Cделаем Евразию большой вместе!

В начале нынешнего года представители ряда российских неправительственных организаций, осуществляющих деятельность на международном направлении, выступили с инициативой объединения интеллектуального потенциала в рамках нового проекта – экспертной платформы «Большая Евразия».

Презентация проекта состоялась на днях в Москве на площадке МИА «Россия сегодня» и сопровождалась очевидным интересом со стороны масс-медиа. Более предметно о сути инициативы «IQ» рассказал координатор проекта Сергей Масаулов

- Сергей Иванович, итак, презентация новой диалоговой площадки состоялась. Ее главной целью заявлено обеспечение качественного экспертного сопровождения интеграционных процессов на пространстве Евразии. И, очевидно, идея более тесного взаимодействия на этом треке не с неба упала. Какие факторы определили необходимость объединения интеллектуального потенциала негосударственных структур на упомянутом направлении?

 - Вы правы, идея создания открытой международной экспертной платформы «вызревала»на протяжении достаточно длительного времени. Лет пять-шесть назад в России, не только в Москве, но и в регионах, начали формироваться неправительственные исследовательские структуры, осуществляющие деятельность на международном треке. В течение этих лет эксперты, ученые, активно взаимодействовали. Мы часто встречались на различных дискуссионных площадках, участвовали в реализации проектов друг друга. И опыт такого общения направил нас на путь объединения научного, интеллектуального потенциала. Объективно назрела необходимость выработки какого-то более широкого формата работы, который позволил бы нам совместно сделать то, что традиционно считалось прерогативой иных структур, в основном государственных и центральных.

- Тот факт, что инициатива создания международной экспертной платформы продвигается «снизу», региональными НКО, действительно интересен. В определенной степени это вызов стереотипу о том, что серьезная экспертная деятельность возможна только с позиций Центра. Насколько значим «региональный фактор» в производстве качественного интеллектуального продукта?

- Региональный компонент очень важен. Ведь именно на региональном уровне тестируются новые возможности для создания точек роста в экономике, в социальной сфере, в обеспечении условий для развития человека. Поэтому концепция нашей платформы базируется прежде всего на региональном подходе.

Вторым определяющим моментом является то, что деятельность осуществляется от лица институтов гражданского общества – неправительственных организаций, которые давно и весьма успешно работают в регионах. Они очень хорошо знают и понимают не только местные проблемы, но и проблемы взаимодействия с соседями. Опыт наших коллег из Саратова, Уфы, Новосибирска, Оренбурга имеет особую ценность и заслуживает самого внимательного изучения и осмысления.

При этом, обращаю особое внимание на такой аспект: инициируя новый формат общения, российские НКО делают акцент на совместной работе с экспертными и исследовательскими структурами стран ближнего зарубежья. Имея опыт взаимодействия с казахстанскими и киргизскими коллегами, они стремятся распространить этот опыт на другие государства.

Мы готовы рассматривать любые предложения по сотрудничеству от организаций и инициативных групп. Исходя из принципов общественной дипломатии, мы не ставим перед собой задачи идти напролом, но готовы работать в тех нишах, в которых будем находить оклик. Для нас мнение коллег из Астаны, Бишкека, Ташкента, Душанбе, других столиц и городов очень важно, и мы намерены обращаться к ним напрямую по дискуссионным вопросам, спрашивать, что они думают по тому или иному поводу.

- Сфера исследовательских интересов в формате международной платформы вытекает из ее названия – «Большая Евразия». Тем не менее, уточните, как интерпретируют это понятие инициаторы проекта? Существуют ли границы, географические либо тематические, для проведения «полевых» исследований?

- Актуальность исследований происходящих на пространстве Евразии процессов обуславливается традиционными и новыми вызовами, с которыми сегодня сталкиваются не только государства региона. Наряду с вопросами обеспечения безопасности и политической стабильности правительства стран озадачены в настоящее время явным технологическим вызовом: технологически в мире меняется все, и вкорне. Второй глобальный вызов – объективная необходимость структурных изменений как в экономике, так и в социальной сфере.

Ответить на эти вызовы с позиций одной страны практически невозможно. Очевидно, что нужно объединение усилий, консолидация ресурсов и действий. В этом контексте особую актуальность обретает тренд на формирование большого евразийского партнерства. Об этом еще в 2016 году на Санкт-Петербургском экономическом форуме заявил президент России В. Путин, отметив, что пора бы подумать об интеграции на пространстве Большой Евразии. В нашем понимании Большая Евразия – это и есть то самое пространство формирующегося евразийского партнерства, принципиально открытое для взаимодействия в разных сферах деятельности. И в этом пространстве могут оказаться все, кто готов к такому партнерству.

