Антитеррористическая борьба государств ЕАЭС: совместный опыт, реалии и перспективы

В Бишкеке 20 июня 2017 года состоялся Антитеррористический форум стран ЕАЭС «Антитеррористическая борьба государств ЕАЭС: совместный опыт, реалии и перспективы».

Тезисы выступлений

 Игорь Шестаков, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», модератор:

Актуальность проведения данного форума вызвана тем, что нельзя говорить об успешной реализации экономических проектов в рамках Евразийского Союза без решения вопросов обеспечения безопасности.  Учитывая, что Кыргызская Республика в этом году председательствует в ЕАЭС, Клуб «Пикир» выступил с такой инициативой, и ее поддержали госструктуры республики, междунаролная ассоциация ветеранов спецподразделения «Альфа» и фонд «Евразийцы – новая волна».

Такие форумы будут продолжены и в других странах ЕАЭС, но у Кыргызстана сегодня историческая миссия – заложить фундамент для проведения таких важных дискуссий в будущем. Этот форум внесет свой вклад в дальнейшее укрепление сотрудничества на пространстве ЕАЭС, который будет расширяться и в дальнейшем.

Ключевым вопросом функционирования ЕАЭС сегодня является вопрос безопасности. Государства в составе Евразийского экономического союза подвержены множеству вызовов и угроз, где основными являются радикальный экстремизм и международный терроризм.  Их проявления растут, в том числе и в связи с сирийским кризисом, а также с нынешней обстановкой в Афганистане. Видимо по этой же причине, целевой группой вербовщиков все чаще становятся трудовые мигранты. При этом речь, прежде всего, идет о трудовой миграции в России. В с вязи с этим необходимо на уровне силовых и других государственных структур стран ЕАЭС принимать меры по повышению ответственности должностных лиц, контролирующих соблюдение миграционного законодательства, а также бизнес-структур, использующих труд мигрантов.

Темир Джумакадыров, Секретарь Совета безопасности КР:

Совместная работа стран-участниц ЕАЭС в рамках сегодняшнего форума придаст новый импульс в диалоге по работе противодействию терроризму. Необходимо, чтобы данный форум стал площадкой для обсуждения экономических аспектов борьбы с терроризмом – на что ранее мы не обращали должного внимания. Мы наблюдаем расширение арсенала, методов, форм осуществления террористической деятельности. Террористические группы, группировки пытаются обрести стабильное финансирование и достаточно эффективно используют современные технологии. Мы на разных площадках обсуждаем, через призму терроризма, и кибербезопасность. Многие эксперты сегодня отмечают, что киберпространство стало не только площадкой для киберпреступлений, но и хорошей площадкой для зарабатывания денег. При таких обстоятельствах важно усилить сотрудничество между нашими странами -  во всех направлениях. Мы осознаем, что противодействие терроризму – удел не отдельных государств, а всего мира. Понимая это, КР является активным участником процесса глобальных дискуссий и действий по предупреждению и противодействию экстремизму. Данная работа для нас является приоритетной. В первую очередь, это деятельность правоохранительных органов республики и спецслужб

В ходе проведения 8 антитеррористических мероприятий в 2016 году были ликвидированы 3 члена международной террористической организации, предотвращено 17 терактов по республике, к уголовной ответственности привлечено 95 человек. Изъято большое количество оружия и самодельных взрывных устройств.

По результатам первого полугодия 2017 года: задержаны несколько человек, которые непосредственно готовились к совершению террористических актов на территории КР. На данном этапе хотел бы особо подчеркнуть работу правоохранительных органов и специальных служб в лице ГКНБ, спецподразделений, которые в состоянии работать на опережение и готовы противостоять деструктивным силам.

В борьбе с экстремизмом и терроризмом наиболее эффективной является только системная работа.

В 2014 году на заседании Совета безопасности КР Президент КР поставил перед нами задачу – выработать концепцию государственной политики в религиозной сфере. В результате была принята концепция на 2014-2020 годы, в которой признаем, что ханафизм является тем направлением, от которого должно кристаллизироваться  мусульманское сообщество. Кроме этого,  четко обозначена роль государства в развитии религиозной сферы. Десятилетиями на эту проблему государство не обращало внимания, а порой и полностью игнорировало. Религиозная сфера не рассматривалась как социальное явление. В результате мы имеем проблему, связанную с радикализацией и экстремизмом.

Когда речь идет о национальной безопасности, в концепции четко прописано, что государство имеет право вмешиваться в религиозную сферу. Кроме того, обозначены и образовательные направления.   Предусмотрены стипендии для имам-хатибов. В прошлом году мы закончили полную аттестацию  имамов. 

Для нас чрезвычайно важно, что наша страна является примером поиска новых методов работы с населением, а также позитивного сотрудничества с религиозными лидерами для достижения общей цели – устойчивого светского развития. Важный ресурс – поддержка национальных традиций и культуры, когда укорененные народные ценности могут составить конкуренцию чуждому явлению. Реализация этой комплексной работы является сложной работой, требующей постоянного внимания и взаимодействия. 

На данном этапе госорганы, в том числе ГКНБ,  усиленно работают в сфере блокирования информация в социальных сетях, которая ведет к вербовке граждан. Кроме этого, я хотел бы обратиться к представителям СМИ. Будьте очень осторожны и более ответственно подходите к распространению той или иной информации. Терроризм и экстремизм – такие сферы, где даже неправильно поставленная запятая может привести к плачевному исходу.

