почти как в Индии )) Также везде куча обменников, меняют рубли, доллары, тенге и евро без комиссии. Примерно за 100 сомов купили местную симку компании «О!» с большим количеством включенных мегабайт интернета. Связь в Киргизии более-менее, ловит почти везде, даже в горах. Что удобно, и в Казахстане, и в Киргизии при покупке симки паспорт не нужен.

sozin 2017 05 04 11

Еда также недорогая, рублей за 150-250 в местных кафе вполне можно насытиться, еще и с комфортом. Ассортимент – все тот же. Много разных видов лагманов и лапши – видимо, сказывается близость к Китаю и любовь китайцев к лапше. Попробовал в Бишкеке жареные манты. Вкусно!

Бишкек – в прошлом Фрунзе, а еще раньше Пишпек – сравнительно молодой город, образовался в конце XIX века силами российского правительства. До прихода русских там была кокандская крепость, которую они благополучно разрушили. Дореволюционной застройки в городе почти не сохранилось, и смотреть там, как и в Алматы, практически не на что. Сами местные затруднялись ответить, что у них есть интересного, максимум указывали на две площади и говорили езжать в горы, «в горах вся сила, уважаемый»)) Тем не менее, площади мы посмотрели, и с учетом обеда на осмотр достопримечательностей киргизской столицы у нас ушло часа три. То есть да, Бишкек – совсем не туристический город, с places of interest там никак. Зато, опять же, там много зелени, и это круто!

Город запомнился большим количеством памятников малоизвестным киргизским  героям (формирование национальной идеи, все дела) и страшной уличной рекламой из 90-х (это уже моя профдеформация).

sozin 2017 05 04 10

sozin 2017 05 04

sozin 2017 05 04 1

sozin 2017 05 04 4

sozin 2017 05 04 5

sozin 2017 05 04 6

sozin 2017 05 04 12

sozin 2017 05 04 3

sozin 2017 05 04 17

sozin 2017 05 04 16

sozin 2017 05 04 8

sozin 2017 05 04 15

Бишкекские красоты

Смотреть на памятники великим киргизам нам быстро надоело, и мы задумались, что же делать дальше. В планах была поездка в город Ош, но дорога в 700 км через перевалы явно не лучшая затея на ночь глядя. Случайно, на центральной площади под огромным флагом, мы познакомились с туристкой Женей из Новосибирска, которая предложила нам съездить к башне Бурана. До башни ехать примерно 80 км через поселок с разносмысловым названием Кант. Сама башня, в прошлом минарет, построенная в 11 веке, не очень впечатлила – башня как башня, похожа на водонапорную, тем более, что от нее куда-то исчезла верхняя часть. Зато рядом с ней собран парк каменных изваяний, найденных археологами в Чуйской долине и ее окрестностях. Вот это реально круто! Сразу ощущается – вот, ты попал в одну из колыбелей цивилизации!

sozin 2017 05 04 26

sozin 2017 05 04 28

sozin 2017 05 04 29

Собственно башня Бурана  

sozin 2017 05 04 30

sozin 2017 05 04 20

sozin 2017 05 04 23

sozin 2017 05 04 24

sozin 2017 05 04 32

sozin 2017 05 04 21

sozin 2017 05 04 25

sozin 2017 05 04 31

sozin 2017 05 04 18

Тут собраны фигурки от доисторических до каких-то плит с арабской вязью из 19-20 вв.

В башне есть музей, но работает он до 17:00, мы не успели. Обратно поехали другой дорогой, через горы. Горы там потрясающие! Вообще, Киргизия славится природными заповедниками, озером Иссык-Куль и горами. В заповедник (ближайший к Бишкеку зовется Ала-Арча) и на озеро мы не поехали, собственно Тянь-Шань тоже толком не увидели. И теперь это must see на следующую поездку!

Обратная дорога через небольшой перевал - глухая, но совсем не страшная. С ямами и выбоинами, местами грунтовка, но она того стоит. Виды шикарные! Если поедете, смотрите по гугл картам путь через поселки Тогуз-Булак, Алмалуу и Койтак. По километрам путь ненамного больше, но гораздо интересней.   

sozin 2017 05 04 33

Предгорья Тянь-Шаня  

sozin 2017 05 05 8

sozin 2017 05 05 9

Горы занимают более 90% площади Киргизии

Уже в ночи мы вернулись в Бишкек, поужинали в ресторане «Нават» с Женей и ее друзьями-китайцами, с которыми она познакомилась на экскурсии, и вернулись в гостиницу. «Нават» - сеть ресторанов в Бишкеке, нам понравилось – хорошая (опять же только местная) кухня, не дорого, национальный колорит в интерьере.