Жестких границ никто не устанавливает. Но очевидно следующее: в центре Большой Евразии находится так называемая Срединная Азия –понятие, которое точно указывает нам приоритетные направления исследовательского интереса. Прежде всего это, конечно, страны Евразийского экономического союза и некоторые государства СНГ. Из последних, на мой взгляд, особенно интересно включение в процесс Таджикистана, Узбекистана, внимания заслуживает и потенциал Азербайджана. При этом никто не снимает со счетов и работу, например, с Китаем, Ираном.

Скажу больше: перед Европой стоят те же вызовы, там тоже необходимо на них отвечать, и важно обсуждать это с европейскими партнерами. Кстати, как только мы объявили о нашей инициативе, ко мне обратился коллега из Берлина и подтвердил, что они тоже хотят участвовать в работе экспертной платформы.

Хотел бы сделать ремарку относительно наших ближайших партнеров и соседей: кто-то из них, возможно, пожелает вступить в Евразийский экономический союз, кто-то останется на позиции развития исключительно двусторонних отношений – не важно. Это нисколько не мешает поиску ниш общих интересов и взаимодействия, формированию большого евразийского партнерства. При этом мы не будем тянуть одеяло на себя в статусе «старшего брата». Экспертное взаимодействие будет строиться на равноправной, добровольной и открытой основе и, конечно, мы будем опираться на те связи, которые уже сложились у каждого из нас.

- Нужно признать, цели заявлены амбициозные. Посредством каких механизмов они будут осуществляться на практике? В каких формах и форматах будет воплощаться объединение интеллектуальных потенциалов?

- Главные компоненты, которые в нынешних условиях могут обеспечить успех новому экспертному проекту, это свободная дискуссия, соединение сильных сторон каждого из участников проекта, возможность довести свою точку зрения до широкой аудитории. Системный анализ точек зрения позволит выстраивать обоснования, формировать позицию, вырабатывать цели, траекторию движения к этим целям. Отсюда логично вытекает идея производить некий интеллектуальный продукт – аналитические доклады, которые мы также планируем широко обсуждать, транслировать не только их содержание, но и результаты обсуждения.

За счет такого алгоритма действий мы предполагаем не только уточнять те или иные постулаты, но и, возможно, в корне их менять. Кстати, уже определена тема первого экспертного доклада, который будет вынесен на широкое обсуждение - «Россия и Большая Евразия: сценарии будущего». Мы планируем организовать широкую дискуссию на эту тему и надеемся на заинтересованное участие экспертов из стран-партнеров.

В плане исследований и совместных разработок на ближайшую перспективу интерес представляет тема противодействия идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде – очень актуальная проблема, которая требует новых подходов и решений. И, наконец, не менее важный вопрос – конфликт поколений в бывших республиках Советского Союза. Это сложное явление, которое включает в себя и проблему смены политических элит, и поиск новой идеологии развития с учетом позиции постсоветского поколения, которое уже вышло на авансцену общественной жизни.

Здесь хотел бы подчеркнуть: молодежный компонент принципиально важен для нас. Бессмысленно работать, не опираясь на представления о будущем. А молодежь – это будущее в настоящем. Поэтому вся наша публичная деятельность по презентации интеллектуальных продуктов будет сопровождаться дополнительной работой с молодежными структурами. Нынешние молодые люди – то самое постсоветское поколение – очень ориентированы на получение правдивой информации. Они терпеть не могут, когда им начинают что-то внушать с экивоками. Мы собираемся работать с ними в залоге доверия и уважения к их взглядам и позиции, одновременно учитывая еще одну особенность – нацеленность на конкретный результат. Мы отдаем себе отчет в том, что просто закончить разговор на уровне обмена мнениями не получится. Поэтому планируем переходить и на проектную деятельность с молодежными структурами во всех странах. Если эти молодежные структуры начнут создавать интересные продукты, которые будут получать поддержку, в том числе финансовую, если их проекты будут реализовываться как часть большого проекта формирования евразийского партнерства, мы будем считать, что свою задачу выполнили.

sergey masaulov 2

Беседовала Ольга Казанцева

Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Просмотров: 18316