Забегая вперед, скажу, что перед нами поставлена задача - разработать концепцию кибербезопасности нашей страны. Эта работа сейчас находится на завершающей стадии. Мы обеспечим кибербезопасность нашей страны.

Ирина Карамушкина, депутат ЖК КР:

Террористические группировки сегодня гораздо лучше организованы и взаимодействуют теснее, чем соответствующие госорганы, призванные противодействовать терроризму. На сегодняшней площадке слово каждого спикера будет очень важно. Мы сможем выработать рекомендации. Мы выйдем победителями в этой борьбе, если будем теснее взаимодействовать и принимать оперативные решения.

Я бы хотела сделать в рамках своего приветствия обращение госорганом. Дело в том, что в соцсетях за эту неделю набирают  обороты наглые циничные видео-обращения, в том числе на кыргызском языке, с призывом вступать в ряды ИГИЛ. Прибыть в Сирию для войны с неверными и т.д. И я не вижу никакого блока этой информации. Граждане обратились ко мне с этим вопросом, зная, что я веду общественную приемную. Они обратились ко мне, чтобы я могла публично заявить об этой угрозе. Почему все эти вещи разрешены? Мы много говорим о терроризме, но хотелось бы больше практических  действий. В соцсетях открыто идет вербовка. Поэтому обратите на это внимание. Поэтому, уважаемые коллеги, прошу вас принять мое обращение, как призыв к действию.

Бахадыр Сулейманов, депутат ЖК КР:

Борьба с международным терроризмом остается одним из наиболее значимых вопросов в современной системе международных отношений. Сегодня очень важен  вопрос, какое место будут занимать страны евразийского пространства в новом политическом пространстве и в каком формате возможно участие наших стран в новой антитеррористической коалиции?             Антитеррористическая стратегия должна учитывать  абсолютную трансграничность террористических угроз в современном мире и формирование единого глобального информационного пространства.

К сожалению,  ранее достигнутые в рамках СНГ договоренности о совместных мерах по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом, в частности, базовый Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом от 1999 г., сыгравший в свое время значительную положительную роль, уже не вполне соответствуют новым условиями. Поэтому требует корректировки и деятельность и созданного в 2000 г. Антитеррористического центра СНГ.

Обеспечение устойчивого экономического роста невозможно без высокого уровня антитеррористической безопасности, но вместе с тем устойчивое экономическое развитие может обеспечить снижение террористической угрозы.

Проблемы не могут быть решены с помощью только военной силы или средствами отдельного национального государства. Необходим глобальный механизм координации и сотрудничества между странами. В этом плане Кыргызстан координирует свои действия в рамках ОДКБ, ШОС, ЕАЭС. На современном этапе существуют определенные обстоятельства, требующие нашего с вами внимания:

1. В Кыргызской Республике официально признаны экстремистскими и террористическими - 18 организаций, в то же время, на территориях стран-участниц ОДКБ экстремистскими и террористическими и потому запрещенными, признаны 50 организаций, что не может нас не тревожить, учитывая исторические, миграционные особые отношения с этими государствами. Органам государственной власти важно работать на упреждение, особое внимание уделить выявлению и пресечению каналов финансовой и ресурсной поддержки бандподполья, вскрывать его связи с зарубежными террористическими группировками и спонсорами. Должна быть усилена и координирующая роль АТЦ, что предполагает более эффективное межведомственное взаимодействие, своевременный обмен оперативной информацией правоохранительных органов.

            2. Особую тревогу вызывает увеличение активного участия женщин в экстремистской и террористической деятельности. Если в 2005 году доля женщин в совершении экстремистских преступлений составляла 1,1%, то в 2016 году она возросла до 25%. Сегодня из всех выявленных активных членов экстремистских организаций 7,4 % составляет женщины.

В данной ситуации считаю необходимым создание отдела по предотвращению радикализации среди женщин в борьбе с религиозным экстремизмом и усиления отдела по предупреждению терроризма.

            3. Особо следует учесть возрастание угрозы использования информационно-коммуникационных технологий в преступных, террористических и военно-политических целях, которые могут привести к тяжелым политическим и социально-экономическим последствиям в отдельных странах, регионах и в мире в целом.  Сегодня террористические действия приобрели принципиально новое стратегическое значение. Претерпевают изменения доктринальные установки самого терроризма, изменяется организационная структура террористических организаций, расширяется использование ими новейших технологий, приобретаются новые вооружения, позволяющие проводить операции, сопоставимые с военными, реальной становится перспектива применения самых страшных видов оружия, включая оружие массового уничтожения.

            Экстремистские организации  активно используют для вербовки новых членов социальные сети «Фейсбук», «Одноклассники», «Мой мир», «В контакте», «Твиттер» и видеохостинги «Ютюб», «Мир видео» и др. Члены террористических и экстремистских организаций чаще стали использовать программы «Палринго», «Вайбер», «Вотсапп», «Зелло» «Скайп», «Телеграмм» для общения, связи, координации своих действий, а также в целях осуществления вербовки.

 Депутатами  были рассмотрен  и  одобрен проект   Соглашения о сотрудничестве государств - членов ОДКБ в области обеспечения информационной безопасности, внесенный на согласование  Государственным Комитетом национальной безопасности КР. Это Соглашение будет способствовать взаимодействию наших стран в интересах обеспечения информационной безопасности  и реализации совместных практических мероприятий, направленных на формирование основ информационной безопасности.