Впереди долгий путь в южный город Ош, который запомнится нам высокими горными перевалами и тесным знакомством с киргизскими автосервисами.

День 8. Пятое мая 2017. Бишкек – Джалабад. Пробег 600 км

С утра позанимались машиной – поменяли передние колодки, привезенные с собой из России, залили свежее масло. Сервисы в Киргизии вполне бюджетные – замена масла без фильтра встала в 1400 сомов, замена колодок – 300 сомов. С бензином, кстати, тоже проблем нет – он сносного качества, цены чуть ниже российских (32-33 руб. за литр 92-го).

Из города выехали около 13:00. Идея была к ночи добраться до Оша, переночевать там, а затем двинуть в Узбекистан. Увы, график немного сбился, но обо всем по порядку.

Первые 100 километров дорога идет вдоль гор, долго и муторно петляя через пригороды, поселки и  рынки. Дороги в Киргизии оставляют желать лучшего – такое ощущение, что строили их еще при Советском Союзе, а затем почти не ремонтировали. Вообще, не покидает впечатление, что находишься где-то в 90-х – куча каких-то мелких магазинчиков, вывески, сделанные на коленке, много больших старых джипов, бодро прыгающих по кочкам. И вообще – какая-то общая простота нравов. Однако вполне безопасно, гаишники, в отличие от Казахстана, не проявляли к нам никакого интереса. Один раз нас остановили на посту в поселке Сосновка, перед самым подъемом в горы, но лишь для проверки документов.

sozin 2017 05 05

sozin 2017 05 05 2

Первая часть дороги Бишкек - Ош

Дорога через перевал платная, стоимость для легкового авто 350 сомов. По мне, так платная дорога могла бы быть и получше – она очень узкая, убитая, средняя скорость – километров 50-70. Но, как говорится, хозяин – барин.

Перегон через горы, пожалуй, самый тяжелый: мало того, что ты поднимаешься на высоту 3200 метров и там реально начинает болеть голова, дорога очень загруженная, по ней проезжает миллион фур и бензовозов, постоянные серпантины. Местные дальнобойщики ездят очень жестко, пару раз нам чуть не в лоб приезжал бензовоз, и лишь Костина реакция позволила избежать аварии. Не зря этот перевал зовется «Дорогой смерти» - за день мы увидели несколько аварий: бензовоз, утонувший в снегу на обочине, несколько разбитых легковушек и много обломков машин, когда-то не доехавших до дома...  

Зато горы ОЧЕНЬ красивые. Постепенно оказываешься на высоте в несколько километров, и вокруг только скалы, покрытые снегом. «Достопримечательность» этой дороги – 3 километровый тоннель на высоте более 3 км над уровнем моря, который  называют «воротами в ад». И немудрено – он очень узкий, в нем очень плохая видимость из-за выхлопных газов, и ехать по нему действительно страшновато.

sozin 2017 05 05 3

sozin 2017 05 05 4

sozin 2017 05 05 5

sozin 2017 05 05 6

sozin 2017 05 05 7

sozin 2017 05 05 10

sozin 2017 05 05 12

sozin 2017 05 05 13

Перевал

sozin 2017 05 05 15

sozin 2017 05 05 17

sozin 2017 05 05 18

sozin 2017 05 05 16

Тоннель Колбаева, высота 3200 м

sozin 2017 05 05 19

Через 100-150 км «жести» дорога потихоньку начинает спускаться вниз и открывается прекрасный вид на долину, где много горнолыжных баз. Ну, не знаю, наверное, зимой я бы по этой дороге не поехал.. ))

sozin 2017 05 05 20

sozin 2017 05 05 21

sozin 2017 05 05 22

sozin 2017 05 05 23

sozin 2017 05 05 25

После долины снова немного в горы.

