В 2019 году Казахстан и Россия будут «заняты» социально-экономическими проблемами

Под занавес 2018 года в Саратове прошла экспертная сессия «Развитие Евразийского пространства 2018: итоги и перспективы» с участием известных российских, казахстанских и кыргызстанских экспертов.

Об итогах мероприятия, о вопросах, вынесенных на обсуждение, мы побеседовали кандидатом юридических наук, конституционалистом, главным научным сотрудником Института развития конституционализма и демократии Мереке Габудалиевым (г. Уральск, Казахстан):

- Мереке Тлекович, 2018-й год был непростым годом для международной политики: усугубился кризис отношений между Россией и Западом, продолжилось санкционное противостояние. Отразились ли, на ваш взгляд, эти процессы на качестве и динамике евразийской интеграции? Несет ли Евразийский экономический союз издержки – политические, экономические и социальные – от кризиса международных отношений?

- Геополитическая и социально-экономическая ситуация как в России, так и Казахстане оказали негативное влияние на интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза. В какой-то степени ЕАЭС понес имиджевые потери.

Визит президента Н.А. Назарбаева в США и встреча с Дональдом Трампом, внутриполитическое решение независимого государства по переходу казахского алфавита на латиницу, предоставление маршрута через Актау американским гуманитарным грузам вызвало неоднозначную реакцию в российских экспертных кругах.

Обсуждение названных социально-политических событий «наложились» на две избирательные кампании в России: выборы Президента РФ весной и «Единый день голосования» осенью 2018 года. Электоральный процесс, «фактор Навального», митинги с участием молодежи в крупных городах России стали причиной неправильно сформированной установки деления граждан страны на «своих и чужих». Непопулярная реформа по повышению пенсионного возраста российских граждан, проблемы в экономике привели к абсентеизму во время выборов. На этой волне в некоторых регионах России к власти пришли представители партий ЛДПР и КПРФ, у одной из которых «другое» понимание евразийской интеграции, у другой – ностальгия по прежним границам СССР.

В Казахстане продолжился процесс юридического оформления первого этапа политического транзита: принятие Закона «О Совете Безопасности», внесение изменений в Конституционный закон «О выборах» в части перехода к пропорциональной модели избрания депутатов маслихатов, «ювелирное разделение» Большого Юга, а, следовательно, и политической элиты на Туркестанскую область и придание Шымкенту нового статуса. Сохранилась неопределенность в финансово-банковской сфере и экономике страны.

Вот такое политическое «ассорти» в наших странах привело к тому, что Россия и Казахстан в 2018 году были «сами по себе». Мнение, что Евразийский экономический союз это чисто экономика, тоже является политикой. Политика – это придерживаться именно такой позиции.

К теме ЕАЭС в уходящем году обращались лишь с позиций политических лозунгов, с болезненным восприятием экспертных мнений, в которых преобладал скепсис и недоверие к такому союзу. Хотя спектр различных мнений и идей могло бы пойти на пользу интеграционным объединениям.

Нужно признать, что Казахстан и Россия – это страны с сырьевой экономикой, высоким уровнем коррупции, непрозрачным распределением природной ренты, политическая элита которых предпочитает хранить капиталы в зарубежных банках и ценных бумагах, недвижимости на Западе. Экономики России и Казахстана зависимы от цены на нефть, а сознание и поведение граждан в основном «долларизировано». К сожалению, этому есть прагматическое объяснение.

Во-первых, внутриполитическая элита в России и Казахстане находится в состоянии постоянного, я бы сказал, «хронического» недоверия друг к другу и боязни за сохранность своих капиталов.

Во-вторых, уровень доверия населения к власти остается на критически низком уровне. Например, на выборы мэра Москвы явилось всего 30% населения, а молодежь практически не приняла в них участие. В условиях недоверия к политике власти сложно ожидать доверия и к внешней политике, в том числе реальную цель создания ЕАЭС. Граждане хранят свои последние сбережения в долларах и евро.

В-третьих, чувствуется недоверие экспертного сообщества и отсутствие реального эффекта на простом житейско-обыденном уровне для граждан России и Казахстана от данного экономического объединения. Недоверие связано с часто транслируемой в российских СМИ позицией деления постсоветских стран на тех, «кто с Россией» и «кто с Западом». Это изначально ущербная и бесперспективная позиция.

Полагаю, что нужно принимать во внимание формируемый общественный запрос на элементарное желание граждан участвовать в честных и конкурентных выборах, уменьшении коррупции, создании условий для развития бизнеса, гарантии права собственности, независимом правосудии.

- Нередко можно услышать, что рядовые граждане государств-членов ЕАЭС не чувствуют выгод от пребывания их страны в организации, поскольку в правовой базе союза не учитываются их бытовые удобства, их повседневные интересы. Например, это касается ограничений для граждан ЕАЭС в покупке товаров в Duty Free, очень дорогого роуминга в рамках ЕАЭС, действующей до сих пор обязательной регистрации, отсутствия режима «открытого неба» между странами, что делает перелеты крайне дорогими, и приоритетности граждан ЕАЭС при прохождении пограничного контроля. Можно ли, на ваш взгляд, ожидать в скором будущем положительного разрешения этих вопросов? Каковы ваши прогнозы на предстоящий 2019 года?

- Нужно понимать, что Казахстан и России – это Всевышним данные друг другу соседи, по обе стороны границы которых живут граждане, исторически связанные культурными, духовными и просто семейными узами. И, к сожалению, на этом житейско-бытовом уровне не созданы условия для интеграции. В числе проблем мне также хотелось бы назвать потерю времени на железнодорожном и автомобильном транспортах при пересечении границы; ужасное состояние поездов, курсирующих между Казахстаном и Россией; сокращение маршрутов железнодорожных сообщений в РФ, например, отмена поезда «Алматы - Москва» с заменой его маршрутом «Алматы - Саратов»; дорогой роуминг в ЕАЭС и т.д.

Касательно развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и прогнозов на 2019 году хотел бы отметить следующее.

Нам необходимо «наполнять» ЕАЭС человеческим содержанием, отдавать приоритет созданию комфортных условий для гуманитарно-культурного и образовательно-научного сотрудничества наших стран, работе над общими научными проектами, от которых будет социально-экономический и даже долгосрочный стратегически-государственный эффект. Требуется системная работа по выявлению коллизий и противоречий между национальными законодательствами и Договора о ЕАЭС, защите интересов бизнеса.

Касательно прогнозов относительно ЕАЭС в 2019 году полагаю, что ухудшение социально-экономической ситуации в странах-членах Союза повлияет на снижение интеграционных процессов. Казахстан и Россия будут «заняты» внутренней политикой своих стран и социально-экономическими вопросами. Казахстан - обеспечением преемственности власти, возможными выборами депутатов маслихатов – отмечу, что одним из сигналов после изменения законодательства о выборах стало введение должности советников акимов по политическим вопросам, социально-экономическим блоком; Россия – работой над конституционной реформой по введению модели коллективного Государственного Совета, проектом Кодекса о выборах и референдумах и другими внутриполитическими и экономическими вопросами.

mereke gabdualiev

Жанар Тулиндинова

Добавить комментарий

Защитный код