4. Значимую роль в обеспечении внутренней и внешней безопасности Кыргызстана играет надежная охрана государственной границы, работа наших пограничников.   Необходимо совершенствовать уровень технической оснащенности пунктов пропуска, укреплять контакты с пограничными ведомствами сопредельных государств. В приоритетном порядке нужно продолжить развитие пограничной инфраструктуры в южных регионах. Вместе с тем, являются недопустимыми факты усиления южных рубежей за счет ослабления подразделений находящихся на севере страны, где продолжают сохранятся угрозы терроризма и экстремизма.

5. В стране ощущается острая нехватка грамотных теологов, обеспечивающих общедоступную помощь гражданам в вопросах религии и религиозного образования, а также проводящих просветительско-профилактическую работу в целях поддержки интеллектуального традиционного ислама. Кроме того требует внимания необходимость разработки законов о религиозном образовании и противодействии религиозной экстремистской деятельности. Нам необходимо нацелить государственную политику в области религии на противодействие экстремистским проявлениям, обеспечить эффективную защиту светского характера государства, закрепленного в Конституции Кыргызской Республики, укреплять взаимодействие с традиционными религиями при реализации права граждан на свободу вероисповедания.

6. В настоящее время наш парламентский корпус инициирует поправки в законодательство, направленные на ужесточение наказания за такие преступления, как терроризм, вовлечение в террористическую группировку, а также за распространение материалов экстремистского толка. Парламентарии намерены усилить комплекс мер по борьбе с распространением экстремистских материалов в любой информационной среде, включая интернет–пространство. Кроме того, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики  дано поручение Правительству КР принять меры по обеспечению силовых структур необходимым современным оружием, боевой техникой, снаряжением и обмундированием  для нейтрализации угроз со стороны внешних террористов и религиозных экстремистов.

7. Для стран ЕАЭС проблемы миграции и терроризма также являются достаточно актуальными. На уровне государственных  органов и силовых структур стран ЕАЭС необходимо принять меры по повышению ответственности должностных лиц, контролирующих соблюдение миграционного законодательства, и бизнес-структур, использующих труд мигрантов.

Хочу отметить, что проект Соглашения между Правительством РФ и Кыргызской Республики о сотрудничестве  в области миграции также недавно был рассмотрен депутатами ЖК Кыргызской Республики. Данный проект предусматривает сотрудничество двух государств в области миграции, защиты прав граждан одной страны, находящихся на территории другой страны, в том числе информационное взаимодействие, предусматривается создание системы формирования базы данных и межведомственного информационного обмена миграционными данными, направленных на регулирование миграционных процессов на территории государств.

8.  Совет руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ инициировал разработку нового  Договора  государств – участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, который  в настоящее время рассматриваем в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики.

Сергей Козлов, декан факультета политики и международных отношений Сибирского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ, исполнительный директор Экспертного клуба «Сибирь-Евразия», канд. ист. Наук (Новосибирск):

Наша небольшая делегация представляет научно-образовательные учреждения и государственные организации всего Сибирского федерального округа. «Сибирь-Евразия» выступает в качестве площадки для диалога и сотрудничества между институтами гражданского общества государств евразийского пространства.

Важнейшей проблемой, которая объединяет регионы Сибири и центральноазиатские республики – это влияние трудовой миграции на пикирование боевиков интернациональными террористическими сетями. По итогам опросов общественного мнения и исследований Евразийского банка развития стран ЕАЭС, именно Россия является привлекательной страной для получения образования и ведения трудовой деятельности. В Новосибирскую область, например, в 2016 году через пункты пересечения государственной границы въехало 287 тысяч иностранных граждан,  прежде всего из центральноазиатских республик. Но зачастую именно на территории РФ происходит вербовка в международные террористические организации.

Изучение причин и механизмов осуществления вербовки требует пристального внимания всех заинтересованных стран. Отсутствие международного практического сотрудничества в сфере противодействия экстремизму и терроризму может привести к возникновению новых международных и внутренних  конфликтов.

 Серик Абиев, Антитеррористический центр ГКНБ КР:

Одним из основных направлений деятельности нашего центра является реализация политики Госкомитета по противодействию экстремизму и терроризму.  Я более подробно остановлюсь на вопросах сотрудничества по противодействию терроризму.

В настоящее время обстановка в мире и международные отношения переживают беспрецедентные по глубине перемены. Мы стоим лицом к сложным традиционным и нетрадиционным, постоянно трансформирующимся и адаптирующимся к новым условиям  явлениям. Для достижения положительного результата в борьбе с международным терроризмом, мы должны объединить усилия всех госструктур и общественных институтов, как в масштабе одного государства, так и на всем пространстве ЕАЭС. ГКНБ КР придает особое значение сотрудничеству в этом вопросе, как на международном, так и на региональном уровне.

На сегодняшний день ГКНБ КР принимает очень активное участие в многостороннем сотрудничестве в рамках заседания Совета руководителей органов безопасности спецслужб государств –участников СНГ, Совета региональной антитеррористической структуры ШОС, Совещания руководителей спецслужб и органов безопасности, правоохранительных органов, конференций и спецслужб тюркоязычных государств, Антитеррористического центра СНГ, ОДКБ.

Токон Мамытов, экс- глава Государственной пограничной службы КР,  Советник премьер-министра КР, председатель Ассоциации народа Кыргызстана:

Экономической группой ООН были сделаны следующие выводы по борьбе с терроризмом:

  1. Правительствами стран проиграна борьба в вопросе социализации
  2. Неэффективны, а порой и отсутствуют вовсе, национальные системы противодействия радикализму и терроризму
  3. В борьбе с данным злом акцент осуществляется только на силовые методы борьбы
  4. Отсутствует правильное религиозное определение терроризма
  5. В 2020-2012 гг. человечество может столкнуться с ядерным терроризмом
  6. «сетевой» терроризм оказывает воздействие на умы людей и осуществляется через информационное пространство.