Дальше дорога приводит к водохранилищу Токтогул. Оно потрясающее – огромный водоем посреди гор с водой изумрудно-зеленого цвета. При Советах здесь перегородили плотиной горную реку Нарын, и дорога долго-долго идет вдоль нее. Захватывающее зрелище: скалы и между ними широкая горная река. Хотя местные говорят, что идея с водохранилищем была не очень – толку от него немного, зато была затоплена плодородная долина и множество аулов. Где уж там на самом деле правда, не знаю.

В горах продают курут – специфический «снек» - что-то вроде очень соленого сушеного творога в виде шариков. На вкус весьма на любителя, зато съел 3-4 шарика – и есть не хочется долго. Только пить ))

sozin 2017 05 05 27

sozin 2017 05 05 28

sozin 2017 05 05 31

sozin 2017 05 05 30

sozin 2017 05 05 32

Токтогул. Из окна машины фото не очень, но времени останавливаться не было, уже сумерки.

В районе Токтогула мы повторно столкнулись с киргизскими гаишниками. Остановили за скорость, которую мы превысили на 20 километров. Все как полагается – радар, камера. Квитанцию он выписывать не стал, сходу начав с 1000 сомов. Я быстренько залез в интернет, прочитал, что за такое превышение штраф 500 сомов. На том и порешили. Уже отъехав, мы поняли, что что-то не так с этим гаишником: во-первых, машина у него была не патрульная, во-вторых, он был в чине майора. Так что вполне возможно, что гаишник был фейковый. Кто его знает теперь... 

С гор спустились только ночью и с огромным, надо сказать, облегчением. Красиво, интересно, но дорога очень выматывает. И, видимо, горы доконали наш радиатор – в районе города Джалалабад, что уже в Ферганской долине, у нас разом вылился весь антифриз. Хорошо хоть  движок не успел пострадать. Путем различных ухищрений – заливки воды в систему, принудительного включения вентилятора и постоянных остановок мы дотянули до города.

Ночные пляски с машиной и поиски гостиницы заняли часа три, поэтому спать мы легли в шестом часу утра. Номер в гостинице с непроизносимым названием стоил 800 сомов и был с одной двуспальной кроватью. Пофиг, мудро решили мы и вырубились )) Утром, как проснемся, нас ждет ремонт!

sozin 2017 05 05 33

sozin 2017 05 05 34

Кстати, как выяснилось, близость к границе с Узбекистаном заставляет местных жителей проявлять повышенную бдительность: сначала, когда мы латали машину на трассе у ночного супермаркета, к нам по очереди приезжали машины с молодыми молчаливыми киргизами. Они пристально разглядывали нас и уезжали. Затем, когда мы остановились уже на въезде в город, нас грамотно заблокировал большой джип, из которого вылез большой киргиз. Он представился полковником милиции, подробно выспросил нас, кто мы такие, что нам тут нужно и куда мы едем. Рассказал каких-то ужасов про Узбекистан, что туда лучше не ехать, убедился, видимо, что мы не опасны, объяснил, как проехать в гостинице, и уехал. Без какой-либо агрессии, но поначалу было не по себе. А вообще говорят, что в киргизской части Ферганской долины нередки проявления национализма – к русским, узбекам и китайцам. Нам советовали после наступления темноты на улицу не выходить – дескать, из горных аулов спускаются горные (лучше местные, а то два раза горные) гопники, напиваются и могут быть неприятности. Все как и дома. Нас, слава богу, это не коснулось. Возможно, потому, что мы последовали совету и гулять по ночам не ходили. 

День 9. Шестое мая 2017. Джалал-Абад – Узген – Ош. Пробег 130 км

Проснувшись в Джалал-Абаде, мы у первого же таксиста выяснили, где чинят радиаторы. Если вам вдруг понадобится - от души, конечно, желаю избежать этой участи – на улице Ленина за автовокзалом есть целый комплекс гаражных автосервисов. Работают в них в основном узбеки - как выяснилось, титульная нация Кыргызстана машины чинить то ли не умеет, то ли не хочет. Как нам рассказали позднее, здесь работает лучший специалист города – он сходу определил, что у радиатора полетела крышка, и порадовал тем, что его надо менять. Удивительно, но в маленьком Джалал-Абаде нашелся большой авторынок, где мы, правда только с третьего раза, нашли нужный нам радиатор (покупали, возвращались в сервис, примеряли, возвращались обратно на рынок за новым радиатором, и так по кругу). Его покупка и замена обошлись нам в 5500 сомов, плюс 1000 сомов – 10 литров (на всякий случай) антифриза. Увы, радиатор был китайский, но об одной интересной фишке китайских радиаторов мы узнаем чуть позже...

