В Казахстане идет подготовка к транзиту власти

Нижняя палата парламента Казахстана 16 мая одобрила в первом чтении проект закона «О Совете Безопасности Республики Казахстан». В законопроекте определено, что «Первому Президенту Республики Казахстан – Елбасы принадлежит право пожизненно возглавлять Совет Безопасности», пишет Forbes.kz.

Проект закона определяет правовой статус, компетенцию и организацию деятельности Совета безопасности. Таким образом, законопроектом предлагается признать координирующим конституционным органом Совет безопасности, - заявил министр юстиции Марат Бекетаев, выступая перед депутатами на пленарном заседании.

Согласно тексту законопроекта, к функциям Совбеза отнесен комплексный анализ государственных программ, законопроектов, важных государственно-значимых инициатив, а также развития ситуации в стране и мире применительно к национальным интересам Республики Казахстан, выявление и прогнозирование возникновения возможных источников внутренних и внешних угроз национальной безопасности, выработка предложений и определение мер, в том числе оперативных, по их предупреждению и нейтрализации.

Также законопроект предусматривает, что Совет безопасности ежегодно заслушивает доклад правительства о результатах и основных направлениях деятельности за отчетной период в сфере обеспечения национальной безопасности. Совбез заслушивает первых руководителей государственных органов по вопросам реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны.

В функции Совбеза включена и «организация контроля за исполнением законов Республики Казахстан в сфере национальной безопасности и обороноспособности, в том числе за целевым использованием средств, направляемых на обеспечение обороноспособности, общественного порядка и безопасности, с определением, при необходимости, мер по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих их возникновению; обсуждение кандидатур, рекомендуемых к назначению на должности первых руководителей центральных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения и столицы, а также государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан».

mazhilis

Законодательно закрепляется состав Совета безопасности - 12 человек. В их числе - президент страны, председатели палат парламента, премьер-министр, государственный секретарь, руководитель администрации президента, секретарь Совета безопасности, генеральный прокурор, председатель комитета национальной безопасности, министр иностранных дел, министр обороны, министр внутренних дел. При этом законопроектом определено, что «Первому Президенту Республики Казахстан – Елбасы принадлежит право пожизненно возглавлять Совет Безопасности».

* * *

Экспертное сообщество давно поднимало вопрос о том, что эта реформа даст возможность провести казахстанскому руководству транзит власти под контролем действующего Президента, что значительно снизит риски дестабилизации внутриполитической обстановки в этот период. Публикуем на нашем сайте интервью казахстанского политолога Андрея Чеботарева, которое он дал еще в феврале этого года МИА Sputnik.

andrey chebotaryov

- Андрей, Совет безопасности был создан еще в 90-х годах. Что может измен иться в случае принятия законопроекта?

— Самым существенным в этом законопроекте, конечно, является то, что первому президенту Республики Казахстан, елбасы, принадлежит право пожизненно возглавлять Совет безопасности. Более того, в его полномочия, согласно законопроекту, входит возможность давать поручения членам совета, а среди членов совета – действующий президент, спикеры обеих палат парламента, премьер-министр, государственный секретарь, руководитель администрации президента. То есть, по идее, через Совет безопасности лидер нации сможет управлять страной.

Это создание чего-то вроде иранской политической системы, где есть высший лидер, есть президент. Что-то подобное, возможно, будет у нас.

- Получается, полномочия председателя Совета безопасности расширены? Разве ранее он не мог формулировать те или иные решения, обязательные к исполнению?

- Речь (в законопроекте) идет о том, что председателем Совета безопасности будет не президент Республики Казахстан, а первый президент Казахстана - елбасы. И таким образом Совет безопасности становится органом, через который лидер нации может осуществлять свои властные полномочия.

- ёДавайте сразу уточним: ранее была должность секретаря Совета безопасности. И секретарь все-таки подчинялся президенту. Так?

- Да. Теперь (в случае принятия законопроекта) секретарь Совета безопасности не будет подчиняться президенту, он будет подчиняться председателю совета.

- Этот законопроект – признак скорого транзита власти?