Эрлан Бакиев, 10 управление МВД КР:

Анализ состояния экстремизма в республике показывает, что в последние годы идет тенденция ее роста. С 2010г. выявлено более 1600 преступлений экстремистской направленности. Анализ преступных фактов показывает, что экстремизм на территории КР чаще всего проявляется в действиях, связанных с возбуждением религиозной вражды, в публичных призывах против конституционных основ государства. Эти действия характеризуются распространением (11%) и хранением (89%) экстремистских материалов, в тоом числе и на электронных носителях.

10-м управлением МВД КР в целях предупреждения религиозного экстремизма в Интернете был создан информационный блок «Интернет-патрулирование», куда были привлечены более тысячи студентов ВУЗов и ученики старших классов школ. Молодежь совместно с сотрудниками МВД осуществляют мониторинг открытых источников в интернет-пространстве.

Наиболее уязвимыми для распространения радикальных и экстремистских идей являются районы, где отсутствуют альтернативные истогчники информации, слабое светское образование, ограниченные возможности для экономической деятельности и социальной защиты, а также отсутствует профилактическая работа.

Также нужно отметить отсутствие внятных идеологических ориентиров и единого централизованного (объединяющего) института. Отсутствие патриотического воспитания, недостаточность инфраструктуры досуга молодежи играет особую роль в создании вакуума в идеологическом воспитании молодежи.

Существующая в СМИ и интернете информация об исламе (интернет имамы) может быть совершенно разной и противоречивой. Через интернет ресурсы можно пройти идеологическую подготовку различных экстремистских и радикальных организаций. В данном направлении соответствующими подразделениями органов внутренних дел республики выявляются интернет сайты, предположительно, распространяющих негативную информацию (экстремистские идеи). По указанным сайтам устанавливаются их электронные IP адреса, адреса и страны регистрации сайтов (почти все за пределами Кыргызской Республики), частичные анкетные данные владельцев сайтов;

   Так, десятым ГУ МВД КР за текущий период 2017 года было выявлено всего 35 сайтов, распространяющих экстремистскую идеологию. Из них 33 сайта были заблокированы на территории КР Октябрьским судом г.Бишкек. Также, в результате мониторинга Интернета было удалено 121 ссылок, пропагандирующих экстремизм и терроризм, и была выявлена 1 группа. В то же время, из социальных сетей было удалено 12 фотоматериалов и 15 видеоматериалов экстремистского характера.

  Таким образом, следует выделить меры, реализация которых позволит осуществлять эффективное противодействие деструктивным и экстремистским религиозным течениям.  Это, предупреждение, пресечение и запрет на территории Кыргызской Республики деятельности религиозных организаций, направленной против основ конституционного строя, безопасности государства и его граждан; активное противодействие любым проявлениям возбуждения религиозной вражды, оскорбления религиозных чувств верующих, а также актам насилия, направленным против любой группы лиц по признаку их отношения к религии; создание правовой и методологической базы с целью разработки четких критериев и прозрачных процедур проведения религиоведческой и теологической экспертизы; систематическое повышение религиоведческой компетенции сотрудников государственных органов , которые в своей профессиональной деятельности соприкасаются с вопросами религиозного радикализма и экстремизма.

Владимир Березовец, первый вице-президент Международной ассоциации спецподразделения антитеррора «Альфа» (Москва):

Вряд ли возможны внешние вторжения на территорию ЕАЭС, учитывая, что Россия – ядерная держава, ее обеспеченность армией и современным вооружением.  Следовательно, и все ее союзники в этом плане тоже сильны.   Может рвануть  изнутри. Если третьи страны профинансируют спящие ячейки, так называемую пятую колонну, то они могут  подорвать безопасность ЕАЭС. И это самое опасное, потому что это враг, которого не видно.

В Сирию и другие зоны боевых действий людей толкают скорее экономические мотивы, потому что основной посыл боевиков того же ИГИЛ – не идеологический, он экономический. Вы видели боевиков из Саудовской Аравии, Катара, Бахрейна, Арабских Эмиратов?  Нет! Потому что там с нефти каждый гражданин получает процент, все обеспечены работой, всех государство учит, у всех есть жилье, все организовано, и я там не видел терроризма. И почему воевать за боевиков едут наши граждане? Они в большей степени туда едут зарабатывать, когда люди доведены до отчаяния и им нечем кормить семью. Идеологии и религии там совсем немного.

Юрий Бородич, генерал майор, экс командир группы «Альфа» КГБ Республика Беларусь. Бывший начальник службы безопасности Президента Республики Беларусь (Беларусь):

В современное время особенного внимания требует молодежь, поскольку формирование основ мировоззренчечских позиций осуществляется в подростково-молодежном возрасте. Здесь значимая роль отводится ветеранам боевых действий, принимавшие непосредственно участие в противостоянии террористическим атакам. Именно они могут служить живым примером патриотизма. Нельзя списывать отслуживших и вышедших на пенсию военнослужащих. Необходимо использовать их память и опыт для работы с молодым поколением.