sozin 2017 05 05 35

sozin 2017 05 05 40

sozin 2017 05 05 41

sozin 2017 05 05 37

sozin 2017 05 05 38

sozin 2017 05 05 39

sozin 2017 05 05 42

Радиаторные приключения

Часов до 17:00 мы провозились с ремонтом, попутно узнав, что в Джалал-Абаде достопримечательностей нет. Несмотря на то что это третий по величине город Киргизии, смотреть там особо не на что. Вообще Киргизия в этом плане не очень понравилась – в городах неинтересно. Единственное, чем известен город Джалал-Абад, рядом с ним находятся источники с минеральной водой, на которых еще в XIX веке был построен санаторий. Существует он там и сейчас.

sozin 2017 05 05 45

sozin 2017 05 05 44

sozin 2017 05 05 48

Минеральный источник

Мы съездили туда, набрали целебной минералки, посмотрели на веселую киргизскую свадьбу и собрались было ехать дальше. Увы, «рулевой» Костя на противоположной стороне дороги углядел ларек с самсой, лихо развернулся в его сторону и влетел в арык. 

Минус два колеса, 4000 сомов и полтора часа времени. На наше счастье, произошло это прямо рядом с шиномонтажкой. Чтобы сильно не расстраиваться, мы философски решили, что, видимо. эта задержка уберегла нас от чего-то худшего, и пошли есть самсу. Самса, кстати, была не очень вкусная. И самая дорогая в жизни – 4100 сомов ))

После всех этих приключений выехали мы из Джалал-Абада уже в темноте. По дороге в Ош заехали в городок Узген – там находится еще одна башня, почти копия Буранской, и мавзолей эпохи Караханидов (X-XII века). Уже позже я прочитал, что Узген - древнейший город Ферганской долины, появившийся во 2 веке до н.э., и что 90% его населения узбеки. Жаль, но мавзолей был закрыт, а башню в темноте не видно – в Узгене не принято освещать даже улицы, не говоря уж про исторические памятники. Будете там днем – обязательно обратите внимание на кирпичную кладку Узгенской башни – там особый причудливый орнамент. И попробуйте местный плов, приготовленный из «девзира», самого дорогого и элитного сорта узгенского риса, который считается самым подходящим для приготовления плова.

sozin 2017 05 05 43

Автобусная остановка в Джалал-Абаде   

sozin 2017 05 05 46

 Ленин в Узгене

От Джалал-Абада до Оша примерно 100 километров, и с заездом в Узген дорога заняла часа два.

По дороге мы забронировали очередной отель, и около 23:00 были в Оше. Он считается южной столицей Киргизии; вообще, от избытка столиц к концу путешествия в голове возникла некоторая путаница ))

Номер в гостевом доме Lovely House обошелся в 18 или 20 долларов. Показалось, что дороговато, но это был один из самых бюджетных вариантов, предлагаемых букингом. Возможно, причина в том, что в Оше много иностранцев, это перевалочный пункт для путешествующих в Узбекистан и из него, либо в Таджикистан. Именно в Оше начинается знаменитый Памирский тракт – долгая дорога через высоченные горы Таджикистана вдоль афганской границы в город Хорог и затем в Душанбе. Эта дорога влечет к себе путешественников со всего света, и в Оше они сходятся. Для меня это еще одно интересное место на карте, которое непременно нужно посетить в будущем, проехать по нему, желательно за рулем, и посмотреть хотя бы со стороны на семитысячный пик Ленина!

Гостевой дом запомнился своим месторасположением – в глубине Старого города: очень узкие запутанные улочки, глухие фасады, дома без номеров. Если бы не карта в телефоне, блуждали бы мы там долго.

Короткий сеанс интернета – и спать! Завтра осмотр Оша и Сулайман горы и знакомство с новыми друзьями.

sozin 2017 05 05 49

Просмотров: 21428