- Трудно сказать, скорого или нет. Но в любом случае проект принимается для того, чтобы транзит власти обеспечить. Это, на мой взгляд, однозначно. Когда транзит власти будет проведен – трудно сказать. Я думаю, если учитывать, что в 2020 году будут проведены очередные президентские выборы, это и будет транзит. То есть уже елбасы, скорее всего, не будет участвовать, будет выдвинута кандидатура его преемника.

- В своем посте в "Facebook" Вы назвали Совет безопасности, простите за тавтологию, «подушкой безопасности», которая может помочь осуществить транзит власти без «межэлитных эксцессов». Каким образом совет может исполнить эту функцию?

— Понимаете, если транзит власти пройдет, скажем так, при участии лидера нации, это будет один формат. Лидер нации будет контролировать ситуацию, процесс транзита, и не будет обострения между группами влияния, которые будут бороться за власть. Может быть, даже борьбы не будет.

А если представить, что процесс транзита власти произойдет без его участия, о чем мы говорили с коллегами еще в своей книге «Сумеречная зона, или «Ловушки» переходного периода», то есть множество сценариев негативного характера. Но если все будет при его непосредственном участии, через Совет безопасности, то, в принципе, все будет понятно.

То есть у нас транзит власти произойдет не путем ухода действующего главы государства из политической жизни страны, а путем его перехода на новую позицию. В принципе, у него уже есть эта позиция — лидер нации. Другое дело, что у нее нет каких-то конкретных властных полномочий. Теперь, если лидер нации станет еще и председателем Совета безопасности, понятно, что это уже будут конкретные властные полномочия.

- Законопроект – это продолжение процесса, заложенного конституционной реформой, перераспределившей полномочия между ветвями власти?

- Трудно сказать. Потому что конституционная реформа с процессом транзита власти практически никак не связана. Она, скорее всего, была каким-то пробным шагом, что ли. Потому что (передачи) реальных полномочий от президента в пользу правительства или парламента не произошло. Там есть какие-то технические моменты между правительством и парламентом, и, собственно говоря, все. Каких-то серьезных новшеств не было. Но не исключено, что еще будет проведена очередная конституционная реформа. Но это предположение.

- Если вы предполагаете, что может произойти еще одна конституционная реформа – что будет реформироваться?

— Это реформа может быть направлена на то, чтобы выстроить какую-то оптимальную модель взаимодействия трех ключевых институтов власти: президента, парламента и правительства. И, возможно, по этой реформе полномочия президента могут быть сокращены.

- Создание двух ключевых постов – председателя Совета безопасности и президента – это шаг к либерализации? Как возможные изменения можно охарактеризовать?

- Здесь либерализации нет, потому что это не вопрос политического реформирования, это вопрос обеспечения перехода верховной власти. То есть все идет к тому, что будет выстроен некий отечественный аналог иранской политической системы.

- Когда над президентом есть высший руководитель?

— Получается, да. Но понятно, что если пожизненно в Совете безопасности будет Нурсултан Назарбаев, то только он является лидером нации. В будущем, в дальнейшем, уже трудно предположить, сохранится ли эта модель. По крайней мере, она может быть именно переходной, для того чтобы осуществить в стабильном русле процесс транзита власти.

- Если мы говорим о реформировании Совета безопасности с учетом законопроекта, можно ли сказать, что очертания модели перехода власти уже видны?

- Да. По крайней мере, если законопроект примут, потому что сейчас идет речь только о законопроекте, а мы не знаем, какие в него будут внесены новшества. Но даже не столько прошлогодняя конституционная реформа, сколько прошлогодние поправки в «Закон о выборах» говорят о том, что осуществляются шаги в этом направлении. Потому что в прошлом году были приняты поправки в выборное законодательство, которые ограничивают возможности для выдвижения кандидатов в президенты. Получается, президент готовит плацдарм для своего потенциального преемника.

- А до того, как вы узнали о новом законопроекте, у вас были предположения о возможности такой модели в Казахстане?

— Да, я в свое время неоднократно прогнозировал, что мы будем двигаться к иранской модели. В какой-то степени мои прогнозы оправдываются. Но давайте дождемся, когда закон будет принят. Мы не знаем, что поменяется.

Беседовал Сергей Ким

Добавить комментарий

Защитный код