Юрий Погиба, президент Ассоциации ветеранов спецподразделения антитеррора  «Альфа» КР, полковник ГКНБ в отставке:

Во всевозможные террористические организации в основном вербуют молодежь. Сегодня за умами и сердцами молодых людей охотятся экстремисты и радикалы. Идеология – это важнейший элемент безопасности.   Без идеологической составляющей, без активной и понятной разъяснительно-пропагандистской работы с населением работа спецслужб сводится к минимуму.   Поэтому очень важно вести работу с подрастающим поколением в части проведения системной разъяснительной и пропагандистской деятельности, вкладывать правильное понимание нашей истории, как мы жили, что сегодня происходит, почему и кто нам мешает, и как мы будем жить дальше.

Вадим Шиллер, доцент кафедры истории России Кемеровского государственного университета, руководитель лаборатории мониторинга конфликтов Центра изучения этноконфессиональных конфликтов и противодействия экстремизму в молодежной среде КемГУ, канд. ист. Наук (Кемерово):

В настоящее время проведено 5 волн мониторинговых замеров по региональному мониторингу экстремистских настроений и проявлений, в основу которых положено представление об информационной природе экстремистских взглядов и представлений, основанных на искажении и максимальном упрощении информации, формирующей стереотипы и распространяемые посредством социальных сетей. Бороться с экстремизмом в сетях надо, но бороться надо с идеями, вырабатывать противоядие. Источники информации для индикаторов:

1. ресурсы социальных сетей

2. общение с экстремистами

3. опыт экспертной деятельности

 Решаемые задачи:

1. диагностика и рейтингование индикаторов, выявление наиболее актуальных угроз;

2. оценка системности экстремистских взглядов;

3. выявление алгоритмов и схем вербовки в виртуальном пространстве;

4. выработка системы профилактических меропритий, включая информирование через лекции в образовательных учреждениях, съемка видеороликов антиэкстремисткой направленности, работа студенческих кибердружин в кибепространстве, включая участие в дискуссиях и отслеживание групп и экстремистского контента.

 Статус следующих элементов в структуре индивидуального и коллективного сознания представителей социальных, профессиональных, гендерных групп:

  • Приверженность или положительное отношение к деструктивным религиозными или псевдорелигиозным культам;
  • Приверженность нацистской идеологии;
  • Толерантное отношение к вождям нацистской Германии и фашисткой Италии;
  • Позитивное отношение к публичной демонстрации нацистской атрибутики или символики;
  • Негативное отношение к отдельным национальным меньшинствам и т.д.

Основными источниками информации для учащейся молодежи г. Кемерово  является интернет (62%), телевидение (37%), СМИ (9%).

 Популярными социальными сетями среди молодежи являются «в контакте» (97%), «одноклассники» (50%), «фейсбук» (27%).

Семен Уралов, шеф-редактор журнала «Однако»(Москва):

Терроризм можно разделить на три типа:

- силовой (теракт, политические убийства, гражданская война)

-медийный (создание образа, вербовка, продвижение смыслов)

-политический (поражение в правах, геноцид, выдавливание нацменьшинств)

Уязвимость для медиа террора существует на государственном и общественном уровне. На государственном – это наличие коррупции, клановости, неээфективной работы СМИ, отсутствие позитивной повестки. На общественном – это национальные трения, деградация общего среднего образования, деиндустриализация. Последствием этого является формирование человека с узким кругозором и соответствующе бедным мышлением. Такого человека всегда легко завербовать.

Подавление медиа террора возможно следующими путями:

- на государственном уровне: наказание за медиа-террор, повышение эффективности работы спецслужб

- на экономическом уровне:  справедливое распределение, расширение производства и опора на промышленный капитал

- на общественном уровне: равный доступ к образованию, социализация детей и подростков

- в сфере формирования идеологии:  создание проекта будущего.

- в сфере пропаганды: современные медиа, модерация соцсетей,  авторитетные элиты

- в сфере религии: наличие традиционных конфессий или атеизм.

Александр Барсуков, заместитель декана факультета политики и международных отношений Сибирского института управления – филиала РАНХиГС при президенте РФ, канд. полит. наук (Новосибирск):

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определены ключевые понятия и приоритетные направления обеспечения национальной безопасности. В понятие национальной безопасности входят геополитические, социально-экономические, военные, демографические, экологические и гуманитарные компоненты. Акцентируется внимание на тенденциях и факторах дестабилизации в международных отношениях. Особое внимание уделяется образованию и культуре.

Вместе с тем необходимо отметить, что развитие потенциала «мягкой силы» России в условиях глобализации требует выработки новых подходов к формированию и осуществлению гуманитарной политики. Глобализация проблем безопасности привела к расширению политической повестки дня. Трансформация мирового порядка, усиление конкуренции за мировые ресурсы, поиск альтернативных сценариев развития государств, асимметрия восприятия национальных приоритетов, рост религиозного радикализма, сепаратистских движений, трансграничных вызовов и угроз в сфере кибербезопасности актуализируют дискуссию о факторах и уязвимостях России.

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве позволяют сейчас говорить о том, что Россия является ядром притяжения для остальных стран евразийского пространства. Образовательные и культурные факторы в свете миграционных процессов обращают нас к ряду вызовов:

- миграционные вызовы национальной безопасности РФ. С учетом социально-политических и экономических изменений в странах Евразийского экономического союза и государствах СНГ социальная политика в области труда и занятости становятся значимыми факторами, влияющими на обеспечение политической стабильности и национальной безопасности.

- угрозы терроризма и религиозного экстремизма. Проблема исламского радикализма обращает нас к проблеме рекрутирования иностранных боевиков. Норвежский исследователь Томас Хегхаммер считает, что изучение глобализации джихада является ключом к пониманию проблемы международной военизации исламистов.

