Санкционный синдром, или Как не затереться «мухе» меж «слонов»

В конце января Государственный департамент США выступил с заявлением о возможном расширении «сферы действия» антироссийских санкций на государства и страны, ведущие бизнес с российскими предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

При этом, согласно закону «О противодействии противникам Америки посредством санкций», Госдеп уполномочен самостоятельно определять пределы подлежащей наказанию бизнес-активности. Какие риски несет в себе столь агрессивный внешнеполитический курс для взаимоотношений России с ближайшими соседями, в частности – с государствами Центральной Азии? С таким вопросом «IQ» обратился к экспертам по региону.

Примечательно: несмотря на нюансы специализации и на принадлежность к разным государствам, наши собеседники были едины в главном: санкции Вашингтона – это не инструмент экономического ослабления России, это тактика «нейтрализации» главных конкурентов США в существующем миропорядке. И Центральной Азии в этом процессе определена ее собственная роль.

Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института СНГ:

- Центральная Азия – это то, что может разделить и рассорить Россию и Китай, двух «медведей», союз которых для американцев всегда был страшным сном. При этом, правда, сейчас они делают все, чтобы именно этот союз состоялся. И, к слову, не только американцы, но и наши нынешние «лучшие друзья» и стратегические партнеры – Иран и Турция – тоже заинтересованы в том, чтобы создать определенную напряженность между Россией и Китаем, и тоже через Центральную Азию. 

Но, к счастью, мы уже начинаем понимать, что «однозначных» друзей не бывает, равно, как и однозначных врагов, однозначных соперников. В современном мире все более сложно: в чем-то мы союзники, в чем-то – соперники. Поэтому не надо широко раскрывать объятия, но и становиться в позу неприятия тоже не стоит. Нужно жить с учетом того, что у каждого есть свои интересы.

Мне кажется, мы начинаем в этом потихоньку разбираться. Раньше мы были одной страной, теперь все самостоятельные. Но факт: в нашем неоднозначном мире очень многие сложные проблемы легче решать вместе.

Елена КУЗЬМИНА, заведующая сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова:

- Перспектива введения американцами санкций в отношении государств-соседей России вполне реальна. Но я хотела бы обратить внимание на важный аспект: если мы посмотрим на экономическое взаимодействие стран Центральной Азии с Россией и Китаем, мы заметим, что это первый и второй, они могут меняться местами, торговые партнеры практически для всех государств региона. Исключение составляет только Туркменистан, у которого практически стопроцентная экономическая завязанность на КНР. С учетом этого, в случае расширения пространства санкций странам ЦА придется делать непростой выбор и, возможно, менять торговых партнеров.

Когда мы говорим о США и перспективах введения санкций в странах Центральной Азии, нельзя не учитывать, что многое будет зависеть от того, как поведет себя Европейский союз. Сегодня государства ЕС достаточно серьезно сопротивляются перспективам нарушения некоторых контрактов с Российской Федерацией, чего требует от них Вашингтон. И это серьезный момент, потому что для Казахстана, например, Европейский союз крупнейший торговый партнер и достаточно большая часть казахстанского экспорта, а это углеводороды, идет в Евросоюз через Россию.

Таким образом, страны региона должны будут очень серьезно просчитывать, как им реагировать на американские «инициативы». И зависеть ситуация будет не только от самих этих стран, но и от более широкого контекста. Но, конечно, поменять двух столь значимых экономических партнеров будет достаточно сложно для всех стран Центральной Азии, в большинстве которых Россия и Китай – это две трети (чуть меньше у Казахстана)торгового оборота, экономического взаимодействия.

Также нужно учитывать, конечно, вопросы трудовой миграции, потому что потоки, которые идут в любую другую сторону из перенаселенных стран Центральной Азии, несопоставимы с теми, что идут в Россию. Здесь тоже особняком стоит Казахстан, но и у этой республики достаточно серьезная экономическая завязанность на Российскую Федерацию и на Китайскую Народную Республику.  

Шерадил БАКТЫГУЛОВ, независимый эксперт, политолог:

- Безусловно, свой отпечаток на взаимоотношения России и государств Центральной Азии накладывает, как бы сказать подипломатичнее, деятельность наших заокеанских коллег. В мае 2017 года Конгресс США принял билль по созданию Фонда противодействия российской пропаганде. На 2018-2019 годы в нем запланирована сумма в 120 млн. долларов на работу со средствами массовой информации, на деятельность по продвижению прав человека, верховенства закона и так далее.

Все это прекрасно, если реально работает на заявленные цели. Но если речь идет о том, чтобы, используя подобные технологии, выстраивать некую линию противостояния, превращать, например, территорию Кыргызстана в поле выяснения отношений между США и Россией, мне кажется, это не совсем хорошая тенденция. К этому надо быть готовыми, об этом надо говорить.

Кстати, если мы внимательно посмотрим на те процессы, которые разворачиваются в Азиатско-тихоокеанском бассейне, мы увидим: наступление идет не только на Россию, но и на Китай. Политика, возможно, не такая жесткая, как в отношении Российской Федерации, но, тем не менее, тенденция есть.

В этих условиях нельзя допустить, чтобы Кыргызстан, другие страны Центральной Азии превратились бы в арену выяснения отношений между крупными державами. У нас на этот счет есть поговорка: когда трутся два слона, всегда страдают мухи. Нам не хотелось бы быть «затертыми».

Нужно учитывать также, что санкционная политика дополняется всегда еще и «мягкой силой». И в этом смысле присутствие США в Кыргызстане весьма ощутимо и зримо. Я совершенно согласен с мнением, что в современном мире опасен не только человек с ружьем. Среда безопасности формируется в том числе и информационными средствами. Считаю, что к этому фактору в наше время необходимо относиться с особым вниманием и с большей осторожностью.

Думаю, было бы замечательно, если бы мы более активно обсуждали наши совместные проблемы, актуальные региональные вызовы не только по линии взаимодействия спецсулжб, но и по линии исследовательских центров.

Ольга Казанцева

Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Добавить комментарий

Защитный код