Миграционные вызовы и угрозы национальной безопасности связаны с тем, что на территории России происходит вербовка в международные террористические организации. По оценкам экспертов, недостаточный уровень практического международного сотрудничества в сфере противодействия международному терроризму и экстремизму может привести к возникновению новых очагов международных и внутренних конфликтов. В связи с этим возрастает роль образования и культуры в адаптации вернувшихся мигрантов.

Как следствие, многие эксперты выделяют необходимость введения профилактических мер против радикализации населения, поскольку проблема может носить более комплексный характер и не всегда связана с мигрантами. И здесь возникает еще одна задача – обеспечение коллективной безопасности стран ЕАЭС на фоне роста террористических преступлений.

Таким образом, процессы глобализации актуализируют необходимость изучения вызовов национальной безопасности и роли приоритетных направлений, обеспечивающих реализацию национальных интересов. Трансформация системы международных отношений неизбежно обращает нас к внутренним факторам. Способность противостоять вызовам национальной безопасности невозможно без сохранения и развития науки, образования и культуры. Постоянное реформирование данных сфер будет ослаблять российский потенциал «мягкой силы».

Расул Бахамов, эксперт (Казахстан):

Проблемы безопасности стран региона нельзя рассматривать в отрыве от общемировых процессов. Сегодня можно определенно заявлять, что мир вступил в эпоху международной дезинтеграции и столкновения различных полюсов, характеризующуюся различными конфликтами на фоне мирового финансового кризиса.

Нынешнее беспрецедентное политическое и экономическое давление на Россию со стороны Запада делает еще более неустойчивой казавшуюся относительно стабильной многополярную конструкцию мирового устройства. Налицо тенеденция усиления жесткой конкуренции между мировыми центрами силы, ведущими блоками, выражающася в военно-стратегическом, политическом, военном и экономическом противостоянии.

Те же Украину или Сирию можно назвать площадками, на которых развернулось яростное противостояние между различными полюсами силы, мировыми державами.

Традиционные международные институты, как ОБСЕ или НАТО показали неспособность гарантировать безопасность, несмотря на активное вмешательство в действующие или потенциально опасные «горячие  точки».

Развитие процессов показывает существование дуги управляемого хаоса, или «дуги нестабильности», которая тянется от Афганистана и Пакистана через Ирак, Сирию, Йемен, а также Грузию, Украину и Балканы.

Возвращаясь к Центральной Азии, следует отметить, что, вступая в эпоху жесткой фазы глобального переформатирования, государствам региона пора бы уже четче определяться с внешнеполитическими приоритетами, так как уже очевидно наступает завершение этапа многовекторной политики.

Все государства региона находятся в состоянии транзита и имеющиеся длительный период старые и новые вызовы сопровождаются сегодня усиливающимся мировым финансово-экономическим кризисом.

В числе традиционных угроз для стран ЕАЭС – близость нестабильного Афганистана, угроза деятельности международных террористических и экстремистских организаций, возрастающий и не признающий границ наркобизнес, опасность незаконного перемещения оружия. Среди латентных угроз сохраняются неурегулированность водных проблем, незавершенность процессов делимитации и демаркации государственных границ, а также общее ухудшение социально-экономической ситуации.

Следует добавить, что внешняя миграция, связанная с выездами трудовых мигрантов за пределы своих стран стала фактором, который может сыграть свою отрицательную роль в будущем в виде постепенного формирования дисбалланса в возрастном и гендерном аспекте, а также недостатка трудовых ресурсов.

В социальном аспекте ухудшение экономического положения автоматически вызывает в обществе социальное расслоение, рост безработицы, преступности, наркопотребления и т.д. А при наличии системных ошибок в управленческом аппарате или коррупционных проявлениях не менее опасными становятся такие внешне незаметные факторы как ослабление доверия государственному аппарату и стремление искать другие формы госустройства, что сказывается на подверженности части граждан, в первую очередь молодежи влиянию террористических и экстремистских организаций, либо всевозможных сект или нетрадиционных религиозных общин.

Все это все очевидней обозначают такой фактор как несформированность устойчивой государственной идеологии, а также качественной информационной работы и контрпропаганды, направленной на сведение к минимуму влияния на умы и настроения граждан идеологической и вербовочной деятельности террористических организаций, всевозможных сект, нетрадиционных религиозных общин. Говоря об информационной безопасности, хотелось бы отметить и такой фактор как ответственность и роль СМИ в вопросах влияния на степень угроз и их роли при возникновении конфликтных ситуаций.

Шерадил Бактыгулов, эксперт по вопросам государственного управления:

Несмотря на наличие общих границ, для обсуждения вынесенного на повестку дня вопросов, мы собираемся впервые.

Когда, почему и как люди, становятся радикальными до такой степени, что хотят использовать или напрямую поддерживать использование террора и насилия в отношении сограждан? Этот вопрос находится в центре академических и общественных дебатов за последние годы, поскольку террористические атаки участились, увеличивается число граждан Центральной Азии подвергающихся террористической вербовке.

Кыргызстанцы все чаще участвуют в «виртуальной» радикализации через Интернет. На этот процесс влияют блоги и интернет-форумы джихадистов, пропагандирующих насильственный исламский экстремизм.

 Хотя существуют способы контролировать некоторые из этих действий, все еще сложно понять мышление каждого человека, подверженного риску радикализации. Онлайн-радикализация представляет серьезную угрозу для Кыргызстана.

 Радикализация также не может быть обнаружена путем составления профайла вероятного террориста. Специалисты по борьбе с терроризмом обратили внимание на стратегию «диверсификации»- нарастающие атаки с участием самых различных исполнителей из разных национальностей и этнических групп, которые весьма сложно поддаются классификации.

Угроза  достаточно серьезная, чтобы спросить, готовы ли государственные органы противостоять этой новой проблеме. «Силовые» методы борьбы с терроризмом – как внутри страны, так и за рубежом - достаточно успешные. Однако до сих пор нет внутреннего эквивалента государственной политики «Противодействие насильственному экстремизму», направленной на то, чтобы не допустить, чтобы молодые кыргызстанцы были радикализованы дома. Наши силовые органы работают  против человека, уже взявшего оружие в руки. Необходимо такжде работать и с мышлением человека.

Существуют две тактики вербовки:

- проведение терактов на территории проживания

- пропаганда светлого образа будущего. И эта тактика осуществляется не в нарушение действующего законодательства.

    В отличии от контртерроризма, который нацелен на борьбу с террористами, предотвращение радикализации сосредоточено на сообществах, которые стали мишенью террористов для вербовки своих сторонников. Целью противодействия радикализации должно стать защита, укрепление и расширение возможности этих общин, чтобы они стали устойчивыми к насильственному экстремизму.

Рекомендации по итогам

  Состав участников форума и активность в обсуждении вопросов, вынесенных на повестку дня, продемонстрировали его актуальность, тем более, что его проведение отвечает политике по обеспечению безопасности стран ЕАЭС, в этой связи:

- проведение подобных форумов должно стать регулярным на ежегодной основе, и не только в Кыргызстане, но и в других странах ЕАЭС;

- необходимо усилить взаимодействие между силовыми структурами, экспертным сообществом, СМИ и общественными организациями стран ЕАЭС в деле противодействия терроризму и экстремизму;

- контр-радикализация не должна быть сформулирована как одна политика. Противодействие должно идти по нескольким каналам. Диапазон возможных действий потенциально неограничен, но обычно включает обмен сообщениями, участие и охват, образование и обучение и наращивание потенциала;

-  инструменты борьбы с радикализацией не являются принудительными «силовыми» инструментами. Они являются «мостом» между контр-терроризмом и противодействием радикализации;

- важно четко различать цели политики предотвращения радикализации. Политика будет отличаться в зависимости от того, стремится ли она предотвратить «когнитивную» (предвестник политической радикализации) или «насильственную» радикализацию;

-  государственным органам необходимо проявлять осторожность при выборе партнеров из сообществ. Усилия по проведению информационной работы должны отражать разнообразие общин и проводить различие между «вовлечением» и «расширением» прав и возможностей;

- большая часть борьбы с радикализацией сосредоточена на местах. Государственные органы могут обеспечивать руководство, ресурсы и координацию, но механизмы противодействия радикализации следует выстраивать снизу вверх. 

bishkek antiterror 1

Информация о форуме

Дата проведения: 20 июня 2017г.

Место проведения: конференц-зал «Империал» гостиницы «Достук», г. Бишкек, ул. Фрунзе, 429

Организаторы:  Клуб региональных экспертов КР «Пикир», Совет безопасности Кыргызской Республики Международная Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», Фонд «Евразийцы новая волна» и Экспертный клуб «Сибирь-Евразия» (Новосибирск). При поддержке Комитета по международным делам, обороне и безопасности ЖК КР, Аппарата Президента КР, Аппарата Правительства КР.  

Цель мероприятия: Обсуждение вопросов о необходимости проведения мероприятий по выстраиванию эффективного взаимодействия между государственными структурами, силовыми структурами, бизнес – сообществами и общественными организациями стран ЕАЭС  по обеспечению безопасности и совместному противодействию угрозам.    Обмен информацией о террористических рисках, угрожающих финансовой и экономическим системам в целом позволит более эффективно противостоять актуальным вызовам и угрозам, в том числе  противодействовать деятельности экстремистских организаций в сфере трудовой миграции,  представителей которых пытаются завербовать в ряды ИГИЛ и другие радикальные группировки.

Проведение форума приурочено к председательствованию Кыргызстана в ЕАЭС.

Участники:

Кыргызстан:

  1. Темир Джумакадыров,Секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики
  2.  Ирина Карамушкина, депутат ЖК КР
  3. Бахадыр Сулейманов, депутат ЖК КР
  4. Валентина Лисниченко, заместитель председателя Бишкекского городского Кенеша
  5. Серик Абиев, Антитеррористический центр ГКНБ
  6. Джакшылыков С., ГКНБ КР
  7. Замир Чолпонбаев, ГКНБ КР
  8. Эрлан Бакиев, 10 управление МВД КР
  9. Алмазбек  Асанбаев, заместитель председателя Государственной службы миграции при Правительстве КР
  10. Сейит Убукеев, директор Департамента международных организаций и безопасности МИД  КР
  11. Юрий Погиба, Президент Ассоциации ветеранов спецподразделений «Альфа», полковник ГКНБ в отставке
  12.  Шерадил Бактыгулов, эксперт по вопросам государственного управления
  13. Айканыш Абылгазиева, заместитель директора Центра исследований религиозной ситуации КР
  14. Мээрим Матураимова, ведущий специалист Центра исследований религиозной ситуации КР
  15.  Жаныл Бекетаева, сотрудник НИСИ КР
  16. Александр Зеличенко, директор ОФ «Центрально-азиатский центр наркополитики»
  17. Геннадий Карабанов, исполнительный директор объединения юридических лиц «Экономическая палата»
  18.  Токон Мамытов, экс- глава Государственной пограничной службы КР,  Советник премьер-министра КР, председатель Ассоциации народа Кыргызстана
  19. Игорь Шестаков, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог
  20. Эльмира Иманалиева, координатор Клуба региональных экспертов КР «Пикир»
  21.   Кайрат Осмоналиев,  член ЦИК КР
  22. Жыпар Жекшеев, общественный деятель, председатель НС КТРК
  23. Алина Молдокеева, политолог
  24. Павел Дятленко, доцент КРСУ
  25. Аркадий Гладилов, политический обозреватель
  26. Джумакадыр Акенеев, экономист
  27. Владимир Лю, директор представительства Фонда «Евразийцы – новая волна» в КР
  28. Денис Бердаков, политолог
  29. Токтогул Какчекеев, эксперт по военным вопросам
  30. Дамира Конокбаева, директор Колледжа БГУ, доцент
  31. Шамиль Борончиев, исполнительный вице-президент КСПП
  32. Гульнара Туленова, директор профессионального лицея №102
  33. Александр Сумароков, КРСУ
  34. Дмитрий Орлов, эксперт
  35. Эдил Осмонбетов, эксперт
  36. Даниил Бектурганов, ОФ «Гражданская экспертиза»
  37. Иеромонах Макарий (Еременко), Благочинный по монастырям в КР

Международная ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» КР:

  1. Рустам Раджапов, полковник, Вице-президент Международная ассоциация ветеранов спецподразделения антитеррора «Альфа» КР
  2. Кыштобек Муратбеков, полковник, вице президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»
  3. Муса Курмамбаев, полковник, вице президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»
  4. Александр Сильчинко, вице- президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»
  5. Кубанычбек Исманов, полковник в отставке КР вице президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»
  6. Улан Омурбеков, Международная ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» КР
  7. Улан Джапаров, вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» КР
  8. Богдан Сбитнев,  председатель молодёжного союза «Альфа», член клуба ИСБ «Гвардия» КР
  9. Максимилиан Погиба, заместитель председателя молодёжного союза «Альфа», член клуба ИСБ «Гвардия» КР
  10. Сергей Нефоросный, Международная ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» КР
  11. Кубанычбек Мамаев, Международная ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» КР
  12. Игорь Душимов, Международная ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Ответственный секретарь КР
  13. Алмазбек Карасартов, Командующий национальной Гвардией  ВС КР
  14. Андрей Акимов, ОАО горнорудный комбинат г. Карабалта
  15. Юлия Хижнякова, Молодёжный союз «Альфа», член клуба ИСБ «Гвардия» КР
  16. Табалды Окошев,  Гвардии полковник в отставке КР, Председатель ОО ветеранов ВДВ и частей подразделений специального назначения КР
  17. Владимир Мажаров, полковник в отставке КР,  Начальник штаба ОО ветеранов ВДВ и частей подразделений специального назначения КР
  18. Нурлан Бейшекеев, полковник в КР отставке, Заместитель председателя ОО ветеранов ВДВ и частей подразделений специального назначения КР
  19. Замир Чолпонбаев, председатель союза ветеранов ГКНБ КР
  20. Аслан Цагараев, Международная ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» КР
  21. Валентина Лисниченко, заместитель председателя городского Кенеша КР
  22. Нурлан Токоноев,   Президент Федерации самбо КР.  Член Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» КР

Россия:

  1. Вадим Чекмазов, Советник Посольства Российской Федерации в Кыргызской Республике
  2.  Владимира Березовец, вице-президент Международной ассоциации «Альфа»
  3. Евгений Расходчиков, генерал - майор налоговой полиции, государственный советник юстиции РФ 3 класса, почетный сотрудник всех трех ведомств, начальник управления физической защиты ФСНП РФ и начальник управления специального назначения ФСКН РФ, заместитель начальника управления собственной безопасности генеральной прокуратуры РФ, кандидат психологических наук, член совета Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» РФ
  4. Сергей Козлов, декан факультета политики и международных отношений Сибирского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ, исполнительный директор Экспертного клуба «Сибирь-Евразия», канд. ист. наук
  5. Дмитрий Александров, руководитель сектора центрально-азиатских исследований РИСИ
  6. Александр Барсуков, заместитель декана факультета политики и международных отношений Сибирского института управления – филиала РАНХиГС при президенте РФ, канд. полит. наук
  7. Вадим Шиллер, доцент кафедры истории России Кемеровского государственного университета, руководитель лаборатории мониторинга конфликтов Центра изучения этноконфессиональных конфликтов и противодействия экстремизму в молодежной среде КемГУ, канд. ист. наук
  8. Семен Уралов, шеф-редактор журнала «Однако»
  9.  Валерий Попов, президент ассоциации группы «Вымпел» (Россия)
  10. Николай Похилько,  статс-секретарь ассоциации группы «Вымпел»
  11. Николай Чуфаров, Фонд «Альфа патриот» РФ (Екатеринбург)
  12. Евгений Коростель, фонд «Альфа патриот» РФ (Екатеринбург)

Беларусь:

1. Юрий Бородич, генерал майор, экс командир группы «Альфа» КГБ Республики Беларусь. Бывший начальник службы безопасности Президента Республики Беларусь

Казахстан:

  1. Нурлан Ешкеев, первый секретарь Посольства РК в КР
  2. Расул Бахамов, политолог
  3.  Уалихан Бердалиев, Союз ветеранов войны в Афганистане РК.
Просмотров: 16624